Системы контроля, оценка освоения дисциплин

Текущий и промежуточный контроль освоения студентом каж­дой дисциплины рекомендуется осуществлять в рамках балльно-рейтинговых систем.

По результатам промежуточной аттестации студенту:

­ засчитывается трудоемкость дисциплины в зачетных единицах;

­ выставляется дифференцированная оценка в принятой в вузе системе баллов, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и навыков по данной дисциплине.

По результатам промежуточной аттестации вузом могут состав­ляться академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяет студенту получить академические льготы и преимущества (повышен­ную стипендию, бесплатное обучение и пр.) в соответствии с поло­жением, действующим в вузе. Студенты имеют право получить аргу­ментированные сведения о своем академическом рейтинге в установ­ленном порядке.

В течение семестра студент должен, как правило, освоить дисциплины в объеме около 30 зачетных единиц, включая 100% зачетных единиц по дисциплинам группы "а", предусмотренных рабочим учебным планом.

Порядок перевода студента на следующий курс, ликвидации академических задолженностей и отчисления в зависимости от общего количества зачетных единиц, полученных в семестре, а также количества зачетных единиц по дисциплинам группы "а" определяется документами вуза.

Права и обязанности студента при организации учебного процесса на основе системы зачетных единиц

Студенты обязаны ознакомиться с правилами организации учеб­ного процесса на основе зачетных единиц.

При составлении своего индивидуального учебного плана сту­дент обязан строго следовать правилам, изложенным в настоящем При­мерном положении, а также:

­ учесть в своем учебном плане 100% дисциплин группы "а";

­ записаться на изучение дисциплин общим объемом не менее 60 зачетных единиц в учебном году.

В процессе обучения студент обязан осваивать учебные дисцип­лины в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом.

Студент имеет право освоить в учебном году зачетных единиц больше, чем 60. В этом случае, при условии успешного выполнения рабочего учебного плана и прохождения промежуточной аттестации, срок обучения может быть сокращен.

Служба академических консультантов

Для содействия студентам в выборе и реализации их индивиду­альных учебных планов вузу рекомендуется организовать службу ака­демических консультантов (тьюторов).

Службу консультантов рекомендуется создавать при деканатах факультетов. Число консультантов устанавливается вузом исходя из своих экономических и организационных возможностей в зависимости от числа студентов (например, один консультант на 300 студентов).

Один консультант должен осуществлять свою работу, как пра­вило, в рамках не более чем одного-двух направлений подготовки (специальностей) и курировать студентов от первого до выпускного курса.

Консультантами могут назначаться работники вуза с высшим образованием (преподаватели, методисты, аспиранты), прошедшие над­лежащую подготовку в области структуры и содержания образования определенной группы направлений подготовки (специальностей).

Консультант должен:

­ представлять академические интересы студента;

­ готовить все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса, предоставлять их студентам на стендах и на сайте вуза;

­ осуществлять групповые и индивидуальные консультации сту­дентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных учебных планов с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям);

­ проводить академические консультации на регулярной основе в течение семестра;

­ организовать прием индивидуальных планов студентов в уста­новленный период и участвовать в составлении рабочих учебных пла­нов направлений подготовки (специальностей) на учебный год.

Консультант имеет право:

­ содействовать студентам в период внесения изменений в индивидуальные учебные планы;

­ принимать участие в работе комиссий, рассматривающих вопро­сы успеваемости и академического статуса студентов;

­ контролировать своевременную подготовку и наличие всех ме­тодических материалов, необходимых для обучения по данному на­ правлению подготовки (специальности);

­ проверять выполнение правил проведения текущего и промежу­точного контроля по всем дисциплинам, а также участвовать в работе комиссий по проведению контрольных мероприятий освоения учеб­ного материала, проводимых руководством вуза.


Приложение 3


Стандарт Владивостокского государственного университета

Экономики и сервиса

Система вузовской учебной документации

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура и форма представления

Дата введения 2003-03-01

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на аннотации учебных дисциплин.

Стандарт устанавливает единые требования к содержанию, структуре и правилам оформления аннотаций.

Положения настоящего стандарта подлежат применению всеми структурными подразделениями, заведующими кафедрами и преподавателями университета при разработке аннотаций на дисциплины учебных планов, действующих и вводимых государственных образовательных программ.

Нормативные ссылки

СТП ВГУЭС 1.001-2003 Система вузовской учебной документации. Основные положения.

СТП ВГУЭС 1.004-2003 Система вузовской учебной документации. Общие требования к представлению содержания, оформлению и порядку подготовки вузовских учебных изданий.

СТП ВГУЭС 1.201-2003 Система вузовской учебной документации. Базовый учебно-методический комплект (БУМК). Дополнительный учебно-методический комплект (ДУМК). Структура и форма представления.

Общие положения

3.1. Аннотация – нормативный документ, определяющий цели изучения дисциплины, ее место в учебном плане, основное содержание, формы контроля, ведущих преподавателей.

Для всех дисциплин базового учебно-методического комплекта (БУМК) разрабатывается одна аннотация.

3.2. Цель аннотации – дать первое общее представление о дисциплине.

3.3. Основные функции аннотации:

- определение требований к подготовленности студентов к изучению дисциплины;

- координация деятельности преподавателей;

- определение места дисциплины в структуре подготовки специалиста;

- информирование об основном содержании дисциплины;

- информирование о кадровом обеспечении дисциплины.

3.4. Требования к разработке аннотации:

- четкое определение места, целей и задач дисциплины в подготовке специалиста;

- соответствие учебной программе;

- соответствие учебному плану специальности;

- учет связей с другими дисциплинами учебного плана;

- единство и логическая преемственность элементов содержания аннотации;

- конкретность определения совокупности знаний и умений, приобретаемых студентами;

- стандартность стиля изложения: – лаконичность и схематизм изложения, упрощенный синтаксис, использование принятых во ВГУЭС условных сокращений;

- наличие списка ключевых слов, формирующих компактное представление о содержании дисциплины.

Структура аннотации

4.1. Элементы аннотации: № БУМК;наименование БУМК; наиме­нования дисциплин БУМК, имеющих иное название; институт; кафедра; цели обучения; задачи обучения; связь с другими дисциплинами; со­держание дисциплины; специальность и форма контроля; ведущие пре­подаватели.

Порядок расположения названных элементов аннотации дисциплины должен соответствовать приведенному перечню.

Образец оформления аннотации дисциплины приводится в Приложении 1.

4.1.1. Номер и наименование БУМК указывается в точном соответствии с действующим приказом об утверждении списка Базовых учебно-методических комплектов кафедр.

4.1.2. Наименование дисциплин БУМК, имеющих иное название.

Указывается, если не все дисциплины БУМК имеют одно название.

4.1.3. Институт.

Указывается сокращенное название.

4.1.4. Кафедра.

Указывается сокращенное название.

4.1.5. Цели обучения, задачи обучения.

Формулируются в терминах приобретаемых знаний и профессиональных навыков.

4.1.6. Связь с другими дисциплинами.

Используются вводные фразы:

Для изучения дисциплины необходимы знания в области… (перечисляются наименования БУМК, которые должны предшествовать изучению данной дисциплины);

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для … (перечисляются наименования БУМК, для которых изучение данной дисциплины является необходимым).

4.1.9. Содержание дисциплины.

Приводится перечень (через точку с запятой) основных разделов программы в порядке их следования.

4.1.10. Перечень ключевых слов.

Представляет собой упорядоченный по алфавиту список ключевых слов, характеризующих содержание учебной дисциплины. Используется не более пяти ключевых слов и/или словосочетаний.

4.1.11. Специальности и формы контроля.

Перечисляются названия и шифр специальностей, в скобках указываются формы контроля для каждой специальности в принятых сокращениях.

4.1.12. Ведущие преподаватели.

Перечисляются ФИО, должности, звания всех преподавателей, ведущих различные виды занятий по данной дисциплине.


Приложение 4

Пример аннотации

№БУМК: 9788[1]

Наименование БУМК:   Экологические катастрофы

Наименование дисциплин БУМК, имеющих иное название: нет


Институт: ИИТТС

Кафедра: ЭПП

Цель курса: Ознакомление студентов с основными понятиями, законами, проблемами и методами, применяемыми в общей теории экологических катастроф.

Задачи курса: дисциплина призвана помочь будущим профессионалам-экологам корректно подходить к анализу причин стихийных бедствий и катастроф, обусловленных как самой природой Земли, так и являющихся следствиям антропогенной деятельности. Так или иначе, все природные катастрофы влекут за собой не только разрушение человеческих творений, но вносят изменение в экосистемы планеты, выводя их из состояния равновесия. Весьма часто нарушение экологической устойчивости ведет или может привести к гибели экосистем различных уровней организации и, как следствие, к сокращению биоразнообразия Земли. В этом аспекте чрезвычайно остро стоит проблема сохранения человека как биологического вида, ибо после тотальных ядерных войн эту проблему уже некому будет решать. Особенно важно уметь правильно прогнозировать развитие регионов после крупных катастроф, правильно оценивать возможные последствия и причиненный ущерб природе и человеку. Поэтому, важнейшей проблемой на сегодняшний день является проблема точного прогноза природных стихий и комплекс мероприятий по уменьшению возможных отрицательных последствий. Курс лекций составлен так, чтобы он в сжатой, но достаточно информативной форме, смог охватить все аспекты катастрофических явлений и приобрести будущим экологам необходимую эрудицию, позволяющую решать сложнейшие профессиональные задачи.

Для изучения дисциплины необходимы знания дисциплин: география, геология, биология, охрана окружающей среды, физика, химия, информатика и геоинформационные системы, учение о биосфере, геоэкология, социальная экология, организмы и среда.

Содержание дисциплины: Понятие о природных катастрофах и их причинах. Классификация природных катастроф и стихийных бедствий. Классификация антропогенных катастроф. Геологические катастрофы в истории Земли. Периодичность геологических стихий. Землетрясения. Причины и размах. Меры по уменьшению опасности. Вулканизм. Извержения как природные катастрофы. Меры по уменьшению опасности. Катастрофические процессы в горах. Меры по уменьшению опасности. Процессы в атмосфере. Атмосферные катастрофические явления. Прогноз и защита. Экологические кризисы и катастрофы. Антропоцентризм и антропогенный фактор. Глобальные проблемы развития человечества.

В результате изучения этого курса студент будет знать и уметь:

­ - причины возникновения экологических катастроф;

­ - динамику катастрофического процесса;

­ - возможности прогноза и мер по ликвидации экологических катастроф;

­ - уметь проводить экологическую экспертизу после катастрофических процессов;

­ - ставить задачи, касающиеся разрешения проблем взаимодействия человека и природы;

­ - знать основные типы разрушительных природных процессов;

­ - знать основные типы антропогенного заражения;

­ - знать и уметь определять приморские виды растений и животных, находящиеся на грани исчезновения;

­ - уметь проводить экологический анализ последствий, возникших после разрушительных процессов;

­ - освоить методику ведения полевых дневников и экологических наблюдений;

­ - знать основные методы полевой экологии;

­ - уметь проводить кратковременные мониторинги и проводить экологический анализ имеющихся данных с использованием методов популяционного анализа в регионах с экологической напряженностью.

Перечень ключевых слов: экологическая катастрофа, экологический кризис, экологический риск, биосфера, ноосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, землетрясения, вулканизм, цунами, лавины, сели, обвалы, оползни, ледники, смерчи, торнадо, грозы, загрязнения, здоровье человека, мировые войны, социальная напряженность, научно-технические революции, проблема роста населения, голод, отсталые страны, Мировой океан и его загрязнение, загрязнения почв, воды, воздуха, экоцентризм, антропоцентризм, экообразование, глобальное потепление климата, разрушение озонового экрана, космические вторжения, пандемии и эпидемии, ядерные конфликты, научно-технический потенциал, моделирование экологических систем и прогноз их развития, заповедники и особо охраняемые территории, красные книги, человек – биологический вид.

Специальности и формы контроля: 013100 ЭК (З, Р)

Ведущие преподаватели: Пушкарь Владимир Степанович, д.г.н., профессор каф. ЭПП

 


Приложение 5

Квалификационная характеристика выпускника с учетом региональной и вузовской специфики



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: