1. Лексика научной речи состоит из пластов:
а) общеупотребительная лексика;
б) общенаучная лексика – слова, при помощи которых можно описать
явления и процессы в разных областях науки (явление, процесс, вопрос,
базироваться и др.);
в) термины – слова, раскрывающие научные понятия.
2. Особенности значений слов – точность, обобщенность, однозначность. Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, например технические термины муфта, стакан, трубка и др.
3. Характерная черта научного стиля – высокая терминологичность (насыщенность терминами). Термин – слово или словосочетание,
выражающее понятие специальной области знания или деятельности.
4. Для языка науки характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, -метр, интер-, -граф и т. д.): макромир, интерком, полиграф, микрометр, интерполирование.
|
|
5. В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. Например:
а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность);
б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель, двигатель, усилитель);
в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении «содержащий в малом количестве определенную примесь» (глинистый, песчанистый, хлористый).
Морфологические признаки научного стиля речи
Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологическом уровне – в выборе форм частей речи.
1. Специфично употребляется в научном стиле глагол, чаще используются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение (например: в данной отрасли используется это соединение). Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т. п.).
2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе действия. Например: В современной философии и социологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом. В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило.
|
|
3. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение составлено верно.
4. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов.
5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед.ч. «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы).
6. В научной речи часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются. Они используются для обозначения:
а) сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи);
б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культуры) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты);
в) отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопытные, хищники, хвойные).