Функциональные обязанности основных таможенных органов Российской Федерации

Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ — централь­ный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом, который:

§ самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной системы, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, регулирует их правовой статус;

§ осуществляет полномочия собственника по управлению имуществом подведомственных ему органов, предприятий и учреждений, финансирует мероприятия, направленные на развитие таможенной инфраструктуры;

§ контролирует соблюдение должностными лицами таможенно-процессуальных норм при производстве по делам контрабанды, нарушения таможенных правил и налогового законодательства, занимается рассмотрением жалоб и протестов на, постановления таможенных органов по таким правонарушениям.

Руководит деятельностью ГТК председатель, наиболее важ­ные вопросы рассматриваются на Коллегии ГТК. При ГТК также действуют Консультативный совет по таможенной политике.

Структура ГТК включает:

§ Таможенно-тарифное управление;

§ управление федеральных таможенных доходов;

§ Отдел валютного контроля;

§ Управление организации таможенного контроля;

§ Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

§ Правое управление;

§ Управление внешних связей.

Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) ГТК РФ руководит деятельностью региональных таможенных управ­лений и таможен по обеспечению полной и своевременной упла­ты таможенных платежей и разрабатывает технологию взимания таможенных платежей: контролирует процесс декларирования товаров, деятельность фирм и предприятий, расположенных в свободных экономических зонах, поступление таможенных пла­тежей от экспорта энергоносителей и т.д.

Региональные таможенные управления

Российской Федерации (РТУ РФ).

Региональные таможенные управления составляют промежу­точное звено в системе таможенных органов, необходимость ко­торого объясняется в первую очередь огромными размерами та­моженной территории Российской Федерации. В настоящее время таможенная территория России поделена на регионы, в границах которых региональные управления руководят и коор­динируют деятельность таможенных органов на местах (таможен и таможенных постов). В непосредственном подчинении регио­нального управления находятся расположенные на его террито­рии таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК РФ, которые находятся толь­ко в оперативном подчинении РТУ.

Крупнейшие региональные управления:

§ Северо-западное (Санкт-Петербург);

§ Дальневосточное (Владивосток);

§ Северокавказское (Ростов-на-Дону);

§ Восточносибирское (Иркутск);

§ Поволжское (Нижний Новгород);

§ Западное (Москва);

§ Уральское (Екатеринбург);

§ Западносибирское (Новосибирск);

Границы таможенных регионов не совпадают с границами
субъектов Российской Федерации.

Общее положение о региональном таможенном управлении утверждено приказом ГТК РФ. В положении зафиксировано свыше 100 основных функций. В них зафиксированы задачи и виды деятельности по широкому спектру направлений таможен­ного дела, функционирования таможенных органов и организа­ций, соблюдения таможенного законодательства и таможенных правил, обеспечения жизнедеятельности таможенных органов на территориях подведомственного региона, в том числе и тех из них, которые связаны с взиманием таможенных платежей. Так, региональное управление:

§ организует, координирует и контролирует начисление и взимание нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставление отсрочек и рассрочек уплаты та­моженных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;

§ организует и обеспечивает сбор, обобщение и анализ инфор­мации по начислению и взиманию таможенных платежей
нижестоящими таможенными органами;

§ осуществляет контроль за правильностью отражения в доку­ментах и учета таможенных платежей, обеспечивает взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке;

§ ведет контроль за полнотой взимания и своевременным перечислением в федеральный бюджет нижестоящими таможенными органами таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

§ контролирует полноту взимания и своевременность перечисления нижестоящими таможенными органами денежных средств, формирующих Фонд развития таможенной системы РФ.

реализации своих функций РТУ предоставлены соответствующие полномочия. В частности, РТУ имеет право:

§ создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные
посты без статуса юридического лица;

§ вносить в ГТК России предложения о создании, реорганиза­ции и ликвидации в регионе таможен, таможенных постов, а
также организаций системы ГТК;

§ издавать в пределах своей компетенции нормативные право­вые акты, которые обязательны для исполнения нижестоя­щими таможенными органами;

§ вносить в ГТК РФ предложения об издании, изменении, до­
полнении или отмене нормативных и иных актов ГТК Рос­сии, о совершенствовании законодательства РФ, правовых
актов Президента и Правительства России о таможенном де­ле.

Проблема совершенствования деятельности регионального таможенного управления - одна из ключевых в развитии единой системы таможенных органов.







Таможня

Таможня осуществляет свою деятельность под общим руко­водством ГТК РФ и непосредственным руководством региональ­ного таможенного управления, которому подчинена таможня. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляется исключительно решением ГТК.

Отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно Комитету (ГТК).

Базовым звеном, подсистемой единой системы таможенных органов, является таможня и ее основные подразделения. Именно здесь сосредоточен центр тяжести работ по реализации задач и функций таможенной службы. Таможни и их подразделения соз­даются, как правило, по территориальному принципу, т. е. осу­ществляют свою деятельность на территории подведомственного региона, которая определяется ГТК России.

В соответствии с этим принципом участник ВЭД должен про­извести оформление товаров и другие таможенные формальности в той таможне, на подведомственной территории которой зареги­стрирован его юридический адрес. Это дает возможность таможенным органам получать необходимую информацию об участ­никах внешнеэкономической деятельности и тесно взаимодейст­вовать друг с другом.

Согласно программе модернизации таможенной службы в зо­не деятельности таможни создаются центры таможенного оформления, осуществляющие все операции, связанные с оформ­лением товаров, прибывающих по железнодорожным и автогру­зовым путям, а также личного автотранспорта физических лиц и отдельно следующего багажа. В этих службах получатели и от­правители грузов не имеют прямого контакта с конкретным та­моженным работником. Тем самым вводятся общепринятые в мировой практике правила и технологии таможенного оформле­ния товаров, создающие гарантии его достоверности и оператив­ности.

Территориальный принцип организации и функционирования таможен определяет универсальный, комплексный характер их деятельности. Однако он не исключает специализации отдельных таможен, их подразделений на выполнении специфических, наи­более сложных видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых обстоятельствах.

Весьма актуальной является задача создания таможен и таможенных постов, специализирующихся в области контроля за перемещением специфических товаров (делящихся и радиоактивных материалов, алмазов и драгоценных металлов). Согласно общему положению о таможне РФ она действует под руководством ГТК. Вместе с тем большая часть таможен находится в непосредственном подчинении РТУ. Лишь отдельные таможнив силу специфики их работы, непосредственно подчинены ГТК.

В непосредственном подчинении таможен находятся тамо­женные посты, расположенные на территории подведомствен­ного региона. Исключение составляют те из них, которые не­посредственно подчинены вышестоящим таможенным органам.

В зависимости от территориального размещения таможен и таможенных постов они подразделяются на пограничные и внут­ренние. Это связано как с маршрутами перемещения товаров, движения пассажиропотоков, так и с местами концентрации уча­стников ВЭД.

К пограничным относятся таможни или их подразделения, расположенные в местах пересечения транспортными магистра­лями границ государства, а также в аэропортах, морских и реч­ных портах. К ним относятся и пункты пропуска (перехода) всех видов автотранспорта через границу страны. Преимущественно они фиксируют прохождение товаров через фаницу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, а также осуществляют тамо­женный контроль пассажиропотоков.

К внутренним относятся таможни и их подразделения, распо­ложенные в местах концентрации участников ВЭД (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории страны. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах. Такие таможенные струк­туры создаются при крупных железнодорожных узлах, промыш­ленных и добывающих предприятиях, в административно-территориальных центрах.

Первостепенная задача таможни - непосредственное осуще­ствление таможенного дела на подведомственной территории. В соответствии с этой и многими другими задачами, возложенными на таможню, она выполняет сложные и многообразные функции. Общее положение о таможне РФ фиксирует свыше шестидесяти функций. В круг этих функций входят:

§ обеспечение правильного применения в подведомственном
регионе таможенных режимов при перемещении товаров и
транспортных средств через таможенную границу государст­ва и проведении экономической деятельности на ее таможен­
ной территории;

§ осуществление таможенного оформления и контроля, в том
числе контроля за доставкой товаров и транспортных средств,
находящихся под таможенным контролем, и документов на
них в места, определяемые таможенными органами.

Таможня начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; проверяет правильность их исчисления; взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; пирует фактическую уплату таможенных платежей; взыскивает неуплаченные платежи, в том числе в бесспорном порядке принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении отсрочки или рассрочки в уплате таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством; применяет механизм уплаты таможенных платежей; обеспечивает правильное отражение в до­кументах и учет таможенных платежей, полноту взимания и своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет, Фонд развития таможенной системы России; собирает, обобщает и анализирует сведения о таможенных платежах и представляет их вышестоящему таможенному органу; контроли­рует состояние этой работы в нижестоящих таможенных органах. Для реализации своих функций таможня наделена широкими полномочиями.

Она вправе:

§ издавать в пределах своей компетенции ненормативные пра­вовые акты;

§ производить таможенный досмотр и таможенный контроль в
иных формах, использовать при этом все или только доста­точные его формы;

§ осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и
транспортных средств и проверять экономическую деятель­ность участников внешнеэкономических связей;

§ привлекать к ответственности нарушителей таможенных
правил.

Таможня определяет места расположения своих структурных подразделений, таможенных постов, деятельность которых она организует.

Таможенные посты.

Таможенный пост — это линейное подразделение, с которого собственно и начинается осуществление таможенного дела по всей технологической цепи.

Типология таможенных постов многообразна. Их можно клас­сифицировать по признаку непосредственного подчинения либо таможне, либо региональному таможенному управлению, либо ГТК России.

Таможенные посты различаются по своему статусу, так как решением ГТК таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Соответственно такой пост наделяет­ся большими обязанностями и полномочиями по сравнению с по­стом неимеющим этого статуса.

Важнейшим направлением организации сети таможенных по­стов является их создание непосредственно на крупных промыш­ленных объектах, в местах сосредоточения производителей, отправителей и получателей грузов, участников экспортно-импортных операций.

Общее положение о таможенном посте РФ наделяет его сле­дующими функциями, связанными с взиманием таможенных пла­тежей: начисление и взимание (в пределах своей компетенции) таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; проверка правильности их исчисления; участие в обеспечении полноты взимания денежных средств; взаимодействие с налого­выми и финансовыми органами подведомственного региона в це­лях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания и своевременного перечисления.

Акцизный таможенный пост входит в структуру РТУ и непосредственно подчиняется ему, осуществляет свою деятельность в подведомственном ему регионе. В Положении об акцизном таможенном посте определены задачи, функции, права и порядок организации работы этого органа. Главное его назначение - обеспечение выполнения правил ввоза и реализации на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками. Акцизный пост осуществляет контроль за выполнением импортерами этих правил, включая таможенное оформление и воженный контроль маркировки товаров, взимание таможенных платежей за ввоз этих товаров, а также контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета.

Основные функции акцизного таможенного поста следующие:

§ прием заявлений от импортеров на покупку марок акцизного
сбора и специальных марок;

§ контроль поступлений денежных средств на покупку марок и
перечисления их на счета ГТК;

§ обеспечение безопасности хранения марок;

§ формирование заявок на изготовление марок;

§ прием обязательств от импортеров о фактическом ввозе то­варов, подлежащих маркировке;

§ ведение журналов учета внешнеторговых операций, связанных с ввозом подакцизных товаров;

§ таможенное оформление маркированных товаров;

§ другие функции (полный перечень изложен в приказе ГТК
№547 от 6 сентября 1994 г. «О положении об акцизном посте»).

 
















double arrow
Сейчас читают про: