Тема 2.3. Формирование профессионального мастерства преподавателя

Понятие педагогического мастерства и его основные компоненты: педагогическая техника, педагогический такт, педагогическая требовательность и наблюдательность, психолого-педагогические знания и навыки. Пути их совершенствования. Нравственно-педагогический образ педагога. Педагогическая направленность, интеллектуальные и нравственные качества преподавателя. Педагогическая убеждённость и профессиональная компетентность. Педагогическая этика. Мышление и воображение в педагогической деятельности. Организаторские способности.

Практическое занятие:

« Формирование профессионального мастерства преподавателя »

(формы обучения очная и заочная)

(занятие проводится в виде решения конкретных ситуаций и ролевой игры)

1.«Интеллектуальная разминка» по уяснению и закреплению понятий темы:

- «педагогическая культура»;

- «педагогическое искусство»;

-«педагогическое мастерство»;

- «педагогический такт»;

- «педагогическая этика»;

 «педагогическая техника».

2. Организационная часть.

- вступительное слово преподавателя;

- вести тему занятия, её актуальность, цели и порядок проведения;

- проверить готовность слушателей к занятию.

3. Основная  часть.

Учебные вопросы:

1. Структура педагогической деятельности преподавателя, характеристика её компонентов.

2. Педагогические функции преподавателя, их содержание.

3. Понятие педагогического мастерства, его структура, их характеристика:

- педагогическая направленность;

- интеллектуальные и нравственные качества преподавателя;

- профессиональная компетентность;

- педагогическая требовательность;

- педагогическая наблюдательность;

- педагогическая этика, педагогический такт;

- организаторские способности педагога.

Проблемные вопросы, задачи, конкретные педагогические ситуации /решения разрабатываются в 3-х подгруппах и предлагаются для обсуждения/.

1) В процессе чтения лекции по дисциплине Вы почувствовали ослабление интереса студентов к занятию. Показателем этого явилось невнимательность в работе обучаемых, частая отвлекаемость, посторонние разговоры, пассивность.

а) как можно спроектировать и организовать ситуацию совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых?

2) Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно имеет свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

а) каковы источники /причины/ недопонимания?

б) какие специальные условия необходимо создавать для достижения взаимопонимания между преподавателем и студентами?

4. Мозговой штурм на тему: “Способы создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса”.

5. Проведение игры: “Педагогическое мастерство”.

Ход игры:

В учебной группе один из слушателей готовит заблаговременно доклад на тему: “Современные требования к преподавателю высшей школы”. Руководитель игры (один из слушателей группы), назначает шесть экспертов (три из них работают по карточке эксперта № 1, а три - по карточке эксперта № 2). 

Все остальные оценивают докладчика независимо друг от друга путем заполнения карты № 3: “Карта оценки отношения докладчика к партнерам по общению”. Формы этих документов все слушатели предварительно заносят в свои конспекты.

Задачи игры:

Выявить уровень развития навыков и умений публичного выступления.

2.Формировать у педагогов навыки и умения по реализации воспитательной и мобилизующих задач в ходе выступления.

3. Совершенствовать методику выступлений.

Регламент игры:

Выступление докладчика - 20 минут. Выступление экспертов - 15 минут. Выступление слушателей - 10 минут. Подведение итогов - 10 минут.

Карточка эксперта № 1.

Цель: Анализ содержательного аспекта выступления докладчика.

Задачи:

-оценить содержательный аспект выступления докладчика в соответствии с бланком оценки устного выступления / 5, 4, 3, 2/

-оценить личностные качества докладчика, проявленные в ходе выступления /5, 4, 3,2/

-рекомендации выступающему.

«Бланк оценки устного выступления для эксперта №1»

Дата…..                                     Должность выступающего………….

№ п/п Критерии оценки   Оценки в баллах Замечания  
    I. Содержание выступления.        
1. Теоретический уровень.        
2. Острота постановки вопроса.        
3. Связь с жизнью и практикой Вузов.        
4. Новизна материала, наличие фактов     Дительность.        
  II. Личностные качества выступающего.        
1. Общая эрудиция.        
2. Педагогический такт.        
3. Убеждённость.        
4. Воспитательное влияние личности и выступления-        
     в целом.        
       

Карточка эксперта № 2

Цель: Анализ методического аспекта выступления докладчика на семинаре.

Задачи:

-оценить методику изложения материала /5, 4, 3, 2/,

-оценить культуру речи докладчика /5, 4, 3,2 1.

“Бланк оценки выступления для экспертов № 2”

Должность выступающего.........

Критерии оценки Оценки Замечания
п/п     в балах    
    I. Методика изложения материала.          
1. Структура выступления /оригинальность вы          
    ступления, выделение главных смысловых          
    разделов и логичность перехода к ним, впе­        
    Чатляемость заключения          
  2. Возбуждение интереса к выступлению.        
2. Взаимопонимание с аудиторией.        
    II. Мастерство речи.        
3. Простота и доходчивость речи.        
4. Культура речи /богатство языка, правиль        
    ность произношения и построения фраз и        
    т.д./.        
5. Образность речи /художественные образы,        
    Крылатые слова, пословицы, поговорки и т.д.        
6. Разнообразие интонации        
    III. Другие аспекты выступления        
7. Учет особенности аудитории        
8. Правильность расчета времени        
9. Внешний вид выступающего и т.д.          

Карта №3: “Карта оценки отношения докладчика к партнерам по общению”.

 

Форма занятия

 Дисциплина

Ф.И.0.

Дата

Оцените отношение педагога к партнерам по общению по следующей шкале. При обсуждении постарайтесь обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.

 

1. Доброжелательность 321 0 123 Недоброжелательность
2. Заинтересованность 321 0 123 Незаинтересованность
3. Открытость /свободное выражение 321 0 123 Закрытость /боязнь возникших
    чувств/     Недостатков/  
4. Принципиальность 321 0 123 Беспринципность
5. Гибкость /легко схватывает и раз­ 321 0123 Жёсткость (не видит возникших
    решает конфликт/     Проблем, не умеет заметить воз­
             конфликта)
6. Высокая эмоционально-волевая 321 0 123 Низкая эмоционально-волевая
    Устойчивость     Устойчивость
7. Активность /всё время находится в 321 0 123 Пассивность /пускает движение
    движении/   на самотёк/
8. Справедливость 321 0 123 Несправедливость
9. Умение выразить по отноше нию к 321 0 123 Неумение выбирать по отноше
    каждому такую форму обращения,     нию к каждому такую форму об
    которая наилучшим образом отве     Ращения, которая наилучшим
    чала бы их индивидуальным осо     Образом отвечала бы их индиви
    Бенностям       дуальным особенностям

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow