Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Организация учебного процесса на основе зачетных единиц ведется по программам и учебным планам, разработанным в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) или специальными ре­шениями Минобразования России.

Для реализации системы зачетных единиц рекомендуется ис­пользовать три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности):

­ рабочие учебные планы по направлению подготовки (специаль­ности), служащие для определения трудоемкости учебной работы сту­дентов на весь период обучения;

­ индивидуальные учебные планы студентов, определяющие их образовательную программу на семестр или учебный год;

­ учебные планы, служащие для организации учебного процесса в течение учебного года (в том числе расчета трудоемкости учебной работы преподавателей).

Трудоемкость всех видов учебной работы в учебных планах устанавливается в зачетных единицах (1 зачетная единица = 36 ака­демических часов, письмо Минобразования России от 28.11.2002 № 14-52-988ИН/13)

По степени обязательности и последовательности усвоения со­держания образования рабочий учебный план по направлению подго­товки (специальности) должен включать три группы дисциплин по всем циклам:

а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последова­тельно во времени;

б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но не последовательно;

в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.

Дисциплины группы "б" и "в" создают предпосылки для так называемой нелинейной организации учебного процесса, принципиаль­но отличающейся от ныне действующей в вузах России.

Соотношение трудоемкости между группами дисциплин "а", "б" и "в" устанавливается вузом (факультетом) на основании действующих нормативных документов (ГОС ВПО или специального решения Минобразования России).

Группа дисциплин "а" является базовой для определения курса (года обучения) студента, его учебного потока и учебной группы.

При формировании рабочих учебных планов в системе зачетных единиц с целью оптимизации учебного процесса рекомендуется предусмотреть максимальную унификацию учебных планов смежных направлений подготовки (специальностей).

Индивидуальный учебный план студента формируется по уста­новленной вузом форме на каждый семестр или учебный год лично студентом с использованием, при необходимости, помощи консультанта. При формировании индивидуальных планов вуз должен предлагать студентам, как выбор дисциплин, так и выбор квалифицированных преподавателей, ведущих эти дисциплины, с указанием должно­стей, ученых степеней и званий. План утверждается в установленном в вузе порядке, утвержденные копии хранятся у студента и в деканате (возможно, в электронном виде). Число зачетных единиц в индивиду­альном учебном плане не должно быть меньше 60 в год.

Учебный план, служащий для расчета учебной нагрузки преподавателей, составляется на основе рабочего учебного плана по направлению подготовки (специальности). Количество студентов и академических групп по каждой дисциплине соответствующей образовательной программы определяется на основе как индивидуальных планов студентов данного направления подготовки (специальности), так и студентов других направлений подготовки (специальностей), изучающих данную дисциплину в соответствии с индивидуальными планами.

В учебных планах целесообразно предусмотреть время, отводимое на консультации студентов по дисциплинам, наряду с аудиторной и самостоятельной работой.

Для каждой дисциплины в учебном плане полная (в кредитах) и аудиторная (в академических часах в неделю) трудоемкости указывается цифрами в скобках.

Например: (3; 3, 2, 2)

1-я цифра указывает полную трудоемкость освоения дисциплины в кредитах;

2-я цифра указывает число часов в неделю лекционных занятий;

3-я цифра указывает число часов в неделю практических и лабораторных занятий;

4-я цифра указывает число часов в неделю консультаций преподавателя.

Порядок формирования индивидуального учебного плана студента

Высшее учебное заведение организует учебный процесс в системе зачетных единиц таким образом, чтобы обеспечить каждому сту­денту максимально благоприятные условия для освоения учебного плана направления подготовки (специальности) и получения обучающимся по завершению обучения квалификации (степени) в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ГОС ВПО и других нормативных документов.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению студентов всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, мето­дическими пособиями, учебно-электронными материалами, доступом к локальным и глобальным сетевым образовательным ресурсам.

Порядок оформления индивидуального плана студентами в зави­симости от курса обучения устанавливается вузом. Студент составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год в уста­новленные вузом сроки (при необходимости после консультации), подписывает его, ставит дату и сдает в соответствующее подразделение вуза.

Изменения в индивидуальный учебный план могут быть внесе­ны студентом в срок до установленной даты в сентябре текущего учебного года. В этом случае студентом подается письменное заявление с указанием изменений по установленной вузом форме в соответствующее подразделение вуза.

По каждой дисциплине группы "б" и "в" вузом устанавливается, исходя из экономических и организационных возможностей, минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя — максимальное число студентов в учеб­ном потоке (группе).

В случае, если на данную дисциплину в установленный срок записалось число студентов, меньшее минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в учебный план направления подготовки или специальности). Вуз объявляет об этом на информационном стенде и на сайте. Записавшиеся на эту дисциплину студенты должны в установленный срок в сентябре подать заявления об изме­нениях в индивидуальных планах.

В случае, если к преподавателю записалось число студентов, больше максимально установленного, то вуз формирует по этой дисциплине второй (при необходимости — третий и т.д.) учебный поток (учебную группу) и по своему усмотрению назначает в него преподавателя. Студенты распределяются по потокам (учебным группам) со­гласно порядку очередности записи. При этом в поток могут попасть студенты разных курсов.

С учетом того, что в рабочих учебных планах направлений подготовки (специальностей) существует группа дисциплин, изучаемых в порядке, определяемом студентом (группы "б" и "в"), потоки студентов (учебные группы) при их изучении могут формироваться из студентов разных курсов обучения.

По результатам анализа индивидуальных планов вузом составляются учебные планы и расписание занятий на следующий учебный год.

Если студент в установленный срок не сдал своей индивидуальный учебный план, то за основу его обучения вуз принимает типовой учебный план по направлению подготовки (специальности), который составляется вузом на основе рабочего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: