В чем особенность факторов косвенного воздействия внешней среды?

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия[10].

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся экономические, социально-демографические, природно-климатические факторы, культурные факторы, научно-технические и политико-правовые факторы

Экономические факторы

Экономика и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Раз­личаются воздействие экономики на туризм и, наоборот, воздействие туризма на всю экономику страны.

Воздействие экономики на туризм представлено двумя группами факторов.

1) Факторы, положительно влияющие на туризм:

- рост реального дохода;

- более равномерное распределение дохода;

- стабильное положение валюты и т. д.

2) Факторы, отрицательно воздействующие на туризм:

- экономические кризисные явления;

- спад промышленности (рост безработицы, сокращение зара­ботной платы, временная работа);

- нестабильная ситуация с валютой;

инфляция и т. д.

- Воздействие туризма на экономику проявляется в выполнении им основных пяти экономических функций, представленных на рис. 4.1

 

Рис.4.1. Экономические функции туризма

Экономические факторы динамичны, так как они склонны постоянно меняться и требуют повышенного к себе внимания

Социально-демографические факторы

Изучение влияния этой группы факторов предполагает анализ:

- изменения численности населения;

- размешения его по отдельным странам и регионам;

- возрастного состава населения с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров;

- типа семьи;

- пола;

- рода занятий;

- образования и др.

Основные демографические изменения проявляются в следующем.

1. Урбанизация, то есть увеличение доли городского населения за счет сокращения доли сельских жителей. А так как городские жители более активно участвуют в различных путешествиях, этот процесс положительно сказывается на развитии туризма.

2. В силу снижения ценности традиционной семьи наблюдается рост многообразия форм семейной жизни и одновременно сни­жается доля семей традиционной модели. Увеличивается число людей, предпочитающих жизнь, в одиночестве или совместное проживание без соответствующего юридического оформления.

3. Происходит рост средней продолжительности жизни и увеличе­ние числа стадий жизненного цикла и соответствующих возраст­ных статусов. Помимо традиционных периодов детства, юности, зрелости и старости, современный человек переживает стадию, вязанную с появлением потребности и возможности продлить время обучения, профессионального и семейного самоопределения. Этот новый этап жизненного цикла, который образуется между юностью и зрелостью

4. Наряду с ними значительный сегмент рынка спроса занимают люди, находящиеся в так называемой послеродительской стадии (когда выросшие дети покидают семью), характеризующейся оптимальным сочетанием таких важных ресурсов, как свободное время, материальное благополучие и хорошее здоровье.

5. Заметно расширился сектор рынка, представленный людьми преклонного возраста, (от 50 лет и старше), за счет снижения возраста выхода на пенсию и одновремен­ного увеличения средней продолжительности жизни. Представи­тели этой группы материально обеспечены, стремятся к активно­му наслаждению жизнью и готовы тратить деньги на собственное потребление, на «красивую жизнь.

6. Рост числа работающих женщин приводит к тому, что они стано­вятся материально независимыми и могут позволить себе часть дохода направить на путешествия.

7. Произошли изменения в социальной структуре общества. Оно не стало однородным, но объективно сохраняющееся в нем неравен­ство субъективно перестало ощущаться людьми, так как утратило негативную окраску и понимается теперь как форма индивиду­ального жизненного стиля. Это связано также с существенным улучшением материального положения подавляющего большин­ства населения. Ослабевает социально-классовая идентификация. Сегодня, например, рабочие развитых стран получают возможность вести образ жизни, характерный ранее лишь для элиты.

В России за последние годы произошли существенные изменения в социаль­но-классовой стратификации общества: значительно увеличилось число лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Несмотря на то что общие темпы роста населения замедляются, одновременно увеличиваются контингенты возрастных групп граждан с большими финансовыми возможностями и склоннос­тью к туристским поездкам как в пределах своих национальных границ, так и в другие индустриально развитые государства. Вли­яние демографических факторов приводит к тому, что все новые категории лиц вливаются в туристское движение[11].

Природно-климатические факторы

Туризм и окружающая среда тесно взаимосвязаны и взаимозави­симы. Взаимосвязь туризма с природой и ее охраной необходимо рассматривать по трем главным направлениям (рис. 4.2).

 

Рис.4.2. Взаимосвязь туризма с природой

 

 

Реализация первого направления — охраны природы для туриз­ма — базируется на том, что туризм не может существовать без ес­тественной основы — природной среды — и, кроме того, предъявляет особые требования к ее состоянию, наличию специфических ресур­сов. Туризм, как ни одна другая отрасль, заинтересован в сохране­нии природы, в регулировании антропогенных воздействий на нее, в экологизации всех сфер деятельности человека, создании эколо­гически эффективных технологий, в формировании нового эколо­гического мировоззрения людей. Поэтому для развития одной из наиболее доходных сфер человеческой деятельности — туризма — жизненно важна и необходима забота о чистоте природы, ее перво­зданной красоте.

Второе направление — охрана природы с помощью туризма — исхо­дит из того факта, что туризм как вид активной деятельности, осуще­ствляемый в тесном контакте с природой, воспитывает у человека любовь к природе, стимулирует ее охрану. Туризм является мощным инструментом экологического образования и просвещения населения, воспитания личности, нового человека с новым мировоззрением, сориентированным на взаимосвязь «человек — природа».

Если туризм планируется, развивается и управляется надлежащим образом, он может оказать значительное позитивное экологическое воздействие.

И, наконец, третье направление — охрана природы от туризма — связано с тем, что туризм, как и любая человеческая деятельность, воздействует на природный комплекс и является причиной ухудше­ния состояния природы (при чрезмерной «активности» туристской деятельности). Поэтому любой вид туристской деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований, ограничиваться и регулироваться на государственном и межгосударственном уров­нях, в том числе и в вопросах экологии.

Для правильной организации работы любого туристского пред­приятия в смысле рационального природопользования, учета эколо­гических норм и правил необходимо в системе его управления иметь концепцию экологического менеджмента, в которую должны быть вклю­чены такие вопросы, как экологическая политика и задачи защиты природы; способы формирования и состав экологического турпродукта; сотрудничество в деле охраны окружающей среды; меры, способ­ствующие экономии сырья, воды, энергии; способы утилизации отхо­дов; методы учета и реализации требований и мнений экологически сознательных туристов и граждан и т. д[12].

Главной функцией экологического менеджмента туристского пред­приятия является создание экологически чистого турпродукта, то есть фактически любой тур должен формироваться и строиться как эко­логический. Турагентства в соответствии с нормами и законами дол­жны реализовывать и пропагандировать только экологические туры. Гостиницы и туркомплексы должны предоставлять туристам только экологически чистые продукты.

Таким образом, экологизация деятельности всех туристских пред­приятий с целью охраны природы от туризма сводится к реализации идеи экологического туризма. Сейчас это один из наиболее динамич­но развивающихся секторов туристской отрасли. Его годовой рост — от 10-20 до 30 %, а его доля в доходах от международного туризма достигает 10-15 %.

Культурные факторы

Менеджмент туристского предприятия находится под воздействием культурных факторов. Объекты, имеющие культурную и познаватель­ную ценность, являются одними из основных туристских ресурсов. В про­цессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают четыре различные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей и культура обслуживания. Все эти культуры влияют одна на другую. Взаимодействие двух различа­ющихся между собой культур называется окультуризацией

Научно-технические факторы

Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно уви­деть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования об­служивания клиентов.

Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, оснащение гостиниц и рестора­нов, коммуникационная техника.

Развитие транспортных средств предоставляет туристам большую свободу передвижения. Гостиничная и ресторанная техника упроща­ет и стандартизирует работу в гостиницах и ресторанах, частично эко­номя рабочую силу. Особо следует подчеркнуть внедрение в индуст­рию туризма информационных технологий, без чего в настоящее время немыслима организация массовых туристских путешествий. Многие туристские фирмы уделяют большое внимание компьютеризации си­стемы бронирования в режиме реального времени. Все пункты прода­жи в Германии и Франции оснащены такими системами. Высок уро­вень их использования в Испании, Дании и Нидерландах.

Политико-правовые факторы

Исследование политико-правовых факторов макроокружения дол­жно проводиться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное пред­ставление о намерениях органов государственной власти и управле­ния в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику.

Политическая власть аналогично экономическим факторам имеет воз­можности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфе­ре туризма правовые акты) и опосредованного (политический курс стра­ны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм. Сильная и легитимная власть в государстве сдерживает рост криминала, обес­печивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций[13].

Связь между политикой и туризмом заключается в том, что госу­дарство управляет туризмом, а туристская активность требует вме­шательства со стороны государства. При различных формах государ­ственного управления этот фактор проявляется по-разному.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: