Основные направления таможенной политики России

Таможенная политика, как известно, является частью внешне­экономической политики государства. Последняя в свою очередь представляет собой систему мероприятий, направленных на дос­тижение экономикой данной страны определённых преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных тамо­женных зон и т. д.

Таможенная, политика России строится с учётом намерения вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) и стать пол­ноправным участником мирового товарооборота. Здесь уместно на­помнить какие преимущества даёт России вступление в ВТО:

§ во-первых, режим наибольшего благоприятствования нации (РНБ) в отношениях со всеми государствами-членами орга­низации;

§ во-вторых, стабильность экспортных и импортных тарифов,
уровень которых не может измениться волевым решением
одной из стран;

§ в-третьих, запрет на установление импортных квот, дискри­минацию источников импорта, предоставления каких-либо
льгот отечественным производителям по сравнению с ино­странными;

§ в-четвертых, возможность более легкого разрешения торго­вых споров между странами.

Говоря другими словами, членство в ВТО для страны-участницы снимает протекционистские барьеры (барьеры, на­правленные на защиту внутреннего рынка от иностранных това­ров) на пути мировой торговли и перемещения капиталов. Одна­ко вступить в данную организацию не так просто: страна-претендент должна доказать, что она имеет рыночную экономику или что путь её к рыночной экономике необратим. Кроме этого, необходимо подготовить нормативную базу для принятия установленных ВТО правил в области применения импортных за­щитных мер.

Претендуя на статус члена ВТО, Россия обязана обеспечить совместимость национального торгового режима с правилами ГАТТ(Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, преобра­зованное на основе решений «уругвайского раунда» переговоров в ВТО). Здесь подразумевается снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров.

Следует отметить, что Россия уже предприняла некоторые шаги, которые позволяют надеяться на скорое вступление в ВТО. На сегодняшний день сокращены средства административного регулирования ВЭД. Ведущая роль в регулировании внешней торговли переходит к таможенным пошлинам.

В России экспортный таможенный тариф стал действовать с 1992 г. В первые два года его применения вывозные пошлины охватывали 3/4 российского экспорта. В 1993-1994 гг. список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также список товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их став­ки снижались.

Импортные пошлины играют протекционистскую роль: все стра­ны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся наблюдается обратное явление.

В настоящее время центр таможенной политики России пере­мещается на разработку новой концепции таможенного тарифа, который должен, с одной стороны, обеспечить развитие внешней торговли страны, а с другой -содействовать экономической безопасности России. Предусматривается разработать методоло­гию и порядок применения таможенного тарифа с учетом исполь­зования дифференцированных ставок таможенных пошлин. До­биться этого можно лишь при условии детализации товарной номенклатуры, исходя из общепринятых мировых стандартов и в соответствии с нормами ВТО. Необходимо совершенствовать систему и практику применения тарифных преференций в отно­шении ввоза товаров, а также пересмотреть перечень стран- пользователей схемой преференций. Только совершенствование тарифов, учитывающих приоритет отечественных товаров, может помочь навести порядок в вопросе импорта.

Следует также обратить внимание на дальнейшее совершен­ствование системы определения и контроля страны происхожде­ния товаров. Можно выделить основные моменты предстоящей работы: они касаются подготовки предложений по дифференци­рованным критериям определения страны происхождения това­ров для целей применения тарифных преференций, а также даль­нейшего взаимодействия со Всемирной таможенной организацией и ВТО по этим вопросам.

Следующее направление таможенной политики России - со­вершенствование национальной системы применения защитных мер. Конкретно речь идёт о применении антидем­пинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также им­портных квот. Предстоит унифицировать акцизы на товары, вво­зимые на территорию страны и производимые на её территории.

Таможенная политика непосредственно связана с проблемой
экономической безопасности, которая остается одной из самых серьёзных. Сегодня существует достаточно много факторов, содер­жащих угрозу экономической безопасности России. Среди них сле­дует прежде всего выделить такие как: возрастающая зависимость страны от импорта многих потребительских товаров, промежуточ­ной продукции, машин и оборудования; усиливающая уязвимость экономики политического и экономического давления извне; преоб­ладание в экспорте сырьевых товаров и потеря традиционных рын­ков сбыта машинотехнической продукции; попытки западных стран установить контроль над российским рынком стратегически важно­го сырье, технологий, транспорта, информации.

Для того чтобы борьба с ввозом на таможенную территорию России недоброкачественных и опасных для российских потребите­лей товаров была эффективней следует обеспечить сертификацию импортируемых товаров.

Таможенные органы должны обеспечить стабильность тамо­женных режимов и разработку быстрых и несложных процедур таможенного оформления.

Следующим направлением таможенной политики страны яв­ляется совершенствование валютного контроля.

Для обеспечения валютной безопасности необходимо:

§ законодательство, в полной мере определяющее правила валютных операций;

§ полное и безусловное выполнение участниками ВЭД этого законодательства.

В настоящее время постепенно отлаживается система валютного контроля: действует таможенно-банковский валютный контроль, с 1 ноября 1996 года введен механизм валютного контроля внешнеторговых бартерных операций.

Слабым звеном в системе валютного контроля по-прежнему остается механизм оценки товаров при экспорте. В итоге имеем плачевный результат: вывоз продукции по демпинговым либо фиктивно низким ценам.

Следующим шагом на пути развития внешнеторговой дея­тельности России должно стать совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. В этой связи предусматривается:

§ разработка таких норм таможенного законодательства, кото­рые учитывали бы нормы внешнеэкономического, налогово­го, валютного гражданского и уголовного законодательства;

§ завершение разработки нормативных актов по основным по­ложениям таможенного законодательства и их применение на практике;

§ оказание помощи государствам-членам СНГ в приведении их
таможенного законодательства в соответствии с российским;

§ переход от применения международной практики и опыта в
разработке таможенного законодательства к непосредствен­
ному участию в работе Всемирной таможенной организации.

 

 








Заключение.

Как видно из моей работы, таможенное дело является важным инструментом в выполнении экономических задач, стоящих перед Россией. Однако и в таможенном деле есть свои недостатки и недоработки, над которыми надо сосредотачивать свои усилия. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров, транспортных средств, в том числе оружия и наркотиков.

Таможенное регулирование - это и средство защиты отечественного производителя, оно помогает противодействовать торговым войнам и создавать условия для продвижения отечественных товаров на чужие рынки. И, конечно, следует помнить, что таможня выполняет и правоохранительные функции. Вот если эти цели соблюдены, то можно говорить о более-менее внятной таможенной политике.

Таможни Российской Федерации, являясь правоохра­нительными органами, компетентны решать все вопро­сы, касающиеся осуществления таможенного дела на своей территории. Как и региональные управления, таможни осуществляют проведение на своей территории таможен­ной политики независимо от того, идет ли речь о переме­щении через таможенную границу или о борьбе с контра­бандой или иными преступлениями в этой сфере.

Таможенные посты — неотъемлемая часть единой систе­мы таможенных органов. Основная задача их состоит в реа­лизации мер по обеспечению экономической безопасности.

ГТК РФ может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенное на территории страны, либо передать его на рассмотрение в любой другой таможенный орган.

Дело о нарушении таможенных правил рассматривается от имени ГТК уполномоченным должностным лицом этого комитета.

Список литературы.

 

1. Российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе – М: Издательская группа Инфра·М–Норма, 1997.

2. Таможенный кодекс РФ.

3. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе – М: Издательская группа Инфра·М–Норма, 1997.

4. Таможенное право. Москва, 1997.

5. А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестаков, Комментарии таможенного кодекса РФ, 1996г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: