История развития страхования и страхового рынка в России

Становление и развитие страхование в России можно условно разделить на четыре этапа: страхование в царской России, страхование в СССР, формирование свободного страхового рынка и современный страховой рынок Российской Федерации.

1 этап. До конца 18 в. страхование в России развивалось медленно. Так как в России на тот момент не было организаций, занимающихся страхованием, потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний.

Первая специализированная страховая организация появилась в 1765г. в Риге – первое общество взаимного страхования от огня. В других русских городах в 18 в. страхования не существовало. Толчком к развитию страхования послужил манифест от 28 июня 1786г. об учреждении Государственного Заемного Банка, выпущенный Екатериной II, который запрещал страховать имущество в иностранных страховых компаниях. Это была одна из первых попыток организовать государственное страхование. В том же году при банке открылась Государственная страховая экспедиция, страховые операции которой ограничивались избранными рисками. Страховая сумма не должна была превышать 75% стоимости недвижимости; тариф премий был для всех одинаков и составлял 1,5% страховой суммы. В 1822г. Государственная страховая экспедиция была закрыта.

Для страхования товаров российское правительство открыло в 1797г. Страховую Контору при Ассигнационном Банке, которая также оказалась нежизнеспособной и была упразднена в 1805г. Попытки создать взаимное страхование под контролем государства отражены в «Уставах столиц Санкт-Петербурга и Москвы» (1798 и 1799гг). Согласно этим документам страхование в столицах передавалось в ведение ассекуранц-контор при камеральном департаменте, которые принимали на страхование недвижимое имущество.

Однако это нововведение не получило дальнейшего развития.

Затем началось формирование национального страхового рынка, появление частных акционерных компаний.

«Первое Российское от огня страховое общество» было учреждено 27 июня 1827г. Обществу предоставлялось исключительное право на осуществление страховых операций в течение 20 лет с освобождением от налогов, исключая пошлины в казну. Более того, «Первому Российскому от огня страховому обществу» разрешалось принимать застрахованное в нем имущество в залог во всех казенных и кредитных учреждениях. Успешная деятельность этого общества способствовала появлению других страховых компаний. В 1835г. учреждается «Второе Российское то огня страховое общество», в 1846г. – товарищество «Саламандра». Перечисленные выше страховые общества, поделив сферы влияния на территории России, действовали на основе единых тарифов страхования.

Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений (рост промышленности, строительство железных дорог) создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Для этого этапа характерно возникновение новых акционерных обществ без монопольных привилегий (Петербургское и Московское – 1858г., «Русское» - 1867г. и т.д.). 

Конкуренция породила множество страховых компаний и вместе с тем создала условия для их объединения, прежде всего с целью затруднить проникновение конкурентов как действующих, так и нарождавшихся на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования. В 1874г. съезд представителей акционерных обществ установил общий тариф премий, обязательный для всех заключивших конвенцию, принятую этим съездом. Для обоснования тарифов решено было с 1874г. вести общую статистику. Тарифное соглашение вошло в силу в 1875г. и получило название Страхового синдиката – первого монополистического объединения в России. Следует отметить, что монополистические тенденции в российском страховом деле проявилось раньше, чем в промышленности и банковской сфере.

Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования.

В 1863г. учреждено два таких общества – в Туле и Полтаве; в 1864г. – пять (Харьков, Череповец, Ревель, Рига, Пермь); в 1865г. – также пять. Таким образом, во второй половине 19 в. национальный страховой рынок был представлен акционерными и взаимными страховыми компаниями.

В 1875г. страховое дело оживляется в связи с резким увеличением размеров страховых премий. За 1876-1885 гг. было создано 32 общества взаимного страхования. Созданный в 1909г. Всероссийский союз обществ взаимного страхования объединил 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающий годичный сбор премий. В это же время был принят Устав «Российского Союза Обществ взаимного то огня страхования». К 1917г. Союз объединял 124 общества взаимного страхования.

Проведение земских реформ во второй половине 19 в. сопровождалось организацией земского страхования в России, которое стало проводиться как в обязательной, так и в добровольной форме. Первые шаги в этом направлении предприняли в 1866г. Новгородское и Ярославское земства, начавшие проводить страхование строений от огня. В 1867г. страховым делом уже занимались 9 губерний, в 1876г. – 34 губернии. Непосредственное руководство страхованием осуществляли губернские земские управы.

Развитие национального страхового рынка в России во второй половине 19 в. потребовало введение мер государственного регулирования страховых правоотношений и создание системы страхового надзора. В 1894г. в России был установлен государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний. Функции государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел. Одновременно устанавливалась публичная отчетность страховых компаний.

В 1885г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889г. была разрешена МВД деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Все эти общества специализировались только на заключении договоров личного страхования с населением. Активно развивались также операции перестрахования рисков на международном рынке. Лидирующими перестраховщиками для России выступали Мюнхенское, Кельнское, Швейцарское (Цюрих) перестраховочные общества. Все это обеспечивало интеграцию российского национального страхового рынка в систему мирохозяйственных связей.

Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890г. составляла 24,4%. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного страхового надзора со стороны МВД. Для открытия страховых операций в России они были обязаны предварительно внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс. руб. золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% поступления страховых платежей.

К концу 19 в. в царской России сложилась система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых обществах. Помимо этого, существовало государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих (с 1861г.), железнодорожников (с 1888г.) и сельских хозяйств в неземских губерниях (с 1867г.). С 1905г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные кассы[9].

В 1913 г. во всех страховых учреждениях страны было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Страховые компании собрали в 1913 г. 29 млн. руб. страховых платежей, иностранные – 12, городские взаимные – около 14 млн. руб. Доля операций губернского страхования и государственных сберегательных касс составляла около 15,5 млн. руб. Всего в 1913 г. было собрано по всем видам страхования 204,9 млн. руб. страховых платежей.

Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.

2 этап. Революционные события 1917г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918-1920гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества, включая общества на взаимности, подлежали передачи государству в лице ВСНХ со всем их имуществом и фондами. Только за кооперативными организациями было сохранено право проведения взаимного страхований имущества.

Однако владение техникой страхования оказалось слишком обременительным делом для большевистских кадров, и без того озабоченных проблемами управления развалившимся хозяйством. Поэтому в 1919г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен быть введен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.

Печальный опыт военного коммунизма очень скоро привел новых правителей к грустному выводу о том, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восстановления общественного производства. Проведение новой экономической политики с марта 1921г. знаменовало собой восстановление страховой системы. В декабре 1921г. выходит декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922-1923гг. после денежной реформы законодательно вводиться личное страхование.

Организация системы государственного страхования. Постановление Совнаркома СССР от 11 ноября 1924г. закрепило монопольное право Госстраха на осуществление страховых операций, никаким органам Союза ССР и союзных республик – как центральным, так и местным – не разрешалось заниматься страхованием. Решительно были пресечены попытки ведомств к созданию собственных страховых фондов.

Дальнейшее развитие страхование в СССР характеризуется частыми и радикальными организационными преобразованиями. Наиболее интенсивный характер эти изменения носили в довоенный период. Декретом 1921г. «О государственном имущественном страховании» предписывалась организация во всех сельских и городских местностях имущественного страхования частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития и транспортных аварий. Государственное имущество, находящееся в арендном или ином пользовании частных лиц и предприятий, подлежало обязательному страхованию.

За кооперативами было оставлено право на самостоятельную организацию страхования собственного имущества вместо обязательного государственного страхования. Эта форма страхования в СССР осуществлялась тремя крупными кооперативными организациями: страховой секцией Центросоюза, которая обслуживала потребкооперацию; Всероссийским кооперативным страховым союзом, который занимался сельскохозяйственной, промысловой, жилищно-строительной и другими видами кооперации на всей территории Союза, кроме Украины; и наконец, Украинским кооперативным страховым союзом. В 30-е гг. кооперативное страхование было ликвидировано и его функции были переданы Госстраху.

Другое важное организационное введение было связано с организацией Ингосстраха. Первоначально страхованием внешнеторговых сделок занимался сам Госстрах. Однако его страховой полис не признавался иностранными фирмами в качестве надежной гарантии по контракту. Зарубежные партнеры требовали страхование от западных страховых компаний, что стоило немалых денег. В результате было принято решение учредить на деньги российского правительства на подставных лиц две компании за рубежом. Так, в 1925г. в Лондоне возникло под английской юрисдикцией акционерное общество «Блэкбалси», а в Германии в 1927г. – Черноморско-балтийское транспортное акционерное общество «Софаг». После окончания Второй мировой войны к Госстраху перешли в качестве репараций акции многих страховых компаний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица.

Послевоенный период развития страхования характеризуется новыми организационными и функциональными изменениями в системе страхования. До 1958г. Госстрах был жестко централизованной общесоюзной структурой, затем в соответствии с общей политикой децентрализации страховое дело передано в ведение союзных республик. С 1967 по 1991гг. система государственного страхования строилась по союзно-республиканскому признаку. Руководство ею осуществляло Правление государственного страхования СССР, подчинявшееся Министерству финансов. В каждой союзной республике было создано собственное Правление государственного страхования, которое подчинялось, с одной стороны, Правлению государственного страхования СССР, а с другой – Министерству финансов союзной республики.

Имущественное страхование. Одной из важнейших проблем государственной системы страхования с первых лет ее существования было обязательное страхование имущества. Уже в конце 1921г. восстановлено обязательное окладное страхование строений, скота и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. Практически в неизменном виде оно сохранилось до 1940г., когда был принят закон об обязательном окладном страховании и утверждены новые правила и инструкции о порядке определения и оплаты убытков по каждому виду окладного страхования.

В 1929г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об обязательном страховании имущества обобществленного сектора народного хозяйства». В соответствии с этим постановлением обязательному страхованию подлежало имущество государственных предприятий и организаций, состоящих на хозрасчете или на местном бюджете, имущество смешанных акционерных обществ без участия иностранного капитала, имущество профессиональных и общественных организаций, а также государственное имущество, сданное в аренду или на комиссию частным лицам и организациям. Государственные предприятия и организации, состоящие на союзном бюджете и бюджетном финансировании союзных республик, обязательному страхованию не подлежали.

В 1931г. обязательное и добровольное страхование имущества отменено для основной части предприятий государственной промышленности. Страховые взносы были включены в налог с оборота. Обязательное страхование сохранилось только для предприятий местной промышленности, не имеющих соответственных финансовых гарантий со стороны органов местной власти.

В 50-е гг. в систему обязательного имущественного страхования вносятся новые коррективы. С 1956г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, практически весь государственный сектор хозяйства был исключен из системы страхования.

Обязательное страхование было сохранено только в отношении государственного имущества, сдаваемого в аренду (страхование осуществлялось за счет арендаторов, которыми были в основном религиозные организации).

Однако сохранялось и развивалось обязательное страхование имущества колхозов, введенное в 30-ые гг. вместо кооперативного страхования. В 1968г. его объемы были существенно расширены за счет введения универсального обязательного страхования посевов на случай неурожая, любых стихийных бедствий, включая засуху. С 1974г. этот вид обязательного страхования распространен и на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.

Попытка возродить добровольное государственное страхование имущества государственных предприятий относится к концу 80-х гг. Оно было связано с переходом на принципы полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий, но практически не получило развития.

В полной мере сохранялось обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, подтвержденное в 1981г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» и соответствующим постановлением Совета Министров СССР. В соответствии с этими документами обязательному страхованию подлежала находящиеся в личной собственности граждан строения, а также животные.

Несмотря на сложные экономические и политические условия, во второй половине 20-х гг. начинается оживление в области личного страхования. В 1927г. Госстрах вводит новый, упрощенный вид страхования жизни, доступный для широких народных масс (крестьянское страхование жизни). Для него были характерны стандартные страховые суммы, сроки и размеры страховых платежей. Для заключения договора не требовалось предварительного медицинского освидетельствования. В эти же годы было начато страхование от несчастных случаев на путях железнодорожного, водного и воздушного сообщения. Введено смешанное страхование с тремя видами обеспечения: на дожитие до определенного возраста, на случай смерти и на случай инвалидности вследствие несчастного случая. В 1936г. разрешено добровольное индивидуальное страхование жизни, смерти и дожития без ограничения страховой суммы. Достаточно широко практиковалось в этот период коллективное страхование рабочих и служащих на случай смерти и инвалидности.

Великая отечественная война подорвала существовавшую страховую систему, но отнюдь не разрушила ее. Постановлением Совнаркома СССР, принятым в июне 1941г., органы Госстраха были освобождены от ответственного по личным и имущественным ущербам, возникшим в результате военных действий. Зато на территориях, освобожденных от оккупации, для развития страхования создаются самые благоприятные условия, вводятся льготные тарифы. Особенно широко распространяется коллективное страхование жизни. Коллективное страхование было прекращено в 1942г. ввиду своей убыточности вследствие сокращения числа застрахованных. Вместо него были введены различные виды индивидуального страхования: смешанное с дополнительной выплатой пенсий; смешанное упрощенное (на риск смерти от любой причины и инвалидности от несчастного случая), сохранялись прежние варианты смешанного страхования с тремя видами обеспечения и страхование от несчастных случаев.

Страхование жизни достаточно активно развивалось в послевоенный период. Оно служило существенным дополнением к не слишком щедрому социальному обеспечению. Кроме того, существовали группы населения, которые вообще не включались в государственную систему социального страхования (например, колхозники). Для них роль добровольного личного страхования была незаменима. В условиях стабильной денежной системы страхование жизни неплохо выполняло свои функции. После денежной реформы 1947г. объемы страхования жизни неуклонно росли, появлялись новые его виды. В первые послевоенные годы утверждаются новые правила по всем видам личного страхования. Расширяются возможности смешанного страхования, которые раньше сдерживались установленным минимумом страховой суммы и обязательным медицинским освидетельствованием застрахованных лиц, вводятся упрощенные варианты смешанного страхования жизни, не имеющие этих ограничений. С 1956г. разрешается заключать договоры страхования жизни не только на 10, 15 и 20 лет, но и на 5 лет, и именно такие договоры становятся преобладающими, давая большую часть поступлений страховых взносов по страхованию жизни. В конце 60-х гг. вводятся новые виды страхования: страхование детей. Переход на новые формы хозяйствования в 1992г., сопровождавшийся обвальным падением рубля и галопирующей инфляцией, по существу, уничтожил систему долгосрочного страхования жизни.

Система перестрахования в советский период отсутствовала, за исключением Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынужден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых компаниях.

В период кратковременного существования кооперативного страхования были обязаны перестраховывать свои риски в Госстрахе. После его исчезновения потребность в перестраховании отпала сама собой. Сконцентрированные в Госстрахе колоссальные страховые резервы и централизованное распоряжение ими позволяли не беспокоиться о перестраховании[10].

3 этап. Сильной стороной государственного страхования и компаний, созданных позднее на его основе, была и остается их система работы с населением в части имущественного и личного страхования. В конце 80-х гг. в СССР работало 5765 страховых органов (3425 находились на территории России) – инспекций государственного страхования, имевших огромную сеть страховых агентов. Общие объемы страховых операций, с учетом нерыночного характера экономики, были достаточно велики.

С началом рыночных реформ в 1991-1992 гг. весь финансовый потенциал государственного страхования был уничтожен инфляцией. Государственная монополия в области страхования была практически снята с принятием в мае 1988г. Закона СССР «О кооперации», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.

Принятое в июне 1990г. Советом Министров СССР Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью закрепило возможность создания негосударственных страховых компаний в данных организационно-правовых формах. А последующее постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990г. прямо ориентировало на развитие конкуренции на российском страховом рынке. В ноябре 1992г. был принят Закон РСФСР «О страховании», закрепивший правовые основы свободного российского страхового рынка.

За очень непродолжительный срок этот рынок заполнился множеством компаний, предлагающих свои услуги. К началу 1997г. их число возросло до 2,7 тысячи. Особенностью формирования российского страхового рынка являлось массовое появление новых компаний, не связанных ранее со страховым делом. Это объяснялось весьма либеральными условиями учреждения страховых компаний и заниженными требованиями к их финансовым ресурсам. Процессы приватизации играли здесь гораздо меньшую роль, чем в других отраслях.

В 1992г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и его преобразование в Российскую государственную страховую компанию «Росгосстрах», весь пакет акций которой принадлежал государству. «Росгосстрах» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Правления государственного страхования РФ[11].

В конце XX века страховой рынок России постоянно развивался и наблюдается постоянная тенденция роста.

В структуре страховых премий от 60% до 80% приходилось на добровольное страхование. Рост доли добровольного страхования являлся положительным моментом. Основная часть страховых премий по обязательному страхованию приходилось на обязательное медицинское страхование (90%), больше тяготеющее к социальному страхованию, и государственное страхование от несчастных случаев военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, безопасности, налоговой полиции, судей, работников налоговых инспекций, осуществляемое за счет бюджетных средств, направляемых уполномоченным на его проведение страховым компаниям (все эти операции не являются характерными для гражданско-правового страхования или классического страхования, о котором идет речь).

Доля личного страхования после ее снижения в середине 90-х гг. несколько возросла к концу десятилетия. Такие колебания объясняются тем, что в операциях по личному страхованию большой удельный вес имели не классические договоры страхования, а финансовые схемы, позволяющие юридическим лицам минимизировать налогооблагаемую базу и выплачивать заработную плату своим сотрудникам без отчислений во внебюджетные фонды. В 1994-1995 гг. эти схемы были основным видом деятельности многих страховщиков, затем они стали менее выгодными для предприятий и интерес к ним начал падать.

Удельный вес страхования имущества в совокупном объеме страховых премий имел положительную динамику и занимал относительно стабильные позиции. Страхование ответственности было развито недостаточно, его удельный вес в страховых взносах по добровольному страхованию составляет всего лишь 3-5%. Причинами этого являлись отсутствие в данной сфере деятельности ряда видов обязательного страхования, необходимого для современного состояния экономики, и низкий уровень страховой культуры.

Недостаточная степень развития страхования в стране объяснялась главным образом отсутствием реальных экономических возможностей: невысоким уровнем жизни большей части населения, его ограниченным платежеспособным спросом, малоэффективным налоговым законодательством, недоверием к страховым организациям как финансовым институтам, низким уровнем капитализации коммерческих страховых организаций, неудовлетворительной законодательной и нормативной базой, отсутствием у населения и юридических лиц потребности иметь договоры страхования[12].

В тот период наблюдалась тенденция неуклонного сокращения числа активнодействующих страховых организаций.

В середине 90-х гг. в государственный реестр было занесено более 2 700 страховых организаций, но активно действовали из них далеко не все. Только лишь сейчас практически все страховые организации, зарегистрированные в государственном реестре активно занимаются страховой деятельностью и представляют свою финансовую отчетность в Федеральную службу страхового надзора. За последние пять лет 90-х гг. количество страховых организаций снизилось более чем на 1000.

Наиболее популярной организационно-правовой формой страховых организаций являлась акционерное общество, из которых в основном были зарегистрированы акционерные общества закрытого типа. Товарищества и общества с ограниченной ответственностью были распространены не слишком широко.

На российском страховом рынке работали 60 страховых организаций, в которых часть капитала принадлежала иностранным инвесторам, причем более 2/3 таких компаний созданы с участием нестрахового иностранного капитала. Из общей суммы иностранных вложений в российские страховые компании 53% приходилось на инвесторов с Кипра, 6% - из Великобритании, по 5% - из Германии и Испании, 4% - из США. Совокупная доля страховщиков с участием иностранного капитала составила в 1998г. около 6% общего объема страховой премии, в том числе по добровольному страхованию – около 10%; в 1999г. – 10%. Таким образом, в то время страховые компании с участием иностранного капитала не играли заметной роли в страховом бизнесе страны.

За период с 1995 по 2002гг. число активно действующих страховщиков в России сократилось более чем в 2 раза. Факторы, оказавшие влияние на снижение количества страховщиков в стране:

- естественный уход с рынка;

- отзыв лицензий.

Рис. 1.1. Динамика отзыва лицензий органами страхового надзора[13]

 

В 1995-2000гг. органами государственного страхового надзора отозваны около 2 тыс. лицензий у страховых организаций за невыполнение нормативных требований (рис. 1.1.), а новые организации образуются не так интенсивно, как это было до 1996г. Изменение экономических условий деятельности страховщиков будет способствовать продолжению этой тенденции и в последующем.

По уровню развития страхования Россия отставала от стран с развитой рыночной экономикой. Заметные колебания показателей, характерные для российского страхового рынка, не вполне четко отражали реальное состояние дел, поскольку почти все виды страховой деятельности активно использовали схемы «оптимизации налогообложения» (вычленить суммы, собранные выплаченные страховщиками, по реальным видам из общих объемов довольно сложно по причине использования данных схем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: