Доходы государственного бюджета

 

Доходы бюджета – это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

Основным материальным источником доходов бюджета всех уровней является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство.

Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов.

В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы (по состоянию на 2008г.) от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1. налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций;

2.налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3. налоги на совокупный доход;

4. налоги на имущество;

5. платежи за пользование природными ресурсами;

6.налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

7. прочие налоги, пошлины и сборы.

Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов.

Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе и бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджета.

За рубежом на них приходится до 80-90% потребности бюджета, в России в соответствии с Бюджетным кодексом они должны превышать 50% суммы доходов консолидированного бюджета. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

Налоги в виде обязательных платежей поступают в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и ряд других. Если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть право получить так называемый налоговый кредит. Это своеобразная льгота, действующая наряду с рядом других налоговых льгот. Наличие многих налоговых льгот снижает величину налоговых доходов государственного бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2. доходы от продажи земли нематериальных активов;

3. доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, доходы от платных услуг.

5. доходы от внешнеэкономической деятельности;

6. прочие неналоговые доходы.

Доходы бюджетов от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности могут быть получены в виде:

- дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

- доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности;

- процентов, полученных от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

- процентов, полученных от предоставления бюджетных ссуд;

- возмещения потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий;

- доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства;

- перечисление прибыли Центрального Банка РФ;

- платежей от государственных и муниципальных организаций;

- доходов от продажи квартир;

- до ходов от проведения Всероссийской государственной лотереи;

- доходов от реализации конфискованного, бесхозяйного имущесва, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарния, и кладов;

- прочих поступлений.

Средства получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты и отражаются в составе источников финансирования дефицитов бюджетов.

Административные платежи и сборы включают:

- сборов, взимаемые ГИБДД(кроме штрафов)

- исполнительный сбор;

- прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

Доходы от внешнеэкономической деятельности включают в себя:

- проценты по государственным кредитам;

- поступление средств от централизованного экспорта;

- таможенные сборы;

-прочие поступления.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах государственного бюджета в соответствии с их целевым назначением. И еще один вид доходных поступлений – безвозмездные перечисления, которые могут осуществляться как со стороны экономических субъектов данной страны или других стран, так и за счет перераспределения средств из других форм бюджетов.

Все доходы бюджета подразделяются на  две группы:

- собственные доходы, закрепленные законодательством полностью или частично на постоянной основе за соответствующими бюджетами, действующим законодательством (финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета).

-  регулирующие доходы бюджетов, к которым относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней по разным видам таких налогов.

К собственным доходам относят налоговые и неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также безвозмездные перечисления.

Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за бюджетом определенного уровня обеспечивает не только самостоятельность бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, составлении прогнозов социально-экономического развития регионов и создании системв доходов каждого уровня власти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: