Таможенная политика, как известно, является частью внешнеэкономической политики государства. Последняя в свою очередь представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определённых преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т. д.
Таможенная, политика России строится с учётом намерения вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) и стать полноправным участником мирового товарооборота. Здесь уместно напомнить какие преимущества даёт России вступление в ВТО:
§ во-первых, режим наибольшего благоприятствования нации (РНБ) в отношениях со всеми государствами-членами организации;
§ во-вторых, стабильность экспортных и импортных тарифов,
уровень которых не может измениться волевым решением
одной из стран;
§ в-третьих, запрет на установление импортных квот, дискриминацию источников импорта, предоставления каких-либо
льгот отечественным производителям по сравнению с иностранными;
§ в-четвертых, возможность более легкого разрешения торговых споров между странами.
Говоря другими словами, членство в ВТО для страны-участницы снимает протекционистские барьеры (барьеры, направленные на защиту внутреннего рынка от иностранных товаров) на пути мировой торговли и перемещения капиталов. Однако вступить в данную организацию не так просто: страна-претендент должна доказать, что она имеет рыночную экономику или что путь её к рыночной экономике необратим. Кроме этого, необходимо подготовить нормативную базу для принятия установленных ВТО правил в области применения импортных защитных мер.
Претендуя на статус члена ВТО, Россия обязана обеспечить совместимость национального торгового режима с правилами ГАТТ(Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, преобразованное на основе решений «уругвайского раунда» переговоров в ВТО). Здесь подразумевается снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров.
Следует отметить, что Россия уже предприняла некоторые шаги, которые позволяют надеяться на скорое вступление в ВТО. На сегодняшний день сокращены средства административного регулирования ВЭД. Ведущая роль в регулировании внешней торговли переходит к таможенным пошлинам.
В России экспортный таможенный тариф стал действовать с 1992 г. В первые два года его применения вывозные пошлины охватывали 3/4 российского экспорта. В 1993-1994 гг. список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также список товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались.
Импортные пошлины играют протекционистскую роль: все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся наблюдается обратное явление.
В настоящее время центр таможенной политики России перемещается на разработку новой концепции таможенного тарифа, который должен, с одной стороны, обеспечить развитие внешней торговли страны, а с другой -содействовать экономической безопасности России. Предусматривается разработать методологию и порядок применения таможенного тарифа с учетом использования дифференцированных ставок таможенных пошлин. Добиться этого можно лишь при условии детализации товарной номенклатуры, исходя из общепринятых мировых стандартов и в соответствии с нормами ВТО. Необходимо совершенствовать систему и практику применения тарифных преференций в отношении ввоза товаров, а также пересмотреть перечень стран- пользователей схемой преференций. Только совершенствование тарифов, учитывающих приоритет отечественных товаров, может помочь навести порядок в вопросе импорта.
Следует также обратить внимание на дальнейшее совершенствование системы определения и контроля страны происхождения товаров. Можно выделить основные моменты предстоящей работы: они касаются подготовки предложений по дифференцированным критериям определения страны происхождения товаров для целей применения тарифных преференций, а также дальнейшего взаимодействия со Всемирной таможенной организацией и ВТО по этим вопросам.
Следующее направление таможенной политики России - совершенствование национальной системы применения защитных мер. Конкретно речь идёт о применении антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот. Предстоит унифицировать акцизы на товары, ввозимые на территорию страны и производимые на её территории.
Таможенная политика непосредственно связана с проблемой
экономической безопасности, которая остается одной из самых серьёзных. Сегодня существует достаточно много факторов, содержащих угрозу экономической безопасности России. Среди них следует прежде всего выделить такие как: возрастающая зависимость страны от импорта многих потребительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования; усиливающая уязвимость экономики политического и экономического давления извне; преобладание в экспорте сырьевых товаров и потеря традиционных рынков сбыта машинотехнической продукции; попытки западных стран установить контроль над российским рынком стратегически важного сырье, технологий, транспорта, информации.
Для того чтобы борьба с ввозом на таможенную территорию России недоброкачественных и опасных для российских потребителей товаров была эффективней следует обеспечить сертификацию импортируемых товаров.
Таможенные органы должны обеспечить стабильность таможенных режимов и разработку быстрых и несложных процедур таможенного оформления.
Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование валютного контроля.
Для обеспечения валютной безопасности необходимо:
§ законодательство, в полной мере определяющее правила валютных операций;
§ полное и безусловное выполнение участниками ВЭД этого законодательства.
В настоящее время постепенно отлаживается система валютного контроля: действует таможенно-банковский валютный контроль, с 1 ноября 1996 года введен механизм валютного контроля внешнеторговых бартерных операций.
Слабым звеном в системе валютного контроля по-прежнему остается механизм оценки товаров при экспорте. В итоге имеем плачевный результат: вывоз продукции по демпинговым либо фиктивно низким ценам.
Следующим шагом на пути развития внешнеторговой деятельности России должно стать совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. В этой связи предусматривается:
§ разработка таких норм таможенного законодательства, которые учитывали бы нормы внешнеэкономического, налогового, валютного гражданского и уголовного законодательства;
§ завершение разработки нормативных актов по основным положениям таможенного законодательства и их применение на практике;
§ оказание помощи государствам-членам СНГ в приведении их
таможенного законодательства в соответствии с российским;
§ переход от применения международной практики и опыта в
разработке таможенного законодательства к непосредствен
ному участию в работе Всемирной таможенной организации.
Заключение.
Как видно из моей работы, таможенное дело является важным инструментом в выполнении экономических задач, стоящих перед Россией. Однако и в таможенном деле есть свои недостатки и недоработки, над которыми надо сосредотачивать свои усилия. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров, транспортных средств, в том числе оружия и наркотиков.
Таможенное регулирование - это и средство защиты отечественного производителя, оно помогает противодействовать торговым войнам и создавать условия для продвижения отечественных товаров на чужие рынки. И, конечно, следует помнить, что таможня выполняет и правоохранительные функции. Вот если эти цели соблюдены, то можно говорить о более-менее внятной таможенной политике.
Таможни Российской Федерации, являясь правоохранительными органами, компетентны решать все вопросы, касающиеся осуществления таможенного дела на своей территории. Как и региональные управления, таможни осуществляют проведение на своей территории таможенной политики независимо от того, идет ли речь о перемещении через таможенную границу или о борьбе с контрабандой или иными преступлениями в этой сфере.
Таможенные посты — неотъемлемая часть единой системы таможенных органов. Основная задача их состоит в реализации мер по обеспечению экономической безопасности.
ГТК РФ может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенное на территории страны, либо передать его на рассмотрение в любой другой таможенный орган.
Дело о нарушении таможенных правил рассматривается от имени ГТК уполномоченным должностным лицом этого комитета.
Список литературы.
1. Российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе – М: Издательская группа Инфра·М–Норма, 1997.
2. Таможенный кодекс РФ.
3. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе – М: Издательская группа Инфра·М–Норма, 1997.
4. Таможенное право. Москва, 1997.
5. А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестаков, Комментарии таможенного кодекса РФ, 1996г.