МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 15 «РОМАШКА»
МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОГО
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ
Руководитель проекта:
Васильева О.Ю – заместитель
заведующей по ВМР
Участники проекта:
педагогический коллектив
ДОУ № 15 «Ромашка»
г. Шарыпово 2008 г.
Оглавление
1. Введение (актуальность, цель, задачи, гипотеза проекта)………………...3
2. Основная часть
Участники проекта………………………………………………………..3
План реализации проекта (этапы, мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемые результаты этапа)………………………………………….3-7
Ожидаемые результаты проекта…………………………………………8
Смета расходов……………………………………………………………8
3. Заключение…………………………………………………………………....8
4. Список используемых источников………………………………………….8
|
|
5. Приложения………………………………………………………..9 - 18
Введение
1.1. Актуальность проекта
Сегодня особенно остро встает вопрос о необходимости оптимального выбора содержания методической работы в современном дошкольном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждает и анализ практики методической работы в ДОУ № 15 «Ромашка». Реальные проблемы воспитательно-образовательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и содержание методической работы не всегда взаимосвязаны между собой. Даже самое богатое содержание методической работы не вдохновляет педагогов на творчество, не приводит к совершенствованию воспитательно-образовательной работы, к демократизации дошкольной жизни. Поэтому, считаем, что содержание методической работы в современном ДОУ должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех детских садов города, так и конкретных, индивидуально-неповторимых. Одним из таких источников могут послужить результаты мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Мы понимаем мониторинг как совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижения педагога от незнания к знанию.
1.2. Цель проекта: обновление содержания методической работы в ДОУ через организацию мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
1.3. Задачи:
1. Выстроить систему мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
|
|
2. Отследить качественно и количественно динамику результатов деятельности каждого педагога в отдельности и всего педколлектива в целом;
3. Выявить приоритетные направления деятельности методической службы ДОУ;
4. Корректировать воспитательно-образовательный процесс (дидактическая коррекция) и деятельность педагога в сторону саморазвития (психолого-педагогическая коррекция);
5. Повышать уровень профессионального мастерства членов педагогического коллектива.
1.4. Гипотезой проекта является предположение о том, что обновление содержания методической работы в ДОУ будет способствовать повышению: уровня профессиональной компетентности педагогов; уровня сформированности у детей знаний, умений и навыков; уровня эмоционального благополучия воспитанников.
Основная часть
2.1. Участники проекта: администрация и педагогический коллектив ДОУ № 15 «Ромашка».
План реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в три взаимосвязанных и периодически повторяющихся этапа. Мониторинг носит цикличный характер. (Приложение 1).
I этап
Аналитико-диагностический
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Периодичность проведения диагностирования — 1 раз в год и при поступлении на должность вновь принятых педагогов.
Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Приоритетные направления деятельности методической службы могут быть выявлены в ходе комплексного анкетного исследования, проводимого субъективным (прямым) методом, и диагностики уровня профессиональной компетентности членов педагогического коллектива.
Комплексное анкетное исследование, состоящее из трех анкет, проводилось на производственном совещании. (Приложение 2)
Первая часть анкетирования поможет ориентации педколлектива на решение цели и задач ДОУ, позволит установить уровень знания педагогами образовательной программы, реализуемой в учреждении, исследовать возможности участия членов педколлектива в обновлении образовательной деятельности, организации интеграционных процессов, даст возможность оценить результативность методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов
Вторая часть анкетного исследования направлена на стимулирование педагогов к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Из 47 предположительных проблем ДОУ методом ранжирования педагоги выделяют приоритетные проблемы.
Третья часть способствует выявлению педагогов, способных работать в системе самоконтроля, обобщить собственный положительный педагогический опыт работы.
Четвертая часть анкетного исследования предполагаетзаполнение карты диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ. (Приложение 3)
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Примечания |
1. | Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ | март-апрель 2008 года | Заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог | диагностика проводится на основе самооценки и оценки администрации |
2. | Посещение и анализ занятий, мероприятий у педагогов ДОУ (метод стороннего наблюдения) | март-апрель 2008 года | Заместитель заведующей по ВМР, председатель Методического Совета | Заполняются диагностические карты |
II этап
Оценочный
Цель: Качественная и количественная оценка деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом
Ожидаемый результат: выработано единое мнение по спорным вопросам, составлена справка по итогам диагностики.
|
|
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Примечания |
1. | Сравнение результатов самооценки педагогов, оценки администрации, установление причин их несоответствия | апрель 2008 г. | Заместитель заведующей по ВМР |
III этап
Коррекционный
Цель: Дидактическая коррекция воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогическая коррекция деятельности педагога в сторону саморазвития.
Ожидаемый результат: выстроена система методической работы по обновлению содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
На основании анализа результатов анкетного комплексного исследования и диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ были выделены три проблемы:
1) Сложность организации целеполагания при составлении занятий в рамках социоигровой педагогики.
2) Содержание и формы образовательного процесса требуют обновления.
3) 71,3% педагогов владеют методикой анализа собственной деятельности на недостаточном уровне.
В соответствии с этим последующая деятельность методической службы будет направлена на:
- корректировку воспитательно-образовательного процесса, его постоянное развитие и совершенствование в целях максимального использования обучающих, воспитательных и развивающих возможностей дошкольного образовательного учреждения;
- непрерывное повышение уровня профессионального мастерства членов педагогического коллектива.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Примечания | ||
1. | Разработка перспективного планирования методической работы с учетом результатов диагностики и комплексного анкетирования | апрель 2008г. | Заместитель заведующей по ВМР, председатель Методического Совета | |||
2. | Методические консультации: | Заместитель заведующей по ВМР, руководители МО, воспитатели-наставники
| ||||
2.1.«Целеполагание в деятельности педагога ДОУ» | сентябрь 2008г. | |||||
2.2. «Алгоритм анализа занятия» | октябрь 2008г. | |||||
2.3. «Требования к современному занятию в ДОУ» | ноябрь 2008г. | |||||
2.4.«Самоанализ занятия» | декабрь 2008г. | |||||
3. | Посещение занятий администрацией ДОУ | в течение года | Заместитель заведующей по ВМР | |||
4. | Мастер-классы | в течение года | Заместитель заведующей по ВМР, члены Методического Совета | Темы определяются исходя из анализа посещенных занятий
| ||
5. | Индивидуальные и групповые консультации по запросам педагогов | в течение года | Заместитель заведующей по ВМР, члены Методического Совета | |||
6. | Постоянно действующий семинар, направленный на развитие у педагогов: способности к непрерывному, системному образованию; умения видеть образовательные задачи в своей деятельности; способности к инновационной деятельности; способности описать (презентовать) достижения собственной деятельности. | в течение года | Заместитель заведующей по ВМР, члены Методического Совета | |||
7. | Тематический педсовет: «Занятие в ДОУ как система» | декабрь 2008г. | Заместитель заведующей по ВМР | |||
8. | Выстраивание системы индивидуальной работы с педагогами по повышению уровня их профессиональной компетентности (Приложение 4) | В течение года | Заместитель заведующей по ВМР, члены Методического Совета | |||
9. | Тренинг личностного роста (для педагогов) | март 2009г. | Педагог-психолог | |||
10. | Анализ реализации коррекционного этапа проекта | май 2009г. | Разработчики проекта | |||
11. | Работа над единой методической темой «Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» (Приложение 5) | в течение года | Заместитель заведующей по ВМР, члены Методического Совета | |||
12. | Работа над индивидуальными темами по самообразованию | в течение года | Заместитель заведующей по ВМР | |||
13. | Методическая выставка | апрель 2009г. | Заместитель заведующей по ВМР, воспитатели |
Сравнительный аналитико-диагностический этап
(начало следующего цикла мониторинга)
Сравнительная диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Ожидаемые результат: определение динамики роста уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Примечания |
1. | Повторная диагностика профессиональной компетентности педагогов по тем же параметрам. | май 2009 г. | Заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог | |
2. | Анкетирование педагогов на предмет эффективности методической работы. | май 2009 г. | Заместитель заведующей по ВМР, председатель Методического Совета |
Один раз в год планируется проведение творческой недели по всем направлениям деятельности, в рамках которой даются открытые занятия, воспитательные мероприятия, проводятся выставки, конференции, концерты и т.д. Мы планируем ежегодно проводить методическую выставку, на которой в различной форме будет организована работа по обмену методической информацией, распространению обобщенного опыта работы педагогов. К методической выставке будут приурочены сообщения, доклады, практические занятия по результатам работы над индивидуальными методическими темами. Там же будут рассматриваться новинки методической литературы и программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Методическая выставка, как форма методической работы, способствует повышению уровня профессионализма педагогов, стимулирует деятельность педагогического коллектива.
Ежегодно в целях организации рационального функционирования групповых комнат и распространения наиболее результативного опыта работы педагогов по их оформлению и использованию оборудования будут проводиться смотры групповых комнат.
В методическом кабинете планируется организовать постоянно действующую выставку литературы «В помощь самообразованию».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Обновление содержания методической работы в ДОУ;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
3. Повышения качества воспитания и обучения в ДОУ.
Смета расходов
№ п/п | Наименование | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) | Примечания |
1 | Бумага для копировальной техники | 2 пачки | 120 | 240 | Для распечатки материалов комплексного анкетного исследования, подготовки к методическим мероприятиям |
2 | Заправка картриджа | 1 шт. | 200 | 200 |
Заключение
Предполагаем, что организация мониторинга позволит повысить качество методической работы, обновить её содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов; уровня сформированности у детей знаний, умений и навыков; уровня эмоционального благополучия воспитанников.
Результативность проекта мы предполагаем оценить по следующим критериям:
№ п/п | Критерии | Методы отслеживания | Показатели на начальном этапе | Показатели по результатам реализации проекта | форма отчетности |
1 | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов | Карта диагностики (приложение 3) | в/у – 16% с/у – 74% н/у – 10% | в/у – 27 % с/у – 70 % н/у – 3 % | справка |
2 | Повышение уровня сформированности у детей знаний, умений, навыков | Диагностика усвоения детьми программного материала | 81,5 % (качество знаний) | 92 % (качество знаний) | |
3 | Уровень эмоционального благополучия воспитанников | Диагностика уровня эмоционального благополучия | 74% | 85% |