Практическое занятие: «Педагогические взгляды выдающихся педагогов и их значение для становления педагогики как науки»

(форма обучения очная, заочная)

(занятие проводится в виде решения педагогических задач)

Организационная часть.

- вступительное слово преподавателя, доведение темы и её актуальности, практической направленности, целей и порядка (регламента) проведения конференции. Доклад – 25 - 30 мин, выступления – 15 - 20 мин.

2. Основная часть.

1. Проанализируйте понятие «предмет педагогики высшей школы» отраженное в различных учебных пособиях, педагогической литературе. Найдите сходство и различие в их определении.

2. Раскройте роль и значение педагогики высшей школы в решении задач обновления современного общества.

3. На основе законодательных документов по высшему образованию обозначьте и проанализируйте приоритетные направления развития высшей школы как важнейшего института развития общества, основные принципы государственной политики в области высшего образования.

Доклад: "Проблемы высшей школы в России и пути их решения"

Тематика выступлений:

1. Зарождение педагогики как науки. Педагогика в Древней Греции.

2.Афинская школа подготовки к жизни.

3.Спартанская школа воспитания.

4. Педагогика в средние века и эпоху Возрождения.

5. Вклад Я. А. Коменского в педагогику и значение его идей в современных условиях.

6. Педагогические идеи Д. Локка.

7. Педагогические взгляды Ж.Ж. Руссо.

8. Дени Дидро: «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства»

9. Педагогические взгляды Г. Песталоцци и их развитие в современных условиях.

10. Г. Песталоцци: Лингард и Гертруда;

11. Г. Песталоцци: «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» ((Избранные произведения В 3-х томах М.;Изд. АПН РСФСР, 1963.

12. Р. Оуэн «Новый взгляд на общество или Опыты об образовании человеческого характера».

13. В.А.Лай «Школа действия».

13. Дидактическая система К.Д. Ушинского.

14. Педагогическая система воспитания Макаренко.

15. Вклад В.А. Сухомлинского в педагогическую науку.

16. Педагогические идеи современных отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики.

17. Развитие педагогической мысли в России.

18. В.Ф. Шаталов «Учить всех, учить каждого» (Педагог – новатор) (Педагогический поиск, 1987.)

19. С.Н. Лысенкова «Когда легко учиться» (Педагогический поиск 1987).

  Доклад: "Проблемы высшей школы в России и пути их решения"

  3. Заключительная часть.

Задания для самостоятельной работы

1.Отработайте конспект лекции и дополните его понятийным аппаратом истории педагогики.

2. Разберитесь в системе методологии педагогики.

3. Обсудите в группе, в чем соотносятся и различаются педагогика и психология.

4. Проанализируйте основные психолого-педагогические теории обучения.

5. Рассмотрите историко-педагогическое наследие в применении к практической деятельности.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям

При изучении темы обратите внимание на истоки возникновения педагогики, ее функции, основные методы педагогического исследования. При подготовке конкретных выступлений особое внимание обратить на применение исторического опыта в наши дни. При подготовке дидактической системы К.Д. Ушинского составить схему ее применения.

В заключении под руководством преподавателя организовать дискуссию о пользе применения исторического педагогического опыта в практике обучения.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что изучает история педагогики?

2. Какие методы обучения из истории русской и зарубежной школы применимы в наше время.

3. Определите методическую систему обучения в русской школе 19 века.

4. Какие проблемы высшей школы наиболее актуальны в современное время.

5. Что такое педагогика сотрудничества?

Тема 1.3. Дидактика. Основы организации, сущность и

Содержание процесса обучения

Понятие о дидактике и её исследование в педагогике. Предмет и объект дидактики, проблемы, разрабатываемые ею. Задачи и функции дидактики. Понятия: "знание", "умение", "навык", "способности". Процесс обучения как целостная система, его структура, содержание и динамика. Закономерности и противоречия процесса обучения. Понятие "содержание образования" и разработка в педагогике научных основ его определения и совершенствования. Документы, определяющие содержание высшего образования: учебные программы, учебно-тематические планы, учебники, учебные пособия.

Практическое занятие: « Дидактика. Основы организации, сущность и

содержание процесса обучения »

(форма обучения очная и заочная)

(занятие проводится в виде социально-психологического тренинга)

1.«Интеллектуальная разминка» по уточнению и закреплению понятий:

- обучение;

-воспитание;

-развитие;

-знания, навыки и умения;

-структура образовательного процесса;

-учение и обучение;

-социально-психологический механизм усвоения знаний;

-основные теории обучения.

2. Основная часть:

Доклад: «Целостный характер процесса формирования личности человека в образовательном процессе»;

Обсуждение доклада и вопросов семинара:

- обучение как стихийный и организованный процесс;

- цели обучения и воспитания в образовательном процессе;

- мотивация обучения, как неотъемлемая часть процесса обучения;

- анализ современных технологий обучения;

- законы, закономерности и противоречия педагогического процесса.

Отработка практических заданий. Методы принятия групповых решений:

- метод Синектики;

- метод дневников;

- Метод Гордона;

- метод Дельфи;

- метод «635»;

- метод утопических игр;

- метод Дельбека;

- метод «кейсов»;

- «мозговой штурм» и др.   

Задания для самостоятельной работы

1. Отработайте конспект лекции по данной теме.

2. Определите и запишите в рабочую тетрадь сущность понятий: знания, начальные умения, навыки и умения в широком смысле слова.

3. Определите понятие профессиональное мастерство.

4. Выпишите в тетрадь основные принципы дидактики.

5. Определите методы активного обучения.

6. Разработайте схеме проведения различных видов занятий в высшей школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow