Описание отдельных дисциплин и оценка их трудоемкости в з.е

При обсуждении реализации модульного принципа был затронут вопрос о трудоемкости. В российской практике, как известно, в качестве меры трудоемкости принято использовать часы (общие или аудиторные – кто на что больше ориентирован). Более современным и «болонским» подходом является использование кредитов «зачетных единиц» как меры трудоемкости дисциплин. Основываясь на подходе, названным С.А.Смирновым «механическим» и используя Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования РФ от 28.11.2002. №14-52-988ин/13), можно легко установить значения трудоемкостей всех дисциплин в з.е. и полностью пересчитать весь учебный план в течение максимум 30 минут. Но результат, который при этом будет получен, вряд ли кого-то удовлетворит. На начальном этапе эксперимента по внедрению зачетных единиц, проводимого во ВГУЭС с февраля 2004 года, и в соответствии с условиями данного эксперимента, такая работа была проделана. Ее основные результаты были следующими (и вполне ожидаемыми):

1. По многим дисциплинам получилось дробное число з.е., что очень неудобно для дальнейших расчетов.

2. Величины общей трудоемкости основных образовательных программ по разным специальностям оказались разными, от 280 до 360 з.е., при одинаковых нормативных сроках обучения. Это обусловлено различным общим количеством часов по программе, предусмотренным ГОС ВПО.

3. Величины трудоемкости по отдельным дисциплинам оказались абсолютно неинформативны. Важнейшие дисциплины имели трудоемкость, такую же по величине, как, например, физкультура, важность которой не оспаривается, но вклад в профессиональную подготовку, например, экономистов, не может сравниться с «экономикой предприятия». Наличие курсовой работы также практически не отражается на трудоемкости, поскольку в соответствии с макетом ГОС ВПО II поколения, п.6.1.1., «курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение».

Основной вывод, который был сделан – использование механического перерасчета трудоемкости учебных планов не дает результатов, которые можно использовать в практике. Эти результаты нуждаются в дополнительной корректировке. Первоначально была сделана попытка «косметического» улучшения полученных результатов. Например, величина трудоемкости всех дисциплин в планах округлена до целочисленных значений. Искусственно выравнены суммарные трудоемкости всех основных образовательных программ с равными нормативными сроками освоения, по крайней мере, внутри одного направления подготовки, при этом неизбежны были манипуляции с величинами трудоемкости отдельных дисциплин, которые искусственно повышались или, наоборот, понижались. Но и эти действия не привели к удовлетворительным результатам. Например, так и не было достигнуто выполнение одного из базовых соотношений – равной трудоемкости каждого семестра (или года), соответственно 30 и 60 з.е. Известен опыт ГУ-ВШЭ, который научился решать данную проблему, подойдя к задаче пересчета планов несколько иначе: величина трудоемкости семестра 30 з.е. была взята в качестве базовой, «стоимость» 1 з.е. в часах определяется для каждого семестра путем простого деления общего количества часов в данном семестре по учебному плану на 30 з.е.. Но самое главное, и в подходе ГУ-ВШЭ эта проблема так же остается нерешенной, – установленные величины з.е. по дисциплинам на самом деле не несли достаточной информации о фактических трудозатратах студента на изучение этих дисциплин.

Таким образом, в результате первого этапа эксперимента в университете его участники пришли к однозначному выводу, что необходимо создавать другую методику оценки трудоемкости отдельных дисциплин. На сегодняшний день разрабатывается и апробируется подход к созданию такой методики. Изучен опыт европейских и американских вузов, определены основные параметры оценки трудоемкости.

В учебных планах европейских вузов принято делить дисциплины не только по типам (принадлежности к модулям), но и по уровням. Индикатор уровня – очень важная характеристика, которая позволяет адекватно оценить полученную студентом подготовку. Дисциплину с одним и тем же названием, например, «математика», можно изучать как на элементарном уровне, так и на очень углубленном, продвинутом. Ни в учебном плане, ни в документе об образовании (приложении к диплому, академической справке), используемых российскими вузами, об уровне дисциплины ничего не сообщается. Можно лишь косвенно судить о степени глубины изученного материала по объему часов, то есть чисто затратному параметру. Для специалистов некоторую информацию об уровне изучаемой дисциплины может нести ее принадлежность определенному циклу, указываемая в учебном плане, но в шаблоне государственного документа об образовании место для представления этой информации отсутствует.

Для того, чтобы спроектировать образовательную программу и установить кредитную рамку на каждый отдельно взятый модуль (дисциплину) как заданный стандарт результата, необходимо сформулировать некоторые правила для разработчиков, которые будут являться своеобразной «обратной разверткой» сформулированного определения кредита не только как меры трудоемкости, но и как меры результата.

Признаки, на основании которых можно оценить реальную трудоемкость отдельной дисциплины и установить число з.е.:

1. Продолжительность дисциплины в часах. Первый вопрос, который возникает при введении этого признака дисциплины, какие часы следует учитывать: аудиторные или общие? В мировой практике существуют оба варианта. В кредитной системе USCS, используемой университетами США, принято учитывать при определении кредита аудиторные (контактные) часы, во всех других системах, в том числе ECTS, - общие. Как показывает анализ опыта университетов США, учет кредитов, основанный на количестве контактных (аудиторных) часов, там вполне обоснован жесткой регламентацией выдачи домашних заданий и трудозатрат студента на самостоятельную работу. Так, 1 кредит зачитывается при недельной аудиторной нагрузке студента в 1 час при длительности семестра 15 недель. При этом подразумевается, что на каждый час аудиторной работы студент получает домашнее задание, на выполнение которого потратит три часа. Таким образом, при внимательном рассмотрении оказывается, что и в USCS при расчете трудоемкости кредита ориентируются, по сути, на общее количество часов, которых для зачета одного кредита требуется 4 в неделю, 60 в семестр. Таким образом, наиболее актуальным является вариант учета общего количества часов, хотя бы с точки зрения развития и распространения технологий дистанционного образования, для которых понятие аудиторного часа не определено, и перспективы стирания границ между различными формами обучения. Учет общего количества часов по дисциплине, затрачиваемого студентом на все виды учебной работы, также более обоснован с позиций компетентностного подхода, при котором важны не столько трудозатраты, сколько полученный результат. Многие вузы, в том числе и в России, уже сейчас идут по пути, когда студенту предлагается на выбор формы изучения дисциплины: в аудитории, в режиме on line, в форме экстерната. Для получения кредита по дисциплине должно быть важно то, что все обязательные виды работ и контроля выполнены студентом. Также опора на аудиторные часы создала бы серьезные проблемы с расчетом трудоемкости образовательных программ различных форм обучения, по определению ориентированных на совершенно разную долю аудиторной нагрузки в общей нагрузке студента (очно-заочная (вечерняя) форма, заочная форма, экстернат). Таким образом, при разных технологиях и формах обучения одному и тому же количеству кредитов, отражающему запланированные результаты освоения программы каждого модуля (курса, дисциплины), будет соответствовать разный ресурс «контактных» часов.

2. Разнообразие и количество видов учебной работы студента и нагрузки по дисциплине. При определении числа з.е. следует ввести в рассмотрение деятельностную составляющую. Чем больше и разнообразнее число видов занятий и других работ, выполняемых студентом по данной дисциплине, и чем они серьезнее и значительнее, тем большее число з.е. присваивается данной дисциплине. Наличие курсовой работы (проекта) в программе дисциплины должно увеличивать ее трудоемкость на 1 з.е. Аналогичные веса по трудоемкости могут быть присвоены и другим видам работы (рефераты, тренинги, расчетные и графические задания, эссе и т.п.), но сделать это можно, вероятно, только в контексте конкретной образовательной программы с учетом специфики профиля подготовки. (Например, информация об установленной трудоемкости РГЗ будет совершенно бесполезна для расчета трудоемкости образовательной программы по любой гуманитарной специальности, в которой такие виды работ вообще отсутствуют).

3. Значимость дисциплины в контексте принятых целей подготовки выпускника. Значимость может быть оценена только экспертным путем. Параметр значимости имеет практическое значение в основном для дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, изучаемых студентами по их выбору. Количество начисленных зачетных единиц для элективных дисциплин в учебном плане должно быть своеобразным регулятором выбора студентов. Для каждой специальности дисциплины, углубляющие профессиональную подготовку, должны иметь большее число кредитов по сравнению с дисциплинами общеобразовательного характера, не направленными непосредственно на формирование профессиональных компетенций. В этом состоит преимущество зачетных единиц перед часами, которые все уравнивают и унифицируют, так что час занятия по одной дисциплине в любом случае становится абсолютно равным часу занятий по другой, будь то важнейшая специальная дисциплина или, например, физвоспитание. Чтобы получить необходимое число кредитов, студенту достаточно взять несколько весомых, следовательно, профессионально значимых дисциплин. В противном случае ему придется набирать большое количество «маловесных» дисциплин, которые по временным затратам могут быть равными или даже превышать дисциплины первой группы.

Значимость непосредственно связана со всеми показателями, обозначенными в предыдущих пунктах. Естественно, что чем более значима дисциплина, тем более трудоемкой она должна быть для студента как в части временных затрат, так и в части разнообразия и уровня форм выполняемой учебной нагрузки.

Неоднократно поднималась проблема с оценкой значимости дисциплин «физическая культура» и «военная подготовка», присутствующих в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ ныне действующих ГОС ВПО. Если при измерении в з.е. рассматривать их наравне с базовыми дисциплинами, то это вызовет дисбаланс трудоемкости в основной образовательной программе. Поскольку обе эти дисциплины не являются значимыми для формирования профессиональных компетенций для абсолютного большинства гражданских специальностей, предлагается вывести их из расчета общей трудоемкости основной образовательной программы в з.е. Тем не менее, поскольку данные дисциплины присутствуют в федеральном компоненте ГОС, они включаются в учебные планы, но их трудоемкость по-прежнему устанавливается в часах. При расчете максимальной недельной нагрузки студентов в часах эти дисциплины учитываются, при расчете числа з.е. по программе или ее части – не учитываются.

4. Уровень дисциплины. Значимость непосредственно связана также и с уровнем дисциплины. Дисциплина с одним и тем же наименованием может изучаться как на уровне ликбеза, так и на продвинутом уровне. Дисциплины, имеющие более высокую профессиональную значимость, скорее всего, должны изучаться на более высоком (продвинутом, специализированном) уровне. Базовый и средний уровень, вероятно, стоит устанавливать для дисциплин, например, «поддерживающего модуля» (в европейской терминологии), значение которых в контексте данной образовательной программы состоит в формировании некоторых основ для понимания и изучения профессионально значимых дисциплин («основного модуля» в европейском варианте, циклов ОПД, СД в терминах российского ГОС).

 

Рис. 4. Факторы, влияющие на величину трудоемкости дисциплины в з.е.

В различных дискуссиях по проблемам внедрения в российское высшее образование системы кредитов, в том числе на страницах образовательной периодики, многими специалистами высказываются опасения, что сопоставление дисциплин на основе их одинаковых наименований и сравнения количества кредитов внесет существенную путаницу. Дисциплины с одинаковым названием и одинаковым числом зачетных единиц на самом деле могут преподаваться на самых различных уровнях, от ликбеза до очень продвинутых знаний. В то же время, если исходить из принципа сопоставления результатов, то в разных вузах в рамках по-разному спроектированных образовательных программ один и тот же результат может быть достигнут с разными затратами по трудоемкости. Следовательно, по мнению многих специалистов, сопоставление программ только на основании сравнения наименований и значений трудоемкости в зачетных единицах их структурных элементов не является адекватным. Изучение европейского опыта решения данной проблемы показывает, что эти опасения имеют под собой реальную почву, и процедура «упрощенного» признания результатов обучения ни в европейских, ни в североамериканских университетах не низведена до сопоставления двух показателей: наименования дисциплин (модулей) и числа кредитов. В Европе для характеристики модуля (дисциплины) используются, помимо указанных, еще как минимум два показателя: индикатор уровня дисциплины и ее принадлежность определенному модулю. Таким образом, в документах об образовании (приложении к диплому, академической справке), каждая изученная дисциплина как правило характеризуется четырьмя параметрами. Например, запись «National Economics 5-A-R» содержит четыре параметра, которые соответственно обозначают:

­ National Economics – наименование дисциплины

­ 5 – число з.е., уровень трудоемкости

­ А – продвинутый уровень (advanced)

­ R – дисциплина поддерживающего модуля (Related)

В российском варианте индикатор модуля вполне может быть истолкован как индикатор принадлежности к определенному циклу программы, что было бы весьма информативно. В учебных планах, разрабатываемых вузами на основе ГОС, индикаторы циклов использовались всегда. Представляется вполне целесообразным включить индикатор цикла в академическую справку и приложение к диплому, но инструктивными документами Россобразования это пока не предусматривается. Для обеспечения большей информативности и прозрачности документов об образовании, на уровне вуза можно воспользоваться таким приемом: вместе с академической справкой, дипломом о неполном высшем образовании, приложением к диплому выдавать студентам и выпускникам выписку из зачетной ведомости с указанием циклов для каждой дисциплины. Эта информация легко понимаема специалистами, важна для решения вопроса о перезачетах дисциплин при продолжения образования в другом вузе. Такой подход будет способствовать развитию мобильности студентов.

Что касается индикации уровня, то эта задача является для российской системы высшего образования новой. Процесс проектирования образовательных программ, для которых сформулированы конечные цели в виде требований к выпускнику, начинается с разложения на отдельные структурные элементы (дисциплины) в рамках заданных укрупненных блоков (циклов) и редукции общих целей программы в более локальные цели каждого структурного элемента. Таким образом, должно выстроится «дерево целей» образовательной программы, в одном или нескольких вариантах. Требования к знаниям и компетенциям могут задаваться при этом на различных уровнях: знакомство, воспроизведение, умение, творчество, соответствующих разным видам деятельности: репродуктивная, реконструктивная, преобразующая, продуктивная. Такая градация уровня требований к результату обучения должна отражаться в кредитной оценке отдельных модулей (курсов, дисциплин) образовательной программы.

Очевидно, что каждый предыдущий уровень является как бы «вложенным» в каждый последующий, то есть средний уровень предполагает наличие в том числе и базового, продвинутый – базового и среднего, специализированный – базового, среднего, продвинутого. Исходя из этого, дисциплинам каждого последующего уровня априори должно присваиваться относительно большее количество зачетных единиц.

Таким образом, идентификационная запись дисциплины в учебном плане может представлять собой примерно следующее: «региональная экономика-10-П-ОПД», что будет означать, что трудоемкость дисциплины «региональная экономика» оценивается 10 з.е., данная дисциплина имеет продвинутый уровень и изучается в цикле общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Термины при необходимости могут быть переведены на любой язык.

5. Европейский опыт показывает целесообразность унификации трудоемкости в аналогичных предметных блоках различных образовательных программ, а также укрупнения элементов образовательной программы до минимального объема 5 з.е. или числа, им кратного. В этом случае в год должно изучаться не более 12 дисциплин, а в семестр – не более 6. Дробление программы на более мелкие блоки не приводит к большей гибкости, но приводит к большей неуправляемости. Чем больше отдельных дисциплин изучает студент в определенный период (семестр, год), тем сложнее управлять асинхронным  учебным процессом, тем больше различных издержек требует от всех участников процесса обучения организация и использование современных технологий, например, тестирования, письменного контроля. Исходя из общей структуры трудоемкости основной образовательной программы, в которой теоретическое обучение составляет максимум 242 з.е. (при нормативном сроке обучения 5 лет и общей трудоемкости программы 300 з.е.), максимальное число дисциплин в учебном плане подготовки специалиста можно установить равным 50, что в целом соответствует общепринятой практике формирования учебных планов основных образовательных программ подготовки специалистов, в которых при нормативном сроке обучения 5 лет как правило содержится от 50 до 70 дисциплин. Таким образом, в семестр рекомендуется изучать не более 5-6 дисциплин.

Это правило распространяется и на программы подготовки специалистов, нормативный срок обучения по которым превышает 5 лет. В этом случае корректируется и общая трудоемкость программы в з.е., и количество дисциплин в учебном плане в соответствии с установленными в Методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования РФ от 28.11.2002. №14-52-988ин/13) базовыми соотношениями: 1 неделя обучения соответствует 1,5 з.е., 1 семестр (20 недель вместе с сессией) – 30 з.е.

Итак, число з.е. для каждой отдельной дисциплины устанавливается вузом при формировании учебного плана на основе соответствующего ГОС. Оно устанавливается экспертным путем, основываясь, например, на вышеизложенных принципах. Роль коллективного эксперта могут брать на себя коллегиальные компетентные органы вузовского управления, например, ученый совет, научно-методический совет, программные комитеты и комиссии.

Еще один важный элемент описания, который становится обязательным в кредитной системе, допускающей выбор студентов и асинхронное обучение, это определение входных требований в виде наименований дисциплин, которые должны быть изучены раньше данной. Это ограничение является строгим и позволяет не допустить нарушения логической последовательности изучения дисциплин при формировании индивидуальных учебных планов студентов. Для того, чтобы не затруднять процедуру выбора дисциплин при формировании индивидуальных планов, следует установить требование, по которому для каждой дисциплины может быть указана только одна дисциплина, которая должна быть предварительно изучена. А в последнюю проектировщиками программы должна быть уже заложена информация о том, какие еще дисциплины должны быть изучены. Это требование является логическим следствием вышеизложенных принципов сквозных модулей в части междисциплинарных связей и принципа неизбыточности учебного плана по количеству включаемых в него дисциплин.

В описание дисциплины необходимо включать также подробный семестровый план самостоятельной работы студента и полный комплект оценочных материалов, за разработку и обновление которого отвечает преподаватель.

Описание дисциплины может содержать несколько уровней, например:

I Краткая аннотация, включающая описание основных параметров (цели и результаты обучения, основные дидактические единицы, преподаватель, формы контроля)

II Структура дисциплины (расширенная аннотация, включается дополнительно график СРС, виды самостоятельной работы, система оценивания)

III Рабочая программа и методические указания (наиболее подробный документ, дополнительно описывающий информационные источники, указания к СРС, требования по каждой теме и т.п.)

Круг к доступу материалов каждого уровня ограничивается. Максимальный доступ имеют студенты, изучающие данную дисциплину, доступ к аннотациям могут иметь все пользователи без ограничений, к структурам – студенты на этапе выбора дисциплин.

Таким образом, во ВГУЭС сформирован общий подход к оценке трудоемкости дисциплин в з.е., который в настоящее время проходит этап апробации на примере образовательных программ по укрупненной группы специальностей 080000 «Экономика и управление». В 2005-2006 году планируется завершить апробацию и разработать комплексную методику формирования учебных планов в системе з.е. (для уровня вуза). На основании изложенных положений формируется описание образовательной программы, в котором цели обучения по программе в целом разворачиваются до содержания отдельных дисциплин с использованием промежуточного уровня структуры программы– сквозных модулей. Формируется информационный пакет программы, который, с одной стороны, обеспечивает ясность и «прозрачность» образовательной услуги для потребителя, с другой стороны – является эффективным инструментом управления качеством отдельных образовательных программ и управления образовательным процессом в вузе в целом.

Формирование организационных механизмов реализации кредитной системы. Изменения в системе планирования учебного процесса.

В Положении об организации учебного процесса в системе зачетных единиц (кредитов) РУДН очень детально описана служба академических консультантов (тьюторов), задача которой – оказание помощи студентам при формировании индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальных планов на семестр. Изучение опыта РУДН, некоторых вузов США показывает, что на самом деле программа оказания подобной помощи студенту более широкая, она выходит далеко за рамки института тьюторов. В качестве основных субъектов внутри вуза, влияющих на выбор конкретного студента, можно выделить:

­ студенческую среду;

­ преподавателей, сотрудников факультета;

­ собственно уполномоченных тьюторов.

Практика показывает, что на первом этапе формирования собственной образовательной траектории, который можно именовать «сбором информации», студент обращается, прежде всего, к старшим товарищам и преподавателям. Уже это наблюдение убеждает в том, что формирование индивидуального плана начиная с первого курса является практически неосуществимым за очень редким исключением «продвинутых» студентов, которые уже на этапе поступления в вуз четко знают, чего именно они хотят. Ситуация РУДН несколько отличается от среднестатистического российского вуза, так как там до сегодняшнего дня существует обязательное для всех годичное подготовительное отделение, где все слушатели обучаются по единой стандартной программе. Ближе к концу учебного года со слушателями определенного факультета начинают встречаться руководители образовательных программ, реализуемых на данном факультете, показывать преимущества своей программы и индивидуальные возможности подготовки. Слушатели получают информационные пакеты программ. Т.е. первоначально слушателям помогают определиться «по-крупному», выбрать магистральную линию своей подготовки, которая приведет к достижению желаемых целей обучения.

Практику обязательных подготовительных отделений могут позволить себе сегодня только очень немногие вузы, поэтому вполне естественно для большинства вузов переносить этап определения траекторий на первом курсе, формируя рабочий план первого курса из обязательных дисциплин. При этом важно, чтобы вся преподавательская среда была хорошо информирована, понимала и разделяла цели введения кредитной системы и предоставления индивидуальных возможностей подготовки для студентов. Следовательно, необходимо уделять большое внимание работе с преподавателями через программы повышения квалификации, семинары, конференции, издание методических и информационных материалов. Большую роль играет развитие вовлеченности преподавателей через формирование информационных пакетов и разработку базовых учебных планов, в процессе работы над которыми преподаватели вынуждены глубоко вникнуть в суть происходящих изменений. Именно преподаватели являются основной силой, влияющей на выбор студента на первом этапе.

Задача академических консультантов (тьюторов) является в большей степени административной, чем содержательной, хотя они, безусловно, могут и должны консультировать студентов по вопросам выбора дисциплин и его целесообразности. Но по большому счету, тьюторы подключаются к работе на втором этапе, когда мнение студента уже в основном сформировано. Задача тьютора – не только консультацинонная, но и административная: в рамки ответственности тьютора входит обеспечение своевременного формирования индивидуальных планов в информационной системе, организация утверждения планов, отслеживание реализации плана. Нам представляется логичным организация службы тьюторов при деканатах факультетов (дирекциях институтов), поскольку тьюторы должны находиться в тесном контакте со студентами и иметь доступ к любой информации, связанной с обучением.

Следует обратить особое внимание на выдерживание сроков формирования индивидуальных планов студентов. Как правило, устанавливается некоторый контрольный срок, близкий по времени к концу предыдущего семестра (года), до которого все индивидуальные планы должны быть сформированы в информационной системе в первом варианте. Именно эта информация берется за основу при расчете предварительной нагрузки на следующий семестр (год). Затем в начале семестра дается небольшой срок, как правило, 1 неделя, в течение которого в индивидуальные планы могут быть внесены коррективы, на основании которых делается окончательный расчет (уточнение) нагрузки. Ограничение в сроках должно быть обязательным и очень строгим, в противном случае есть риск срыва планирования. Студентам, по разным причинам не успевшим сформировать индивидуальные планы в назначенный срок, в информационной системе автоматически формируется стандартный вариант плана, разработанный факультетом (институтом). Не следует воспринимать жесткость ограничения в сроках как ущемление прав и свобод студентов. Напротив, надо рассматривать это как дополнительное воспитательное воздействие, дисциплинирующее студентов и в некотором смысле моделирующее «реальную» жизнь после окончания вуза. Кроме того, не следует смещать акценты: реализация индивидуальной программы обучения – это возможность, а не обязанность студента. Конечно, такой подход дает возможность тьюторам идти по наиболее легкому для себя пути и не стимулировать студентов к формированию индивидуальных планов: чем больше стандартных планов, тем меньше работы всем. В этом случае администрация вуза должна продумать систему мотивирования всех участников процесса к большей активности.

Следствием того, что все студенты имеют возможность сформировать свой учебный план, является нарушение синхронности процесса обучения в рамках контингента каждой специальности или направления. Понятие студенческой группы размывается, поскольку группы формируются на каждую из элективных и обязательных, но не строго последовательных дисциплин в зависимости от записи. Традиционная группа сохраняется только для обязательной и строго последовательной части учебного плана. Таким образом, возникает понятие асинхронного обучения (студенты, поступившие в один и тот же год на одну и ту же специальность или направление учатся не все вместе и по разным планам, т.е. асинхронно), которое заставляет иначе посмотреть на традиционную систему организации учебного процесса в вузе и произвести изменения в системе планирования учебного процесса.

Помимо дополнительных организационных решений на уровне факультета (института), в вузе с централизованной системой управления образовательным процессом необходимы такие же решения на уровне всего вуза. В некоторых крупных вузах США службы тьюторов формируются не при факультетах, а единые на весь вуз (академические центры). Это вполне приемлемо для них, поскольку сама система выбора для иностранных студентов является совершенно привычной и воспитанной «в нескольких поколениях». Для российских вузов сегодня это вряд ли целесообразно, в том числе по причине неподготовленности большинства студентов, необходимости индивидуальной работы с каждым.

Скорее необходимо ставить задачу модернизации функций и деятельности общевузовских учебных отделов, схема работы которых перестраивается «с точностью до наоборот».

Изменения в схеме планирования учебного процесса в связи с переходом к асинхронной организации учебного процесса

Одним из определяющих признаков кредитной системы, как уже говорилось выше, является индивидуально-ориентированный подход к организации учебного процесса, предусматривающий освобождение студента от необходимости иметь общий учебный план и расписание с другими студентами, объединенными в одну учебную группу (поток). В этих условиях планирование собственной учебной работы студент осуществляет самостоятельно. Вуз предоставляет ему для этого базовый учебный план, каталоги элективных дисциплин (информационные пакеты, о которых шла речь выше), а также расписание занятий по всем открываемым на данный семестр дисциплинам и преподавателям, с указанием времени занятий, аудиторий, их вместимости и предельной численности потока. Аудитория и время как правило закрепляется за данной дисциплиной и преподавателем на весь семестр. Занятия по одной дисциплине разных преподавателей следует разводить по времени, чтобы обеспечить студентам большие возможности для выбора. То есть расписание при асинхронной организации учебного процесса становится не итоговым документов планирования, а исходным, что отражено на схеме.

Когда, какие занятия и каких преподавателей посещать, в каком порядке изучать дисциплины студент решает сам в рамках ограничений, установленных в информационном пакете, а расписание при этом является одним из параметров выбора. Например, студент хотел бы выбрать на данный семестр две дисциплины у конкретных преподавателей, но оказалось, что занятия по этим дисциплинам в расписании совпадают по времени. Значит, надо либо отказаться от одной из дисциплин и перенести ее на следующий семестр (если она будет еще раз преподаваться в этом году), или на следующий год. Иногда бывает возможным выбрать тот же предмет, но с другим преподавателем, если его ведут несколько преподавателей и это устраивает студента.

Еще одно ограничение – вместимость аудитории. Оно не позволяет формировать неограниченный поток на дисциплину, и является своеобразной защитой для преподавателя. При выделении аудиторий под конкретные дисциплины и преподавателей на этапе составлении расписания необходимо вводить корреляцию между оптимальной численностью потока и вместимостью. При этом, конечно, следует учитывать пожелания самих преподавателей. Численность потока не должна быть строго равна числу посадочных мест, так как из опыта известно, что посещаемость не всегда бывает стопроцентной. С другой стороны, не имеет смысл начинать занятия по дисциплине, если на нее вместо предполагаемых 30 человек записалось всего 2 или 3, так как это экономически неэффективно. Поэтому следует ограничивать численность потока как сверху, так и снизу. Нам кажется вполне разумным ограничение в пределах 20%. Например, при вместимости аудитории 100 человек, оптимальный поток будет находится в пределах от 80 до 120 человек, а при вместимости 40 человек – от 32 до 48 человек. И студенты, и преподаватели, должны быть изначально проинформированы о правилах, установленных в университете: при формировании потока меньше нижнего предела дисциплина снимается с расписания, при численности желающих, превышающей верхний установленный предел, вуз имеет право ограничить запись на дисциплину. При этом необходимо помнить о своевременном информировании, например, закрывать бесперспективную дисциплину за 5 дней до срока принятия индивидуальных планов, чтобы и у студента, и у преподавателя, сохранялась возможность маневра.

Политика и инструментарий ограничения записи – отдельный непростой вопрос, при решении которого вуз должен ориентироваться на свои технологические возможности и принятые в нем педагогические воззрения. Самый простой способ – просто прекращать запись на дисциплину при достижении верхнего предела. Но некоторые преподаватели усматривают в этом ущемление своих прав, и не без оснований. Если студент имеет права выбора, почему его лишен преподаватель? Он тоже должен иметь право выбрать из списка желающих студентов тех, с кем он хочет работать. Информация о полном числе желающих дает вузу возможность изучать спрос и принимать обдуманные решения. Например, поручить еще кому-то из преподавателей вести дисциплину, имеющую высокий спрос, или поощрять конкретных преподавателей, к которым стремится записаться большое число студентов. С другой стороны, студенты бывают подвержены влиянию сокурсников, могут подвергаться ажиотажу. Необходимо понимать, что отсутствие жесткого ограничения записи, включение дополнительных этапов в виде отбора студентов преподавателем может внести сумятице и дезорганизацию в учебный процесс. Понимая это, наш университет принял решение по крайней мере на первом этапе эксперимента жестко ограничивать запись, а изучение спроса студентов и сбор информации поручены тьюторам.

Важнейшим документом, регламентирующим организацию учебного процесса в кредит-системе, является единый график учебного процесса университета. В нем на весь учебный год расписаны сроки начала и окончания семестров, включая дополнительные сессии для неуспевающих студентов, выходные, каникулы, сессии, аттестационные недели, «нулевые» недели, в течение который студенты в начале каждого семестра корректируют, окончательно согласовывают и утверждают свои индивидуальные учебные планы. Имеет смысл составить также описание учебного графика, в котором указываются особенности и значение каждого этапа, общий порядок обучения, инструкции для студентов и преподавателей на каждом этапе. 

Рис. 5 Традиционная последовательность планирования учебного процесса

 

Рис.6 Последовательность планирования учебного процесса при асинхронной организации обучения

На следующем этапе, когда индивидуальные планы студентов сформированы, необходимо осуществить слияние этих планов и формирование потоков на каждую дисциплину. Решение этой задачи в масштабах достаточно крупного вуза возможно только с использованием информационной технологии. Формирование потоков на дисциплины в информационной системе необходимо для:

1. Организации учета успеваемости студентов и накопления кредитов

2. Корректировки учебной нагрузки преподавателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: