Тактика и стратегия проведения денежно-кредитной политики

 

1.3.1. Обоснование стратегических целей и постановка задачи

Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам. Монетарные власти могут преследовать лишь достижение частной цели, которая в сочетании с другими частными целями, предназначенными для осуществления соответствующей части политики в других сферах, позволяет государственным органам добиваться успеха при реализации своей экономической политики.

Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям.

Как известно, приоритетной целью государственных органов является достижение наибольшей стабильности путем выбора и осуществления определённой политики и сохранение этой стабильности в течение долгого периода. Понятие "общая экономическая стабильность" включает в себя прежде всего определенное состояние основных макроэкономических параметров, а именно: устойчивый рост производства, стабильные цены, полную занятость рабочей силы и положительное сальдо платежного баланса. Для того, чтобы приблизиться к таким результатам, являющимся гарантом экономической стабильности, необходимо, считают монетаристы, чтобы все механизмы рынка действовали свободно. Однако развитие монополистических тенденций, как частных, так и государственных, мешает конкуренции играть свою роль в их достижении. В связи с этим М. Фридмен считает "рынок единственным известным средством, позволяющим экономическим агентам координировать свою деятельность без ограничения".

В большинстве промышленно развитых стран с рыночной экономикой выбор стратегической цели денежно-кредитной политики обусловливается общими действиями в рамках национальных, в высокой степени дифференцированных условий. Различия целей в разных странах наиболее очевидно проявляются при определении тактики монетарных властей.

Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия - внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные.

Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообусловливаемых и взаимозависимых (см. Приложение 17).

Весьма важно, чтобы специфические цели, которые в нашей классификации получили название промежуточных, находились исключительно в компетенции монетарных властей. В таком случае контроль упрощается, а ответственность за успех или неудачу может быть приписана исключительно одному органу: центральному банку. Безусловно, денежно-кредитная политика не может ставить перед собой цель обеспечить стабильность реальной переменной величины; её роль заключается в обеспечении прежде всего стабильности покупательной способности денег.

Конечные цели. При определении конечных целей часто говорят о "магическом" четырехугольнике, гранями которого являются названные выше макроэкономические показатели. Экономическая политика заключается в оптимальном сочетании всех этих параметров в зависимости от конкретных экономических и политических требований и в способности выстраивать приоритеты. Так, задача стимулирования производства во многих случаях трудно совместима с задачей борьбы с инфляцией или обеспечением равенства внешних балансов. Подъем экономической активности за счет увеличения доходов чреват ускорением темпов роста цен и различного рода нежелательными процессами во внешней торговле, если национальный производственный аппарат не сможет отреагировать на рост потребления.

Следовательно, экономическая политика должна установить для себя определённую иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Невозможность одновременного достижения всех граней превращает четырехугольник в магический.

Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путём развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Совершенно очевидно, что денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политики доходов, политикой промышленно-торговых структур и т. д.).

Промежуточные цели. Для того, чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели.

Центральные банки в качестве промежуточных определяют задачи, благоприятствующие реализации конечной цели.

Центральный банк имеет возможность выбора либо одной из двух промежуточных целей - процентные ставки или денежная масса, либо обе цели вместе. Это означает, что стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей - количестве денег и объёме кредитов.

В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран, входящих в ОСЭР, обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств (М1) до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Некоторые страны ограничивают свои промежуточные цели количеством денег центрального банка, считая, что этот агрегат представляет ограниченные запасы денег в обращении. Наконец, в отдельных странах монетарные власти предпочитают фиксировать кредитные цели.

Последние могут определяться различным образом. Наиболее узкое определение соответствует "внутреннему кредиту", включающему банковские кредиты резидентам частного и государственного секторов. Понятие "общий внутренний кредит" объединяет внутренние источники кредитования (суммарные банковские и небанковские кредиты резидентам, к которым присовокупляются эмиссии на финансовом рынке). Наконец, "глобальный кредит" включает совокупность всех источников финансирования экономики (общий внутренний кредит и внешнее финансирование).

Однако довольно часто центральные банки занимают прагматические позиции, обращая внимание на многие агрегаты (США, Великобритания, Япония) модифицируя агрегаты, считающиеся индикаторами их денежно-кредитной политики (США, Великобритания), или ассоциируя количественные цели кредита и денег (Нидерланды).

Некоторое количество критериев в отдельных странах оправдывает выбор целей между количеством денег и объемом кредита. Преодоление дефицита баланса текущих платежей требует установления очень четких норм кредита. Приоритет, отдаваемый выравниванию внешних расчетов, заставил некоторые страны (Италия, Великобритания) в течение определенного периода осуществлять цели в пределах внутреннего кредита.

Стремление к стабильности валютного курса в условиях открытой экономики очень затрудняет контроль денежных агрегатов. Несмотря на имеющиеся в его распоряжении методы (контроль валютных курсов, обязательные резервы на вклады нерезидентов, норма процента и т. д.), центральный банк теряет контроль над предложением денег, поскольку он осуществляет покупку и продажу иностранной валюты по определённому курсу и без ограничений.

Регулирования количества денег очень сложно добиться в случаях притока валюты, так как задача сокращения внутренних источников кредитования трудно реализуема. В случае оттока валюты, напротив, сокращение денежной массы может легко компенсироваться интенсивно поддерживаемым внутренним кредитованием, способствующим реализации цели. Следовательно, целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею.

Возможность монетарных властей осуществлять эффективный контроль над избранным агрегатом представляется фактором, определяющим выбор. Эта возможность в значительной степени зависит от особенностей структуры, источников финансирования и кредитования экономики, свойственных каждой стране. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.

В экономике, где существуют крупные и взаимозависимые рынки капиталов, возможность замещения банковского кредита прямым финансированием через доступ к рынку может являться препятствием для достижения кредитных целей. Напротив, процесс взаимозамещения денег и ценных бумаг может оправдать отказ от денежного агрегата, эволюция которого чревата утратой значительной его части в пользу кредитных целей.

Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т. д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т. д.); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т. д.); видов кредитов (инвалютные авансы).

Выбор целей, играющий иногда большую роль (например, расширение кредитов на экспорт как средство оптимизации торгового баланса), не должен разрушать взаимообусловленность совокупности денежно-кредитной политики. Так, рост кредитных вложений на экспорт может ускорить рост денежной массы, оживить повышение цен и в конечном счёте нарушить торговый баланс.

Внешние цели. Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливают все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.

Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием основного (платежного) баланса, которое в значительной степени может автономно влиять на уровень валютного курса независимо от движения долгосрочных капиталов и текущих платежей. Однако равновесие платёжного баланса не обеспечивает автоматически краткосрочную стабильность валютного курса, хотя в отношении среднесрочного курса оно часто оказывается единственным эффективным средством.

Ситуация неуравновешенности платежного баланса, следовательно, может сосуществовать с ростом валютного курса в результате прилива капиталов (как было, например, в США в начале 80-х гг.). В то же время положительное сальдо торгового баланса может сопровождаться оттоком капиталов.

В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной слишком интенсивной экономической экспансией в стране, возможны различные схемы возврата к равновесию:

n изменение цен;

n прямое регулирование с помощью денег;

n изменение процентной ставки.

1. В регулировании платёжного баланса с помощью цен особая значимость придаётся изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен. Эти движения в противоположных направлениях приводят к квазиметрическому восстановлению внешнего равновесия.

2. Прямое регулирование с помощью денег, практикуемое Международным валютным фондом, рассматривает платёжный баланс во всей его глобальности (сальдо основного баланса и движения краткосрочных капиталов небанковского сектора) и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии. При заданном спросе на деньги слишком интенсивная экспансия внутреннего кредита обусловливает неуравновешенность платёжного баланса. Напротив, торможение кредитов становится предпочтительным средством достижения равновесия платёжного баланса. Если, например, в стране, открытой для внешнего мира, но не доминирующей в нем, предложение денег превышает желаемое предположение, экономические агенты будут стремиться избавиться от своих избыточных авуаров, покупая реальные товары или финансовые ценности (ценные бумаги), часть которых будет импортироваться. Возникающий внешний дефицит вызовет неравновесие на валютном рынке.

Дефицит и избыток платежного баланса выражают, следовательно, фазы регулирования запасов на валютном рынке, а не равновесные потоки, обусловливающие предложение и спрос на реальные ценности.

Все предыдущие схемы основываются на колебании количества денег и пренебрегают ролью нормы процента.

3. Изменение нормы процента вызывает обратную реакцию экономических агентов. Так, ее понижение обусловливает рост экономической активности, способствует повышению дефицита платёжного баланса. Конечное влияние, считают сторонники кейнсианства, слабо. По их мнению, капиталовложения и движение капиталов обладает пониженной эластичностью относительно стоимости кредита, тогда как сторонники монетаризма допускают значительно более сильную реакцию.

Следует также отметить, что в режиме плавающих курсов прогнозы движения валютных курсов могут противоречить процессу регулирования. В период стабильности прогнозов различные нормы процента между кредитами различных стран подчиняются некоторым критериям (разность между темпами инфляции, в частности) и достаточны для предотвращения дестабилизации валютных курсов.

Когда экономические агенты включают в свои прогнозы понижение валютного курса, роль нормы процента понижается, так как стоимость денежных займов может достигнуть очень высокого уровня. В периоды интенсивной спекуляции движение нормы процента играет, скорее, роль индикаторов кризиса.

Чтобы придать реальную действенность внутренней денежно-кредитной политике, монетаристы рекомендуют эластичность валютного курса, однако они не учитывают того, что свободное колебание валютного курса само по себе может быть фактором внешнего равновесия. Контроль за денежной массой со стороны центрального банка действительно должен быть основным, поскольку гибкая валютная политика обеспечивает большую автономность действия, избегая конфликтов между внутренними и внешними целями.

Опыт с плавающим валютным курсом в 1971- 1973 гг. в западных странах свидетельствует, что в конечном итоге гибкость валютного курса не приводила к какому-либо длительному равновесию платежного баланса, ибо усиливала нестабильность валютных рынков и являлась значительным фактором инфляции. Поэтому многие страны, в частности в Западной Европе, приняли валютные курсы, характеризующиеся меньшей неравномерностью (устойчивые, но регулируемые), либо практикуют "жёсткое" регулирование плавающего курса.

Эта ориентация основывается на убеждении, что твердость курсов оказывает благоприятное воздействие на внутреннее и внешнее экономическое равновесие. Действительно, твердый обменный курс способствует улучшению условий обмена. Он позволяет подавлять стоимость импорта, одновременно побуждая предприятия специализироваться в области наукоемкого производства (высокотехнологичное производство).

Другим аргументом в пользу такого решения является тот факт, что стабильность курсов усиливает борьбу с инфляцией. Во-первых, она предотвращает повышение стоимости импорта, неизбежно вызываемое обесцениванием национальной валюты, во-вторых, требует от экономических агентов строгой дисциплины, что благоприятствует усилению конкурентоспособности предприятий.

Таким образом, если исходить из того, что общая экономическая стабильность невозможна без стабильности денежной среды, то, следовательно, достижение денежно-кредитной стабильности является главной функцией центрального банка, осуществляющего монетарную политику. Она может быть неэффективной либо потому, что монетарные власти не могут изменить денежную массу или процентную ставку так, как считают нужным, либо потому, что спрос на капиталовложения или потребительский спрос не реагируют на движение денежных переменных.

Безусловно, одновременно достичь промежуточных (краткосрочных) и конечных (долгосрочных) целей чрезвычайно трудно. Это возможно при условии, что приоритетным для экономической политики останется достижение долгосрочной стабильности, а именно стабильный уровень цен и рост производства как источник занятости рабочей силы, то есть ослабление циклических колебаний экономики.

Полная экономическая стабильность является идеальной, но утопической целью, что же касается выбора долгосрочной цели, то он чрезвычайно желателен, поскольку намного сложнее бороться с продолжительными колебаниями экономики. Стремясь их сдерживать, монетарные власти часто благоприятствуют ускорению неустойчивости, нежели ее ослаблению. Относительная экономическая стабильность может быть достигнута, если государственные органы, которые избрали данную цель, используют для этого наиболее приемлемую тактику с учётом реальных условий.

 

1.3.2 Выбор индикаторов

Центральные банки не всегда располагают адекватным показателем, позволяющим оценить их действия. Как правило, они основываются на весьма расплывчатых выражениях, таких, как "избыточная эмиссия", "недостаток денег", не уточняя, что именно включает утверждение "избыток" или "недостаток" денег в обращении. Выбор индикатора (кроме выбора цели) имеет решающее значение для того, чтобы денежно-кредитная политика, преследующая промежуточную цель, вписалась в логику предусмотренной конечной цели.

Индикатор дает информацию о направленности денежно-кредитной политики (рестрикция или экспансия) и широте влияния банковского сектора на конечные цели политики, степень реализации которой неизвестна в ближайшем будущем, потому что данные экономической статистики выдаются позднее и существует временной промежуток до начала ответной реакции экономических показателей на денежные переменные.

Предполагаемый индикатор должен обладать четырьмя признаками: отражать избранную цель; быть легко измеряемым; отражать определённым образом действия центрального банка; поддаваться эффективному контролю со стороны центрального банка.

Наиболее часто в качестве индикатора осуществляемой монетарной политики воспринимается либо процентная ставка, либо денежная масса. Выбирать один из них (переменную цены или переменную количества) не следовало бы, если бы не было никакого сомнения в механизме передачи денежно-кредитной политики на экономику, иначе говоря, если бы не существовало неизменное отношение между денежной массой и процентной ставкой. Такое условие ни краткосрочно, ни долгосрочно не выдерживается.

Краткосрочная изменчивость отношения между денежной массой и процентной ставкой может проистекать либо из неустойчивости спроса на кредиты, либо из неустойчивости объёма расходов (склонность к потреблению или побуждению к инвестированию). Если спрос устойчив, то лучшим индикатором денежно-кредитной политики является процентная ставка. Действительно, в связи с повышением процентной ставки, вызванным непредвиденным ростом спроса на кредиты, центральный банк, определяющий свои действия в зависимости от процентной ставки, увеличивает денежную массу, компенсируя тем самым снижение скорости обращения денег. И наоборот, если неустойчивы функции расхода, то лучшим индикатором денежно-кредитной политики становится денежная масса. Перед фактом роста процентной ставки в результате непредвиденного роста общих расходов центральный банк, определяющий своё поведение в зависимости от денежной массы, не увеличивает её и позволяет процентной ставке играть роль стабилизатора в достижении конечной цели.

Обычно монетаристы утверждают, что функция спроса на деньги и функции расходов устойчивы, что первая более устойчива, чем вторые, и предлагают, таким образом, принять денежную массу за индикатор денежно-кредитной политики. Кейнс считал, что предпочтение ликвидности и побуждение к инвестиции являются неустойчивыми, но первое вероятно в большей степени, чем второе, и поэтому брал в качестве индикатора денежно-кредитной политики процентную ставку.

Фридмен свой выбор денежной массы в качестве индикатора денежно-кредитной политики объяснил изменчивостью в течение долгого периода отношения между ростом денежной массы и процентной ставки. Он отверг ряд индикаторов слишком общих и долгосрочных (индекс цен, индекс безработицы, процентные ставки), чтобы сохранить единственный "действительно монетарный краткосрочный индикатор": количество денег в обращении.

Преимущество использования денежной массы в качестве индикатора состоит в том, что она находится в компетенции исключительно монетарных властей, только они обладают методами, необходимыми для такого контроля. Выбор краткосрочного индикатора объясняется тем, что денежная масса, находящаяся в обращении, обеспечивает лучшее измерение предложения денег, тогда как остальные элементы банковской деятельности (объём активов, нормы резервов, условия кредита) отличаются двойственной интерпретацией (нормы резерва) или двусмысленностью между понятиями "предложение денег" и "предложение кредитов" (условия кредита).

Кроме того, власть центрального банка над предложением денег является достаточной для того, чтобы количество денег в обращении представляло собой ясный индикатор денежно-кредитного состояния на конкретный момент: непрерывное увеличение темпа роста денег означает, что монетарные власти способствуют этому, и наоборот.

Однако, чтобы денежная масса могла по-настоящему служить индикатором денежно-кредитной политики, нужно ещё, чтобы её статистическое содержание могло легко определяться. Такая возможность часто оспаривается. Действительно, существует много определений денежного агрегата, его состава в зависимости от соотношения финансовых активов, которые, не являясь непосредственно платёжными средствами, но будучи конвертируемы в эти средства без большого срока и без большой стоимости, приравниваются к деньгам. И поскольку различные денежные агрегаты не изменяются параллельно, то выбор того или иного агрегата в качестве индикатора денежно-кредитной политики не является безразличным.

В монетарной практике развитых капиталистических стран почти повсеместно утвердился "многовариантный" принцип определения денежной массы. В основу разграничения денежных агрегатов в финансовой статистике положен "принцип ликвидности". Это понятие относится к способности средств денежно-кредитной системы опосредовать сделки на рынке товаров и услуг и ссудных капиталов, а также служить резервуаром покупательной способности. При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в различных странах денежные агрегаты в наиболее общем виде могут быть представлены следующим образом:

М0 - наличные деньги в обращении, включая денежные средства в кассах банков;

М1 - М0 + средства на текущих счетах коммерческих банков и вклады до востребования;

М2 - М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках;

М3 - М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитно-банковских институтах;

М4 - М3 + акции, облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, векселя физических и юридических лиц;

М5 - М4 + средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.

Качественный состав денежных агрегатов неоднозначен в различных странах, что обусловлено как традиционно сложившимися теоретическими представлениями о деньгах, о соотношении налично-денежного и безналичного компонентов в совокупном денежном обороте, денег и финансовых активов, так и спецификой денежно-кредитной системы и используемыми методами ее регулирования центральным банком. Так, в США в составе денежной массы присутствуют 4 основных денежных агрегата:

М1 - наличные деньги вне банковской системы, дорожные чеки, депозиты до востребования (без межбанковских и остатков на счетах казначейства) и так называемые "прочие чековые депозиты", которые включают в себя счета-АТС и НАУ, а также паевые счета кредитных союзов;

М2 - М1 + срочные и сберегательные депозиты (до 100 тыс. дол.), однодневные соглашения об обратном выкупе ценных бумаг, однодневные евродолларовые депозиты резидентов США и суммы взаимных фондов денежного рынка);

М3 - М2 + срочные депозиты свыше 100 тыс. дол., срочные соглашения "ре-по", срочные евродолларовые депозиты;

Л - М3 + запас сберегательных бонов (облигаций), краткосрочных го-сударственных обязательств, коммерческих бумаг и банковских акцептов вне банковской системы.

Статистика денежного обращения других развитых стран использует ряд показателей, отражающих структуру и динамику денежной массы. В Японии, к примеру, применяется 4 различных по своему охвату показателя денежной массы. Наиболее адекватным Банк Японии считает расширенную денежную массу, которая включает в себя наличные деньги в обращении, средства на текущих счетах в коммерческих банках и средства, вложенные в один из видов ценных бумаг рынка краткосрочных капиталов - в депозитные сертификаты. В Великобритании публикуются 5 показателей денежной массы, в Италии - 4, в Швейцарии - 3, во Франции - 10, в Германии - 3.

Центральный банк России не имел опыта агрегирования денежной массы, поэтому в качестве ориентиров были приняты агрегаты денежной массы, используемые в зарубежной практике. Однако показатели денежной массы России должны учитывать специфику ее структуры, в которой основное место занимают наличные деньги в обращении, средства на расчетных, текущих и срочных счетах юридических лиц, во вкладах населения в Сберегательном банке. Остальные компоненты денежной массы находятся на стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере развития соответствующих видов счетов и операций банков.

Агрегаты, учитывающие специфику денежного оборота в стране, представляют собой в настоящее время следующее:

М0 - наличные деньги нефинансового сектора и в кассах банков;

М1 - М0 + расчетные, текущие и прочие счета в коммерческих банках юридических лиц; вклады в коммерческих банках юридических и физических лиц; вклады населения в Сбербанке до востребования;

М2 - М1 + срочные вклады в Сбербанке;

Н (денежная база) - М0 + обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке и средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в центральном банке.

Таким образом, спецификой агрегирования денежной массы в России является то, что денежный агрегат М2, рассчитанный по методике Центрального банка РФ, включает в себя все виды вкладов юридических и физических лиц в коммерческих банках (то есть и срочные и сберегательные), а агрегат М2 - срочные вклады в Сбербанке. Данная классификация отражает особое положение и статус Сбербанка РФ как основного института, аккумулирующего денежные средства населения.

Сравнительно недавно в Российской Федерации для характеристики величины денежной массы стал применяться показатель М2Х, в состав которого помимо величины М2 включаются также все виды депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте - Х).

С учетом национальных особенностей денежно-кредитной системы набор этих показателей весьма различен по своему составу, однако отчетливая тенденция к универсализации финансовых рынков и инструментов в последние десятилетия привела к тому, что денежные агрегаты постепенно начинают терять свою национальную окраску. При межстрановом сопоставлении развитые и развивающиеся страны пользуются статистическими данными МВФ, который рассчитывает общий для всех стран показатель М1 (наличные деньги и все виды чековых вкладов) и более широкий показатель "квазиденьги", куда включаются срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке.

Между показателями денежной массы существуют не только значительные количественные расхождения, но они обладают различной динамикой и степенью "регулируемости" со стороны центрального банка. Из четырех агрегатов только М1 и М2 поддаются регулирующему воздействию центрального банка. Их динамика обладает более стабильной и определённой связью с динамикой номинального ВНП, которая поддаётся прогнозированию. Элементы, включённые в агрегаты М3 и Л, не подпадают под контроль и потенциально могут сыграть роль дестабилизирующего фактора. Наконец, строгое разграничение агрегатов денежной массы на практике имеет условное значение, что существенно осложняет их прогнозирование.

Проблема измерения в области процентной ставки несомненно менее сложна, чем в области денежной массы, поскольку структура процентных ставок более устойчива, чем структура денежной массы и квазиденежных активов. Эконометрия спроса на деньги, какой бы научной она ни была, не дает бесспорного ответа относительно наилучшего определения денежной массы. Последняя периодически меняется, что не совсем удобно для среднесрочного определения денежно-кредитной политики. Тем не менее, по мнению монетаристов, "денежный агрегат представляет собой лучший критерий для денежно-кредитной политики, имеющийся в её распоряжении" [35]. Вместе с тем не исключается замена критерия в зависимости от потребностей и возможностей.

В связи с этим возникают два вопроса: какое содержание и какое измерение денежного агрегата следует выбрать? Дать определение денежному агрегату - значит указать, какой вид денег должен быть принят в качестве индикатора.

Выбор денежной массы в качестве индикатора денежно-кредитной политики требует обязательного статистического наполнения этого понятия. Оно должно охватывать однородные совокупные величины, позволяющие вывести стабильную эконометрическую функцию денежного спроса.

Определение содержания и структуры денежной массы представляет собой немаловажную практическую проблему, поскольку рост различных её агрегатов не происходит параллельно, как об этом свидетельствует практика развитых западных стран.

Сторонники кейнсианской теории наглядно показали те практические трудности, с которыми связано использование денежной массы в качестве индикатора денежно-кредитной политики. Основной её недостаток состоит в том, что она является "слепым" индикатором, в котором не учитывается конъюнктурная панорама.

Следовательно, необходимо изучить, при каких условиях и обстоятельствах монетарным властям следует осуществлять свои исключительные права, чтобы денежно-кредитная политика была наиболее эффективной. В этом смысле основное предназначение денежно-кредитной политики - контроль, эффективный и стабильный, за выпуском денег, но эта задача должна быть дифференцирована от идеи "нейтрализации" и "автоматизации" денежно-кредитной политики, являющейся основополагающей в монетаристской теории, рекомендующей постоянный рост денежной массы, независимо от конъюнктуры.

Что касается другого индикатора, то при всех его преимуществах стабильность процентных ставок не может быть обеспечена денежно-кредитной политикой на продолжительный период времени.

Во-первых, стабильность процентных ставок на желаемом уровне возможна, когда на открытом рынке предметом сделок является большое количество ценных бумаг. Таким количеством ценных бумаг центральный банк может и не располагать.

Во-вторых, контролирование процентных ставок не является прямой компетенцией центрального банка. Последний представляет собой лишь один из многочисленных органов, которые воздействуют на рынок капиталов; он в состоянии установить доходность лишь некоторых ценных бумаг, но не может определить структуру ставок на все активы.

В-третьих, интерпретация связей между количеством денег и процентными ставками часто является ошибочной. Например, когда центральный банк желает поддерживать низкие процентные ставки, он приобретает ценные бумаги, цена которых повышается на открытом рынке. Параллельно усиливает снабжение ресурсами банковских учреждений второго ранга, которые, в свою очередь, получают возможность увеличить свое предложение денег путем предоставления кредитов. Следовательно, монетарные власти делают вывод о том, что увеличение предложения кредита направлено на уменьшение процентных ставок, но, как известно, это происходит в начале процесса, поскольку впоследствии более быстрый темп роста количества денег стимулирует расходы. В конце концов, цены повышаются, и первоначальное понижение ставок оказывается в таком случае перевернутым. Следовательно, низкие процентные ставки на продолжительный период могут быть сохранены лишь ценой усложнённых операций.

В-четвёртых, стабильность ставок устанавливается лишь после длительного периода. Например, низкие процентные ставки могут свидетельствовать о жёсткости политики предшествующей, а не действующей в данное время.

И наконец, номинальный уровень процентных ставок постоянно находится под прессингом инфляционных антиципаций. Таким образом, применяемые индикаторы денежно-кредитной политики - денежная масса и процентные ставки - наряду с преимуществами имеют и определенные недостатки, которые делают их уязвимыми. Стало быть, они не являются идеальными с точки зрения предъявляемых к индикатору основных требований. Очевидно, именно этим объясняются различия в выборе индикатора в разных странах.

 

1.3.3. Условия применения и воздействия

Для того, чтобы избежать неадекватность конъюнктуры и применяемых методов денежно-кредитного воздействия на экономику, необходимо точно определить оптимальные условия осуществления денежно-кредитной политики.

Исполнение денежно-кредитных полномочий монетарными властями требует уточнения в двух основных аспектах.

1. Определение масштаба обязанностей монетарных властей: нельзя заставить центральный банк участвовать в осуществлении общей цели экономической политики, предоставив ему абсолютную свободу в определении собственной миссии и методов для выполнения данной миссии.

2. Использование стабильной денежно-кредитной системы является основной задачей государственных органов в той мере, в какой рынок, предоставленный самому себе, не может привести к такой структуре. Противоречие, касающееся определения места денежно-кредитной политики, параллельно противоречию, касающемуся определения общей краткосрочной или долгосрочной экономической цели.

Для выбора приемлемой денежно-кредитной политики и достижения конечной и промежуточной целей центральный банк также должен располагать конкретными полномочиями. Могут быть предусмотрены два типа полномочий: передача общей цели, которая достигается благодаря широким произвольным полномочиям, используемым в зависимости от потребностей, и передача промежуточной цели, чётко определённой в соответствии с правилами, известными заранее.

Противостояние между предоставлением полномочий для достижения общей и промежуточной целей является условием эффективности денежно-кредитной политики в зависимости от сделанного выбора: предоставление неограниченных полномочий может привести к такому парадоксу, когда банки отвечают за всё, но только не за состояние денежно-кредитных переменных. Следовательно, целесообразно предоставление центральному банку ограниченных полномочий.

Форма предоставления полномочий основана на выборе краткосрочной цели: монетарные власти должны сглаживать непредвиденные колебания основных экономических параметров каждый раз, чтобы ликвидировать периоды нестабильности (например, повышения государственных расходов над доходами, при риске инфляции и т. д.). Однако реализация денежно-кредитной политики весьма затруднена из-за недостаточности владения механизмами управления экономикой и необходимости сроков выявления результативности денежно-кредитных мероприятий.

Чтобы стимулировать спрос, необходимо ответить на следующие вопросы:

- что является "мигающими указателями", говорящими об уменьшении спроса;

- как можно определить, на каком этапе недостатка спроса мы находимся: начальном, с риском дефляции, или в процессе данного кризиса;

- каким образом выбрать методы для корректировки конъюнктуры, будучи в состоянии оценить также условия, приводящие к успеху, как и условия, приводящие к неудаче;

- каким образом можно дозировать эти методы?

Ответ на последний вопрос особенно сложен по двум причинам:

- необходимо установить оптимальные условия, так как только целе-направленное действие способно привести к ощутимому воздействию. Любая другая политика может вызвать лишь дестабилизирующие последствия;

- необходимо предвидеть связь между масштабом действия и масштабом его воздействия - иногда следует предпочесть политику, кажущуюся менее строгой. Как правило, важен уровень начального импульса, от которого непосредственно зависит конечное влияние.

Следовательно, возникает затруднение в правильном определении направленности денежно-кредитной политики. Не случайно действия монетарных властей чаще приводят к усилению циклических колебаний экономики, чем к их ослаблению. Нередко центральный банк проводит экспансионистскую политику экономического роста, и только ретроспективно выясняется, что единственно подходящей была рестриктивная политика ограничения этого роста, и наоборот. В итоге, так называемая ошибочность выбора решений представляет собой дополнительный элемент нестабильности экономики.

Произвольный характер денежно-кредитной политики усиливается сроками, необходимыми, чтобы все эти воздействия на экономику возымели результат. Денежно-кредитная политика оказывает полное воздействие лишь после прохождения трёх этапов.

1. От появления необходимости действовать до осознания этой необходимости компетентными кругами.

2. От сознания необходимости действовать до решения действовать. Здесь сдвиг во времени зависит от используемой при этом политики. С этой точки зрения, денежно-кредитная политика предпочтительнее, чем бюджетная политика. Можно относительно быстро изменить составные части инструментов денежно-кредитной политики: процентные ставки или нормы обязательных резервов: возможность покупки и продажи ценных бумаг на открытом рынке. Напротив, возможно изменить произвольно структуру налогообложения или сумму государственных расходов, необходимы законодательные акты, соответствующие административные процедуры.

3. От действия до его результатов. Продолжительность данного этапа трудно установить с определенной точностью. Одни считают, что он короче при использовании бюджетной политики, чем денежно-кредитной, другие - наоборот. Кроме того, определить среднюю продолжительность этапа невозможно, поскольку любая политика должна соответствовать тому частному случаю, в связи с которым она используется.

Трудность измерения продолжительности указанных этапов приводит к тому, что допущенные ошибки приобретают лавинообразный характер, так как их нельзя быстро скорректировать. Например, наивно думать, что если было предпринято антиинфляционное мероприятие и оно оказалось в конце концов бесполезным, то можно совершить обратное действие. За период, пока делается вывод об ошибочности действия и изменяется направленность политики, экономическому равновесию может быть нанесён значительный ущерб. Неясность в данной области обусловлена плохим знанием "закона больших чисел", отсюда возникло мнение, что достаточно компетентным органам правильно предвидеть результаты своих интервенций, чтобы ослабить циклические колебания экономики. Необходима очень большая способность предвидеть, чтобы политика оказала полное стабилизирующее воздействие.

Таким образом, выбор, применение и воздействие денежно-кредитной политики не являются явлениями мгновенного действия. Три этапа её прохождения представляют собой значительный период времени внутри каждого цикла. В связи с этим даже правильно принятое направление чаще всего оказывает нужное влияние слишком поздно. В самом деле, методы, призванные противостоять затруднениям в момент принятия решения, могут оказаться неспособными противостоять затруднениям, которые возникают в момент их воздействия.

В связи с этим часто денежно-кредитной политике приписывают неэффективное влияние: оно проявляется лишь через продолжительный срок. Именно поэтому фактор времени в принятии решения действовать, в определении направлений принимаемой политики и выборе методов денежно-кредитного воздействия имеет чрезвычайно большое значение с точки зрения результативности последнего.

 

1.3.4. Выбор инструментария: классификация методов

После того как уточнена стратегия денежно-кредитной политики, установлены ее цели, чрезвычайно важно определить тактику её осуществления монетарными властями. Под тактикой понимается выбор и применение предпочтительных для достижения ожидаемых результатов инструментов денежно-кредитного регулирования; она рассматривается как чрезвычайно важный аспект активной и целенаправленной денежно-кредитной политики. Принцип, заложенный в основе денежно-кредитной политики, требует использования соответствующих инструментов. Здесь имеет место трансформация концепции в конкретный механизм действий.

Выбор методов денежно-кредитного регулирования является решающим, поскольку применяемые инструменты не обладают одинаковой степенью эффективности. Некоторые из них нуждаются в обязательном дополнении другими инструментами (следовательно, в совместном использовании), в то время как другие являются только альтернативными (следовательно, их взаимное использование исключается).

Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по разным признакам. Прежде всего все методы монетарного воздействия на экономику условно можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика).

Двойственность денежно-кредитной политики в системе макроэкономических методов регулирования состоит в том, что по преобладающей сфере воздействия она относится к рычагам конъюнктурной политики. Вместе с тем в случае применения селективных способов стимулирования развития отдельных отраслей, секторов и регионов (например, предоставление целевых кредитов по льготным ставкам) она функционирует как инструмент структурной политики.

Различают инструменты для достижения внутренних и для достижения внешних целей; методы экономического (косвенного) воздействия, направленные на совокупность рыночных механизмов, и методы административного (прямого) воздействия, предусматривающие ограничение этой совокупности; вмешательство в цены (норма процента и валютный курс) и вмешательство в количественные категории. Однако классификация методов, оправданная с познавательной точки зрения, не соответствует реалиям денежно-кредитной политики, которая на практике оказывается гораздо сложнее. Действительно, классификация методов соотносительно с конкретизированными целями не может быть универсальной и оставаться незыблемой.

Приведенная классификация не претендует на охват всех известных методов. Они чрезвычайно обширны, как и сама сфера действия денег и кредита, и формировались постепенно. В классификацию включены лишь методы, наиболее часто применяемые непосредственно кредитной системой, для которых характерны сочетаемость, многозвенность, относительная самостоятельность.

В основе выбора инструментария находится принцип "компенсационного регулирования", который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.

В условиях "перегрева" экономики и развития инфляционных процессов проводится политика "дорогих денег", или политика кредитной рестрикции. И, наоборот, к политике "дешёвых денег", или к кредитной экспансии, прибегают для стимулирования капиталовложений и деловой активности. Предполагается, что в первом случае произойдет сжатие, сокращение объема кредитных вложений и денежной массы, а во втором - расширение. Таким образом оказывается воздействие на конъюнктуру в желаемом направлении.

Политика кредитной рестрикции обеспечивается путем повышения процентных ставок за пользование кредитом и воздействия на банковскую ликвидность. Сдержанность центрального банка в рефинансировании коммерческих банков вынуждает последних осуществлять жесткую политику кредитования. При недостаточности экономических методов центральный банк вводит административные ограничения: понижает норму потолка предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита. Кредитная рестрикция является основным методом в антиинфляционной политике. Она также используется для предотвращения утечки капиталов за границу. В условиях роста неплатежеспособности клиентов и банкротства предприятий кредитная рестрикция снижает риск краха банков.

Противоположный тип политики - кредитная экспансия. Она вводится с целью оживления экономики и расширения занятости населения за счет расширения кредитования и поощрения инвестиций. При этом, наоборот, процентные ставки снижаются, изменяются в сторону уменьшения нормы обязательных резервов. На открытом денежном рынке центральный банк выступает покупателем государственных ценных бумаг, создаёт льготные условия для предоставления кредитов хозяйствам и населению.

Характер и направление денежно-кредитной политики в рамках принципа "компенсационного регулирования" конкретно проявляются в уровне и динамике денежной массы, процентных ставок, нормы обязательных резервов, которые изменяются в определённом отрезке времени, снижаясь или повышаясь синхронно осуществляемой политике кредитной рестрикции или экспансии.

Как правило, вмешательство в деятельность банков второго уровня осуществляется двумя способами. Во-первых, воздействием на пассивы их баланса, в основном путём контроля над управляемыми депозитами посредством инструментариев, которые регулируют депозитную эмиссию и, следовательно, массу денег в обращении. Во-вторых, воздействием на активы их баланса, в основном на соотношение между частными и государственными ценными бумагами в их портфеле. При этом могут быть осуществлены посредством имманентных инструментов два типа контроля: над структурой предоставленных кредитов и над структурой процентных ставок.

Оба вида воздействия - денежное в первом случае, кредитное во втором - взаимосвязаны, именно поэтому речь может идти о денежно-кредитной политике в целом. Например, инструменты, предназначенные для контроля над количеством денег в обращении, влияют одновременно на структуру портфеля банков и косвенно на уровень и структуру процентных ставок.

При проведении целенаправленной кредитной политики (рестриктивной или экспансионистской) центральные банки одновременно прибегают ко всем известным методам или применяют их в определенном сочетании. Выбор инструментов денежно-кредитной политики в значительной мере определяется составом и структурными характеристиками денежно-кредитной системы, которую они призваны регулировать. Поэтому диапазон и иерархия методов денежно-кредитного регулирования до недавнего времени сильно разнились по странам.

Однако относительная конвергенция структурных форм национальной кредитной системы в последние годы постепенно ведет к сближению диапазона и иерархии инструментов денежно-кредитной политики в развитых западных странах. Этот процесс интенсифицировался в связи с переходом стран - членов ЕЭС с 1993 г. к единому европейскому рынку движения товаров, капиталов и рабочей силы, а с 1 января 1999 г. - к единой денежной единице ЕВРО. Первопричиной целенаправленной конвергенции диапазонов и иерархии инструментов денежно-кредитной политики следует считать процесс интернационализации рынков капиталов и появление новых финансовых инструментов.

Постепенно инструменты косвенного воздействия (операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, частота интервенций центрального банка, изменения дисконтных ставок) приобретают роль основных методов регулирования. Роль и значимость методов прямого воздействия на банковскую деятельность постепенно снизилась в Великобритании, Японии, Швеции и Франции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: