Какова взаимосвязь отдельных элементов среды предприятия СКС и Т?

Под элементами внешней и внутренней среды мы понимаем реальный мир, в котором организация существует

Под элементами внешней среды фирмы понимаются факторы, находящиеся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Руководителям организаций, осуществляющим мотивационную политику фирм, необходимо учитывать действия существенных факторов в окружении, способных повлиять на организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Такие факторы внешней среды можно назвать факторами макроэкономического воздействия[17].

Внешняя среда характеризуется следующими основными элементами:

1) Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, изменение спроса и предложения на рынке труда влияет на кадровую политику фирмы и на отношение и мотивацию работников к труду.

2) Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.

3) Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

4) Неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

К элементам внутренней среды организации относится структура.

Структура управления предприятием сферы сервиса и туризма — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечи­вающих их функционирование как единого целого.

На конкретную структуру управления влияют:

·  масштаб и структура самой организации. Первый определяет, будет ли управленческая структура «высокой» или «плоской», а вторая задает ее тип — функциональная, дивнзиональная и т. п.;

· технологические факторы. В условиях всеобщей автоматиза­ции, при которой не требуется постоянное присутствие челове­ка, структура управления бывает гораздо более простой;

·  экономические факторы. Например, сгруппировав сходные виды деятельности в единое подразделение, руководимое единым орга­ном управления вместо нескольких прежних, можно значитель­но снизить соответствующие затраты;

· человеческий фактор связан с социальной структурой персонала и взаимоотношениями между людьми. Так, если в организации не хватает лиц с соответствующим уровнем образования и ква­лификации, попытка создать то или иное подразделение или дол­жность вряд ли увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна;

· естественные факторы — географические или природно-кли­матические. Например, территориальная разбросанность подраз­делений, их оторванность от центрального руководства, экстре­мальный характер условий работы и пр.;

Структура организации тесно связана с характерным для нее специфическим разделением труда и требованиями построения системы контроля в организации.

Любая организация имеет разделение труда, но не просто случайное распределение работы между всем персоналом организации, а специализированное разделение труда. Оно означает закрепление конкретной работы за тем человеком, который лучше всех в организации сможет ее выполнить, то есть за специалистом. Примером может служить разделение управленческих функций между специалистами по финансам, производству, сбыту и т.д.

Сфера контроля включает в себя совокупность лиц, подчиненных конкретному руководителю. В зависимости от количества этих лиц, различают широкую и узкую сферы контроля. При широкой сфере контроля организация имеет плоскую структуру управления, а при узкой - многоуровневую структуру[18].

С структура управления частью организации во многом опреде­ляется местом, которое эта часть занимает, и характером ее дея­тельности. Структура управления производственными подразде­лениями будет совсем не такой, как научными, а находящимися на верхних «этажах» — иной, чем на нижних. Управлять организационной структурой — значит оптимально рас­пределить цели и задачи между работниками организации.

В структуре управления организацией выделяются следующие эле­менты: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — гори­зонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения (иног­да отдельные специалисты), выполняющие соответствующие функ­ции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управле­ния, занимающих определенную ступень в системе управления пред­приятием. Ступени управления находятся в вертикальной зависимос­ти и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируют­ся и доводятся до нижестоящих звеньев.

В организационной структуре выделяются вертикальные и гори­зонтальные связи, которые основаны на разделении труда. Главный смысл разделения труда состоит в специализации работников по вы­полнению отдельных видов работ, операций и процедур. Работа рас­пределяется между участниками трудового процесса по профессио­нальному признаку.

Характер горизонтальных и вертикальных связей в структуре организации определяется типом организационной структуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: