Позаказный метод учета затрат

 

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (job order cost accounting system) применяют в индивидуальном и серийном производствах (строительство, авиа- и кораблестроение, полиграфия, легкая и мебельная промышленность), а также в экспериментальных, ремонтных, инструментальных и других вспомогательных производствах и в сфере услуг. Условия применимости метода: 1) наличие разделения рабочего процесса (в отличие от непрерывного потока) и 2) возможность идентификации работы согласно определенному потребительскому заказу или контракту.

Объектом учета является отдельный заказ, открываемый на заранее определенное количество продукции или определенный объем работ и услуг на основе договора между заказчиком и производителем. В договоре должен быть четко определен объект договора (заказа), качественные характеристики заказа, количество продукции, входящей в заказ, договорная цена, сроки и условия поставки, форма расчетов и другие условия.

Сущность метода заключается в том, что все прямые затраты учитывают в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам на счете 20 «Основное производство»; остальные затраты учитывают по местам их возникновения и включают в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения.

Учет затрат ведут по каждому завершенному заказу (партии), а не за промежуток времени. Общие затраты в крупносерийном производстве, продолжающемся длительное время, распределяют ежемесячно, а в мелкосерийном и индивидуальном – после выполнения заказа. По продукции с длительным технологическим циклом производства можно оформлять заказы и учитывать затраты не на продукт в целом, а по отдельным его частям – полуфабрикатам, представляющим собой законченные в данном переделе (цехе) продукты.

Центральную роль в позаказном методеиграет калькуляционная карточка заказов. По каждому заказу открывают отдельную карточку; она содержит базовую информацию: тип заказа (для собственного потребления или со стороны, разовый или сводный), номер заказа, характеристика заказа, исполнитель, срок исполнения заказа, период, в котором учитываются издержки по заказу. На карточке учитывают материалы, приобретенные специально для осуществления заказа (на основе накладных или счетов-фактур поставщиков), материалы, извлеченные из запасов (на основе требований), заработную плату производственные рабочих (на основе нарядов или карточки табельного учета времени, затраченного на выполнение заказа) и прочие прямые затраты. По выполнении заказа в калькуляционной карточке выводят общую сумму прямых затрат, после чего на основе одного из принятых методов могут быть подсчитаны и внесены накладные расходы.

В отечественной практике, как правило, применяют упрощенный метод распределения косвенных расходов, при котором используют единую ставку для всего предприятия в целом – нормативный коэффициент распределения (списания) общепроизводственных расходов (ОПР), который рассчитывают следующим образом:

• составляют годовой бюджет ОПР на основе динамики затрат и объема производства;

• выбирают базу распределения ОПР (какая-то из прямых затрат);

• прогнозируемую величину ОПР делят на прогнозируемый объем производства, выраженный в показателе выбранной базы.

ОПР списывают (на каждый заказ) с помощью предварительно рассчитанного нормативного коэффициента распределения ОПР, для чего фактическое значение показателя базы распределения умножают на нормативный коэффициент. Одновременно ведут учет фактических ОПР по местам возникновения. По окончании отчетного периода сальдо счетов «Фактические ОПР» и «Списанные (Нормативные) ОПР» относят на себестоимость реализованной продукции или распределяют между незавершенным производством, готовой продукцией и себестоимостью реализованной продукции.

Если в конце учетного периода заказ не завершен, общий размер затрат на определенную дату, записанный в калькуляционной карточке, дает объем незавершенного производства.

По окончании работ заказ закрывают, определяют индивидуальную себестоимость единицы продукции (заказа).

Для калькуляции себестоимости заказа, партии товара и контракта может применяться как традиционный метод – калькуляции полной себестоимости, так и калькуляция себестоимости по переменным затратам (директ-костинг). Для принятия управленческих решений, в том числе по ценообразованию, более разумно игнорировать косвенные затраты и основывать цены реализации на прямых затратах с включением нормы рентабельности, достаточной для покрытия постоянных расходов и получения целевой прибыли. При этом контроль постоянных затрат продолжает оставаться первостепенным.

Достоинства метода:

• формируются данные обо всех понесенных затратах, их относят на отдельные виды работ или партии готовой продукции;

• затраты аккумулируют по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;

• позволяет достаточно точно определить затраты на конкретный заказ и его цену;

• позволяет оценить эффективность конкретных заказов, выявить наиболее прибыльные заказы;

• способствует осуществлению действенного контроля затрат по заказам путем расчета отклонений фактических данных от плановых.

Недостатки метода:

• контроль за уровнем затрат может быть недостаточен;

• сложность расчетов;

• при определении себестоимости не удается избежать погрешности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: