Регулирование официальной учетной ставки

 

Ссудный процент - основной атрибут кредита. Как выразитель кредитных отношений, он является объектом и одновременно рычагом государственного регулирования экономики на макро- и микроуровнях. Поэтому он обязательно присутствует в системах регулирования экономики всех цивилизованных государств. В системе рычагов регулирования экономики вряд ли можно назвать иной инструмент, который превосходил бы банковский процент по степени доступности, дешевизне и простоте.

Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Исключение составляют Италия и Португалия. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным) инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования с помощью изменений официальной учетной ставки довольно прост, что и явилось причиной его широкого использования как в развитых, так и развивающихся странах. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки центрального банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетная ставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне ниже рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой соответствующую реакцию денежного рынка.

Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная ставка центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение «горячих денег» (то есть капиталов, ищущих прибыльного применения) из страны с высокими ставками, что оказывает значительное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок используется и как метод валютного регулирования.

Условия рефинансирования в рамках учетной политики определяются следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, то есть максимально возможным объемом переучета векселей для одного банка; учетной ставкой центрального банка.

Например, в Германии Немецкий федеральный банк законодательно закрепил следующие требования по качеству векселей, принимаемых к переучету: наличие не менее трех известных подписей; срок исполнения не более трех месяцев со дня представления к переучету; соответствие вида векселя.

Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконтной политики принимает также меры селективного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем установления определенных контингентов, то есть лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерческим банкам и государственным кредитным институтам. Так, например, в Германии, если переучетные контингенты обычно устанавливаются на полгода, то в виде исключения переучет векселей Экспортного банка и Общества по финансированию промышленного оборудования не ограничен, что обусловлено стремлением центрального банка стимулировать внешнюю торговлю страны.

Изменение контингента рефинансирования позволяет центральному банку достигать следующего эффекта. При ограничении контингента коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например, к залоговым кредитам, что означает снижение объема их кредитного потенциала и удорожание кредитов (так как ставка по залоговым кредитам центрального банка выше ставки переучета).

Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету, центральный банк снижает объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В связи с этим общеэкономический эффект дисконтной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату М3).

Изменение контингента рефинансирования в Великобритании имеет свои особенности: Банк Англии осуществляет рефинансирование национальных кредитных институтов через дисконтные дома, которым он устанавливает учетную ставку, базирующуюся не еженедельной котировке казначейских и торговых векселей, причем эта котировка близка к рыночной.

В Германии, Дании, Нидерландах и Бельгии кредитные учреждения имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам ниже рыночных. В настоящее время в Германии и Дании кредитные учреждения могут получать практически нелимитированные кредиты центрального банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других стран.

Как уже отмечалось, именно на центральные банки возложена функция установления уровня официальной учетной ставки. Несколько своеобразными являются методы регулирования официальной учетной ставки ФРС США в силу специфики самой формы организации денежно-кредитной системы этой страны. Каждый из федеральных резервных банков самостоятельно устанавливает уровень своей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру и утверждению Советом управляющих ФРС. Вместе с тем фактическая централизация действий федеральных резервных банков, по существу, определяет проведение ими единой политики в области регулирования учетных ставок.

Как показывает анализ динамики официальных учетных ставок, изменения экономической обстановки вызывают изменения в учетной политике центральных банков. Например, в США в период экономического кризиса 1929 - 1933 гг. официальные учетные ставки понижались 8 раз, а во время экономического кризиса 1957 - 1958 гг. - 4 раза; во время экономического подъема в 1955 - 1957 гг. учетная ставка повышалась 7 раз, а в 1979 - 1981 гг. - 17 раз.

Как правило, в законах о центральном банке предусмотрена лишь сама возможность установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки и не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим центральный банк полностью автономен в своих действиях и может исходить из сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной сфере. Как следует из практики центральных банков зарубежных стран, официальная учетная ставка может колебаться в довольно широких пределах - от 5 до 15%. Так, размеры официальной учетной ставки федеральных резервных банков США в 60-е годы не выходили, как правило, за пределы 4%, а в 70-е годы возросли до 14%. Высокий уровень официальной учетной ставки федеральных резервных банков и процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков явился одним из важнейших факторов усиления в эти годы притока иностранных капиталов в США. С начала 70-х годов отмечался рост учетной ставки Бундесбанка (Германия): с 3 - 4% до 8% в 1993 г.

Официальные учетные ставки центральных банков ведущих промышленно развитых стран в настоящее время были установлены в следующих размерах:

Великобритания - 5 1/8%

Германия        - 4 1/2%

США               - 3 1/2%

Япония           - 1 3/4%

Франция         - 5%

Наиболее низкие процентные ставки были установлены в Японии, где созданы условия для получения более дешевого кредита, чем, например, в Великобритании, и, следовательно, более благоприятные условия для инвестиций.

Оценивая регулирующую роль официальной учетной ставки, следует отметить, что она является для деловых кругов страны своего рода барометром экономической обстановки. Другими словами, осуществляя дисконтную политику, центральный банк выполняет «сигнальную миссию». Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной ставки служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам «подготовиться» к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной политики.

Однако крупные банки могут часто вслед за центральным банком не изменять процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру. В связи с этим, например, Немецкий федеральный банк начиная с 80-х годов стал проводить политику индивидуализации, то есть установления контингента рефинансирования индивидуально для каждого кредитного учреждения или группы банков.

Следовательно, учетная политика центрального банка - это механизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.

 

 

Ломбардная политика

 

Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая, политика, основанная на предоставлении центральным банком ломбардных кредитов коммерческим банкам. Ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком смысле слова термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах.

В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, то есть практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке. Как правило, в каждом центральном банке разработан перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги, однако если кредиты не погашаются в срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

В рамках залоговой (ломбардной) политики условия рефинансирования определяются требованиями к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставкой по ломбардным кредитам; количественным ограничением или временным приостановлением выдачи ломбардных кредитов.

Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Например, в Германии под те виды ценных бумаг, которые включены в Перечень ценных бумаг, принимаемых в залог федеральным банком (Ломбардный перечень), Бундесбанк предоставляет ломбардные кредиты в размере до 9/10 номинальной стоимости указанных ценных бумаг, а под все прочие - до 3/4 их курсовой или номинальной стоимости.

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Взимаемая за них процентная ставка, как правило, на 1 - 2% превышает официальную учетную ставку центрального банка и изменяется одновременно с ней. Вместе с тем в Германии разница между учетной и ломбардной ставками в отдельные периоды достигала 4% и более, а в США составляла лишь 0,5%. Однако в любом случае ломбардная ставка превышает учетную.

Ломбардные кредиты могут быть предоставлены на срок от 1 дня до 4 месяцев. В Италии, например, ломбардные кредиты выдаются сроком на 4 месяца, а по договоренности этот срок может быть продлен. В случае необходимости приостановить предоставление этих кредитов на неограниченный срок Банк Италии обязан за 2 дня до замораживания кредита известить кредитополучателя о своем намерении.

Смысл, механизм и значение осуществления ломбардной политики центральным банком аналогичен учетной политике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: