Синтаксические признаки научного стиля

1. Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

2.    Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера текста. Например: Сбережение – часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление.

3. Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?)

4. Для научных текстов характерно выяснение причинноследственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.).

5. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.

6. Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, в конце концов, следовательно и др.).

23.Функциально-смысловые типы речи научных текстов. Языковые особенности научного описания:характеристика,классификация,определение

Функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

                                              Научное описание

Цель Структура Разновидности
1) раскрыть признаки предмета, явления или процесса; 2) установить связи (внешний вид, составные части, назна- чение, сравнение) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) оценка, вывод, заключение автора 1) описание предмета, события, явления, человека (его характеристи-ка, состояние) – Какой?; 2) описание материала; 3) описание проведенного эксперимента,опыта, исследования, выполненной работы

 

                                         Научное повествование                      

Цель Структура Разновидности
Разновидности   Зафиксировать, пред- ставить этапы изменения, формирования в определенной временной последовательности 1) перечисление процессов, событий; 2) краткое или развернутое описание процессов, событий; 3) оценка, вывод, заключение автора   1) повествование биографического типа – Что происходило сначала? Что происходило потом?); 2) повествование-рассказ (о событии, эпизоде, исторических фактах); 3) повествование-отчет (сообщения делового характера)  

                                             Научное рассуждение

Цель Структура Разновидности
  1) исследовать пред- мет или явление, рас- крыть их внутренние признаки, причинно- следственные связи; 2) передать размыш- ления о них автора, оценить их, обосно- вать, доказать (или опровергнуть) ту или иную мысль, положе- ние     1) тезис (мысль, тре- бующая доказатель- ства или опроверже- ния); 2) доказательство (обоснование, дово- ды, аргументы, умо- заключения, ссылки на авторитеты, заве- домо истинные поло- жения (аксиомы, за- коны), описания, при- меры, аналогии; 3) вывод 1) рассуждение-доказательство (доказать истинность утверждения – Почему так, а не иначе? Что из этого следует?); 2) рассуждение-объяснение (рас- крыть содержание тезиса – Что это такое?); 3) рассуждение-размышление (со- поставить, противопоставить, ука- зать причинно-следственные отно- шения, ограничить, расширить или обобщить – Как быть? Что де- лать?)

 24. Научное повествование как источник информации. Научный текст-повествование: биографическая справка, рассказ об истории научных открытий, описание научных экспериментов.

 Повествованиев научной речи отличается наличием глаголов совершенного вида, обычно в прошедшем времени. Этот тип речи особо характерен для исторических и литературоведческих работ. В научной речи повествование используется для сообщения:

 

1) об истории объекта:

 

• Когда в Х1-ХП вв. на почве «падения редуцированных (Ъ и Ь)» перестроилась вся модель вокализма и консонантизма, гласные конвергировали, оформившись «пять единиц, а согласные выделили 12 пар, коррелятивных по твердости и мягкости, причем слабые позиции согласных перед гласными стали сильными, а сильные позиции гласных после согласных стали слабыми.

[16:59, 11/28/2019] Улдана Халиева: • Перечитывая текст «Вороны и лисицы» в первой книге своих басен. писатель изменил фразу «Я чай, ведь соловья ты чище и нежнее» па «Я чай ведь, ты поешь и соловья нежнее». Льстивая речь лисицы приобрела большую ясность и действенность. Повышая разговорную интонацию басни, автор тогда же исправил «но» на «да»: «да только все не в прок». Готовя в 1811 г. переиздание книги, писатель внес в басню новые исправления.

 

• Отряд двукрылые. К ним относятся мухи, слепни, оводы, мотки, москиты, комары. У них сохранилась лишь первая пара крыльев, а вторая превратилась в жужжальца,

 

2) об истории науки:

 

• Это свойство слова по отношению к русскому языку ранее других отметил А.М. Пешковский (1925г.). Подробно изучил это свойство слова и предложил термин «фразеологичность семантики» М.В. Панов.

 

• В научном творчестве А.Н. Веселовского сказались многие особенности, присущие научным установкам его предшественников: Ф.И. Буслаева и Н.С. Тихонравова. Он внес в область изучения древнерусской литературы поразительную широту знаний.

 

• Широкое развитие зоологические исследования получили в России в XVIIIв., когда Академия наук организовала серию далеких экспедиций. Паллас совершил путешествие в Поволжье, Сибирь, Казахстан и на Урал. Он создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором дал описание всех известных в то время позвоночных животных русской фауны;

 

3) о ходе исследования, в том числе об эксперименте:

• На основе сравнения языков, проделанного В. Джопзом, Фридрих Шлегель сопоставил санскрит с греческим, латинским, а также с языками тюркскими и пришел к следующим выводам.

 

• Огромную исследовательскую работу проделал А.А. Федоров во время поездок в ФРГ. Результатом явился спецкурс по новейшей литературе ФРГ, статьи о поездках, отразившие всю массу его творческих впечатлений и размышлений.

В литературоведческих трудах повествование применяется при изложении содержания литературных произведений и биографий писателей:

• В «Повести о Василии Златовласом» использован сюжет сказок о разборчивой невесте. Гордая французская королева отказала сватам Василия Златовласого, не пожелав выйти замуж за вассала. Тогда герой отправился во Францию «неявным лицом», инкогнито. Там с помощью игры на гуслях он сумел заманить к себе любопытную Полиместру и овладел ею. Королевне пришлось упрашивать этого «смерда» жениться на ней. После двукратного отказа Василий наконец смягчился.

• В 1738г. Ломоносов послал весьма оригинальный отчет о своей учебной работе, требовавшейся от пего академическим начальством. С этой целью оп отправил в Петербург донесение о своих научных занятиях, написанное по-немецки, присоединив к нему сделанную им научную работу, писанную по-латыни, и стихотворный перевод на русский язык оды Фенелона, автора знаменитого «Телемака».

 

При упоминании автором научного произведения собственных действий, упоминаемых в последующих (так называемых «правых») частях работы, могут использоваться глаголы будущего времени, например:

 

•Попытаемсяпредставить речевые ситуации, контексты, в которых может быть употреблено как отдельное сообщение предложение Иван Иванович приехал. Для наглядности опишем эти ситуации, поставив вопросы, на которые может отвечать наше предложение.

 

• Чтобы показать, как именно летописец достигает художественного, эмоционального воздействия па читателя, рассмотрим два эпизода из этого рассказа.

 

Для описания во всех таких случаях используются глаголы несовершенного вида в прошедшем времени:

 

25. Устная научная речь. Монологическое высказывание в научной речи. Подготовленная научная речь. Спонтанная научная речь.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);

использование невербальных средств общения (жестов, мимики),

экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Различают:

неподготовленную (спонтанную) устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).

Подготовленная устная речь (доклад, лекция) характеризуется продуманностью, четкой структурой, определенным отбором языковых средств. Но при этом говорящий все же стремится к тому, чтобы речь была непринужденной, «не по-написанному», походила на непосредственное общение.

                       

Чаще всего устная речь бывает неподготовленной. Спонтанная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, по мере осознания того, что следует сказать далее, что нужно повторить или уточнить. Поэтому в спонтанной речи наблюдаются более длительные остановки, паузы (между словами, сочетаниями слов, предложениями, частями высказывания), повторения отдельных слов и даже звуков («э-э»), срывы начатых конструкций. Устной речи присущи меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок; короткие предложения, часто неполные по смыслу и структуре; причастные и деепричастные обороты нередко заменяются сложными предложениями.

 

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи — другие. Исследователи устной речи формулируют некоторые общие закономерности устной формы литературного языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: