Анализ финансового состояния ОАО «ОЭМК»

Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.

Рассмотрим основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «ОЭМК». Источник информации – ежеквартальный отчёт ОАО «ОЭМК».

Таблица 6.

Наименование показателя 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 1 квартал 2009 года
Выручка, тыс. руб. 25 935 306 31 398 776 33 478 998 44 824 061 61 559 638 9 079 534
Валовая прибыль, тыс. руб. 9 323 416 10 105 757 10 002 414 13 901 619 23 064 837 1 536 135
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (непокрытый убыток), тыс. руб. 5 369 119 5 535 907 4 728 338 6 942 844 10 412 105 -3 059 221
Рентабельность собственного капитала, % 66,4 42,3 27,4 29,2 55,6 -19,6
Рентабельность активов, % 29,8 23,8 10,3 12,8 15,2 -4,5
Коэффициент чистой прибыльности, % 20,7 17,6 14,1 15,5 16,9 -33,8
Рентабельность продукции (продаж), % 28,8 24,2 22,0 24,7 31,8 9,4
Оборачиваемость капитала 1,57 1,58 0,80 0,90 1,24 0,19
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб. 2 891 098 8 148 728 12 416 153 18 912 928 14 779 305 11 722 031
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса 0,2 0,4 0,3 0,4 0,2 0,2

1. Выручка от продажи продукции за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилась на 37 %. Валовая прибыль также увеличилась на 66 %. Чистая прибыль за 2008 год увеличилась на 50 % по сравнению с 2007 годом. Изменение выручки, валовой и чистой прибыли в 2004-2008 г.г. определялось влиянием благоприятной рыночной конъюнктуры 2004-2007 г.г., 9 месяцев 2008 года, изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю, темпов внутренней инфляции и прочих факторов.

2. Рентабельность активов в 2008 году составила 15,2 % против 12,8 % в 2007 году. Рост рентабельности активов относительно 2006-2007 г.г. объясняется ростом чистой прибыли.

3. Рентабельность собственного капитала в 2008 году составила 55,6 % против 29,2 % в 2007 году. Рост коэффициента относительно 2006-2007 г.г. также объясняется ростом чистой прибыли, полученной в 2008 году.

4. Коэффициент чистой прибыльности в 2008 году составил 16,9 против 15,5 в 2007 году. В течение 2004-2007 г.г. коэффициент менялся незначительно, что говорит о сопоставимых темпах роста выручки от продаж и чистой прибыли.

5. Рентабельность продаж в 2008 году составила 31,8 % против 24,7 % в 2007 году.

6. Оборачиваемость капитала за 2008 года составила 1,24 против 0,9 в 2007 году. Относительно 2003-2005 г.г оборачиваемость снизилась из-за роста выручки от продаж.

7. Соотношение суммы нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) и валюты баланса в течение 2004-2008 г.г находилось на уровне 0,2-0,4.

Выручка от продажи продукции за 1 квартал 2009 года по сравнению с 1 кварталом 2008 года снизилась на 32 %. Валовая прибыль снизилась на 65 %. Основная причина – снижение цен на металлопродукцию, связанное с неблагоприятной рыночной конъюнктурой и снижение объёмов производства металлопродукции. Все коэффициенты рентабельности в 1 квартале 2009 года относительно 1 квартала 2008 года уменьшены, что является следствием полученных в 1 квартале 2009 года убытков.

Изменение размера выручки от продажи продукции за 2008 года по отношению к 2007 году составило + 37 %. Увеличение произошло за счет увеличения цен на металлопродукцию. Снижение выручки за 1 квартал 2009 года по отношению к 1 кварталу 2008 года составило 32 %. Снижение произошло за счет снижения цен на отгружаемую продукцию, уменьшения объемов продаж и изменения сортамента отгружаемой металлопродукции.

Таблица 7. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств

Наименование показателя 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 1 квартал 2009 года
Собственные оборотные средства, тыс. руб. -3 786 257 167 227 - 19 588 826 - 17 897 446 -13 700 028 -19 761 150
Индекс постоянного актива 1,5 1,0 2,1 1,8 2,7 3,4
Коэффициент текущей ликвидности 4,0 3,0 2,2 2,6 1,0 0,7
Коэффициент быстрой ликвидности 1,9 2,0 1,3 1,6 0,7 0,5
Коэффициент автономии собственных средств 0,4 0,6 0,4 0,4 0,3 0,2

Тенденции изменения суммы собственных оборотных средств в течение 2004 г. – 1 квартала 2009 года определялись суммами средств, направляемыми на инвестиции, вложениями денег в ценные бумаги и займы другим эмитентам и суммами чистой прибыли, получаемой в каждом отчётном периоде.

Индекс постоянного актива в период с 2004 г. по 2005 г. снизился вследствие увеличения суммы капитала и резервов. Рост в 2006 – 2007 г.г. и в 1 квартале 2009 года произошел за счет увеличения суммы долгосрочных вложений, долгосрочной дебиторской задолженности и инвестиций в основные фонды.

Снижение коэффициента текущей ликвидности на протяжении 2004 – 2006 г.г. и в 1 квартале 2009 года объясняется более высокими темпами роста краткосрочных обязательств над оборотными активами. Увеличение коэффициента текущей ликвидности в 2007 году объясняется более высоким темпом роста оборотных активов относительно краткосрочных обязательств.

Коэффициент автономии собственных средств в течение 2004 г. – 1 квартала 2009 года менялся незначительно в интервале от 0,2 до 0,6.

 

1.5 Маркетинговый анализ деятельности ОАО «ОЭМК»

1.5.1 Маркетинг

ОАО «ОЭМК» в составе основных подразделений не имеет отдела маркетинга, однако на предприятии проводятся исследования рынка, товара, каналов быта.

Что касается стана 350 ОАО «ОЭМК», то маркетинговый прогноз показал, что продажи на внутреннем рынке составят 1 млн. долл. (в соответствии с прогнозами Министерства экономики Российской Федерации и ЦНИИЧермет). Данный прогноз основан на следующих материалах, принятых Коллегией Министерства экономики РФ в июле 1998 г.: докладе “О мерах по активизации промышленной политики, развитию технологической базы экономического роста и обновлению производственной инфраструктуры”, “Концепции развития металлургии России до 2005 года”, “Национальной стратегии развития автомобильной промышленности России до 2005 года (основные положения)”, “Национальной стратегии развития станкостроительной и инструментальной промышленности Российской Федерации на период до 2005 года (основные положения)”, с учетом решения “ О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране”.

Кроме этого, исследования и прогнозные расчеты выполнялись в период разработки технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта стана 350 специалистами ОЭМК, исследовательскими и проектными организациями России, международными консалтинговыми фирмами при рассмотрении заявок комбината на привлечение иностранных коммерческих кредитов.

Прогноз перспективной потребности промышленности России в стальном прокате сортамента стана 350 ОЭМК представлен следующими показателями, тыс. тонн в год:

Таблица 8. Прогноз перспективной потребности промышленности России в стальном прокате сортамента стана 350 ОЭМК, тыс.тонн

Наименование отраслей и потребителей

Фактическое

потребление в 2004 г.

Прогноз потребления

2008 г. 2009 г.
Автомобильная промышленность Сельскохозяйственное    машиностроение Подшипниковая промышленность Тяжелое машиностроение Метизы и инструмент Прочие потребители (ремонтно-эксплуатационные нужды, судостроение, авиация) Строительство и стройиндустрия 373,0 55,0 102,0 390,0 151,0     315,0   500,0 435,0 60,0 155,0 405,0 175,0     350,0 585,0 535,0 70,0 172,0 450,0 195,0     390,0 650,0
  ВСЕГО     1886,0   2165,0   2462,0  

 

 

На основании произведенных маркетинговых исследований марочный сортамент планируемой к производству продукции после выхода стана на проектную мощность определен в следующих объемах:

Таблица 9. Годовой объем производства стана 350

Группы проката Годовой объем производства, тыс. тонн
1. Металл для холодной высадки 2. Металл для горячей штамповки 3. Пружинная сталь 4. Подшипниковая сталь 5. Углеродистая и низколегированная сталь 258,9 463,6 117,5 75,0 85,0
Всего по стану 350 1000,0

1.5.2 SWOT-анализ ОАО «ОЭМК»

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).Пример матрицы представлен в таблице 10.

Таблица 10. Пример оформления SWOT-анализа

  Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)
Внешняя среда Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

В таблице 11 приведены данные по сильным и слабым сторонам ОАО «ОЭМК».

Таблица 11. Определение сильных и слабых сторон предприятия

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1. Организация Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
2. Производство Высокая производственная мощность   Необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования
3. Финансы Стабильное финансовое положение Низкая скорость оборота капитала
4. Маркетинг Высокое качество выпускаемой продукции Высокая цена продукции

        

Далее заполним таблицу 12  «возможностей и угроз».

 

Таблица 12. Определение рыночных возможностей и угроз

Параметры оценки Возможности Угрозы
1.Конкуренция Повысились барьеры входа на рынок: получение дополнительной лицензии на производство стали Ожидается выход на рынок новых конкурентов
2.Факторы производства Увеличение объёмов производства за счёт выхода цеха обработки проката на полную производственную мощность Повышение износа оборудования
3. Факторы сбыта Увеличение количества рынков сбыта Оптовый покупатель рассматривает вариант покупки продукции у конкурента
4.Политические и правовые факторы (Вступление в ВТО) Новые рынки сбыта Обострение конкуренции, со стороны Китая и стран Азии.

Таблица 13. Видоизменённая матрица SWOT.

  Возможность 1.Повысились барьеры входа на рынок: получение дополнительной лицензии на производство стали   Угроза 1.Ожидается выход на рынок новых конкурентов
Сильная сторона 1.Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия Из-за повышения барьера, некоторые рынки сбыта могут освободиться, благодаря высокой квалификации сотрудников, предприятие может использовать эту возможность захвата рынков сбыта Благодаря высокой квалификации руководящих сотрудников предприятия, принятие верного решения насчёт маркетинговой стратегии предприятия.
Слабая сторона 1.Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия Из-за отсутствия сплочённости, может пройти много времени, и за нас кто-нибудь воспользуется возможностью Из-за низкой сплочённости, есть вероятность пропустить появление сильного конкурента и отсрочить принятие необходимых мер. 
  Возможность 2.Увеличение объёмов производства за счёт выхода цеха обработки проката на полную производственную мощность Угроза 2. Повышение износа оборудования
Сильная сторона 2. Высокая производственная мощность   Использование всей производственной мощности благодаря ЦОПу Несмотря на повышающийся износ, качество оборудования позволяет сохранять высокую производственную мощность
Слабая сторона 2. Необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования Из-за необходимости ремонта снижается рабочее время оборудования, следовательно, снижается использование всей производственной мощности Из-за износа может повыситься число ремонтов оборудования
  Возможность 3. Увеличение количества рынков сбыта Угроза 3. Оптовый покупатель рассматривает вариант покупки продукции у конкурента
Сильная сторона 3. Стабильное финансовое положение   Можно провести маркетинговые исследования, провести масштабную рекламную кампанию   Благодаря проведению рекламной акции, мы убедим покупателя в целесообразности приобретать продукцию у нашего предприятия
Слабая сторона 3. Низкая скорость оборота капитала   Из-за низкой скорости оборота капитала, можно потерять драгоценное время, и долю рынка может занять конкурент Существует опасность, что конкурент раньше нас проведёт эффективную рекламу, и покупатель заключит договор с ним.
  Возможность 4.Новые рынки сбыта Угроза 4.Обострение конкуренции, со стороны Китая и стран Азии.
Сильная сторона 4.Высокое качество выпускаемой продукции   Благодаря качеству выпускаемой продукции, мы можем захватить новые рынки сбыта Несмотря на появление таких сильных конкурентов, покупатель которому нужно высокое качества будет приобретать продукцию у нашего предприятия
Слабая сторона 4.Высокая цена продукции   Покупатель из-за высокой цены может отказаться от нашей продукции. Существует опасность из-за высокой цены потерять некоторые рынки сбыта

 

Заполнив эту матрицу, мы определили основные направления развития:

 -снижение себестоимости продукции, в т.ч. расходы на газ, электроэнергию, транспортировку.

-проведение своевременной модернизации оборудования

-проведение эффективных рекламных компаний.

 

 

Проектные решения.

2.1. Позиции ОАО «ОЭМК» на мировом и российском рынке металлопродукции.

Проблема обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной, является одной из главных задач, стоящих перед предприятием с момента его создания и в процессе функционирования.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятием и рычагов повышения конкурентоспособности. Приведем некоторые данные.

В России объем производства стали в 2008 году достиг 59,8 млн. т., по итогам 2009 года он достигнет не менее 61 млн. т. В 2008 году видимое потребление металлопродукции в мире увеличилось на 6 % по сравнению с 2007 г., а в России на 2,5 %. Россия по-прежнему занимает второе место в мире среди стран – экспортеров металлопродукции.

Экспорт и импорт металлопродукции России составили:

Таблица 14. Экспорт и импорт металлопродукции России, млрд. долл.

Страна

Экспорт

Импорт

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Россия 17,44 14,61 15,0 2,74 3,04 2,83

 

Таким образом, в период 2007-2008гг. объемы экспорта металлопродукции в России резко снизились, при этом в 2009 году наблюдается увеличение объемов экспорта, однако эта величина мала.

На 01.08.2009 г. экспорт достиг 680 тыс. т., то есть в целом за 2009 год ОАО «ОЭМК» планирует выход на уровень 1 млн. т. Таким образом, предприятие удерживает прочные позиции на мировом рынке, что является одним из конкурентных преимуществ ОЭМК.

В настоящее время в экспортной продукции комбината около 10 % приходится на долю конструкционного сортового проката, поставляемого в основном Западную Европу и США. Причем этот металл применяют для изготовления ответственных деталей автомобилей и тракторов известнейшие фирмы: «Форд», «Дженерал Моторс», «Катерпиллер», «Рено», «Фиат» и др. Конструкционный сортовой прокат относится к наиболее рентабельным видам продукции, но и требования, предъявляемые к нему, особые: суженные пределы по химическому составу, чистота по содержанию неметаллических включений, узкая полоса прокаливаемости, чистота поверхности. Даже упаковка и маркировка должны быть строго определенными.

Около 7% экспортной продукции — это трубная заготовка, поставляемая в Индию и Румынию. Это очень серьезные заказчики, готовые трубы они поставляют в Европу, США, на Ближний Восток. Поэтому к трубной заготовке предъявляются особые требования по чистоте поверхности проката, загрязненности стали неметаллическими включениями, содержанию газов. Остальная часть проката — это заготовка для переката, которая поставляется в Европу, Латинскую Америку, Азию. Но это не всегда рядовой металл. Эта группа проката включает. например, заготовку для производства пружин, а также сложных прокатных профилей для автомобильной промышленности. Поставляет комбинат и литую заготовку на экспорт, в числе потребителей которой заводы субпоставщики автомобильных фирм США и французские производители рельсов.

ОАО «ОЭМК» проводит единственную возможную экспортную политику, ориентированную на удовлетворение потребностей клиентов. Если предприятие не сможет предложить тот продукт, который нужен клиенту, вовремя и по тем ценам, которые они готовы платить, возможно, у комбината будут конкурентные преимущества, но не будет потребителей. А конкурентные преимущества металла известны: это, прежде всего, высокая технологичность, обусловленная чистотой по вредным примесям, а отсюда хорошая обрабатываемость, пониженные износ инструмента и энергии у потребителей, и, наконец, высокое качество готовых изделий из металла ОЭМК.

 Что касается схемы реализации металлопродукции на мировом рынке, то ОАО «ОЭМК» практикует различные варианты: и прямые контакты, и работу через местных агентов. Выбор конкретной схемы осуществляется, исходя из экономических соображений.

Говоря о российском рынке металлопродукции, следует заметить, что основными потребителями продукции ОАО «ОЭМК» являются ГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, УАЗ. Наибольшее количество сортамента стана 700 и стана 350 потребляют заводы ГАЗ и АвтоВАЗ: 1,5 тыс. т. и 1,4 тыс.т. в месяц соответственно. Удовлетворяя потребности АвтоВАЗа комбинат освоил производство проката диам. 75 мм и стали автоматных марок (АЦ 40 ХГНМ).

КамАЗ потребляет 1 тыс. т. в месяц, а УАЗ – 600 т. в месяц металлопродукции стана 700 и стана 350. Что касается заводов – конкурентов ОАО «ОЭМК», то их потребителями являются ЭЗА, СельМаш, ПодшипЗав, ТЗП.

Что касается конкурентов ОАО «ОЭМК» на российском рынке, то ими являются ОАО «Северсталь», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (НТМК), ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК). Объемы производства стали предприятий – конкурентов представлены в таблице 15.

Таблица 15.Объемы производства стали предприятий – конкурентов в 2009 году, млн.т.

Предприятие-конкурент Объемы производства стали Доля в общем объеме производства по России, %
ОАО «Северсталь» ОАО «ММК» ОАО «НТМК» ОАО «НЛМК» 9,6 11 7,3 8,6 16,27 18,64 12,37 14,58
ОАО «ОЭМК» 8,2 13,9

 

Таким образом, наибольшую долю в общем объеме производства занимает ОАО «ММК», наименьшую - ОАО «НТМК». ОАО «ОЭМК» занимает 4 – е место среди предприятий - конкурентов по выплавке стали, что свидетельствует о невысокой конкурентной позиции при производстве стали. Для обеспечения конкурентного преимущества ОАО «ОЭМК» освоена проектная мощность по выпуску продукции стана 350 1 млн. т. проката в год, а также достигнута контрактная производительность импортного оборудования.

В то же время предприятия – конкуренты обеспечили свои конкурентные преимущества следующим:

- ОАО «Северсталь»: освоена сортовая МНЛЗ в электросталеплавильном цехе мощностью 1,2 млн.т. стали в год;

- ОАО «ММК»: освоен двухклетьевой реверсивный стан холодной прокатки мощностью 900 тыс. т. в год стального листа в листопрокатном цехе № 5 и агрегат непрерывного горячего цинкования листа мощностью 500 тыс.т. в год в листопрокатном цехе № 6;

- ОАО «НТМК»: введен в эксплуатацию турбогенератор по выработке электроэнергии мощностью 35 МВт в год и утилизационный турбогенератор № 2А мощностью 6,5 МВт на ТЭЦ.

- ОАО «НЛМК»: введены в эксплуатацию МНЛЗ производительностью 2 млн. т. стальной заготовки в год.

Однако крупнейшие мировые производители стали признают необходимость сокращения производственных мощностей, так как выплавка стали в мире в 2008 г. достигла 894 млн. т. против 850 млн. т. в 2007 г., что говорит о перенасыщенности мирового рынка стальной продукцией. В таких условиях обостряется конкуренция, поэтому необходимо усилить внимание к реструктуризации отрасли, наращиванию темпов технического перевооружения, повышению требований к качеству стали и снижению энергозатрат на ее производство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: