Анализ конкурентоспособности ОАО «ОЭМК»

В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:

1. Продукт.

2. Цена.

3. Доведение продукта до потребителя.

4. Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации).

Для подсчетов используем количественные показатели. Кроме того, используем систему показателей деловой активности и эффективности деятельности ОАО «ОЭМК».

Применим принципы этих двух подходов к расчету конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» в 2009 г.

С учетом изложенного предлагается следующая система показателей.

1. По продукту.

§ Коэффициент рыночной доли:

              (1)

где ОП – объем продаж продукта фирмой;

  ООПР – общий объем продаж продукта на рынке.

Сталь:

Прокат:

Трубы стальные:

Литая заготовка:

Этот показатель показывает долю, занимаемую предприятием на рынке. По данным расчета видно, что среди продукции ОАО «ОЭМК» наибольшую долю на рынке равную 0,08 занимает сталь, а наименьшую долю равную 0,03 занимает прокат.

§ Коэффициент изменения объема продаж:

    (2)

где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

  ОПНОП - объем продаж на начало отчетного периода.

Сталь:

Прокат:

Трубы стальные:

Литая заготовка:

Данный коэффициент показывает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет роста объема продаж. Таким образом, получили, что рост конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» произошел за счет роста объема продаж проката и литой заготовки. Снижение конкурентоспособности предприятия произошло за счет снижения объема продаж стали и труб стальных.

2. По цене.

§ Коэффициент уровня цен:

  (3)

где Цмах – максимальная цена товара на рынке;

    Цмin – минимальная цена товара на рынке;

    Цуф – цена товара, установленная фирмой.

Сталь:

Прокат:

Трубы стальные:

Литая заготовка:

Коэффициент КУЦ показывает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет динамики цен на продукт. Таким образом, рост конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» наблюдается за счет динамики цен на прокат и литую заготовку, а снижение конкурентоспособности за счет динамики цен на сталь и трубы стальные.

3. Доведение продукта до потребителя.

§ Коэффициент доведения продукта до потребителя:

,        (4)

где КИОП – коэффициент изменения объема продаж – формула (2);

  ЗСБкоп – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

  ЗСБноп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Сталь:

Прокат:

Трубы стальные:

Литая заготовка:

Коэффициент КСб показывает стремление предприятия к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности. На основании расчетов можно сделать вывод, что ОАО «ОЭМК» стремится повысить свою конкурентоспособность за счет улучшения сбытовой деятельности.

4. По продвижению продукта:

§ Коэффициент рекламной деятельности:

         (5)

где ЗРДкоп – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

   ЗРДноп – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

Сталь:

Прокат:

Трубы стальные:

Литая заготовка:

Коэффициент КрекД характеризует стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности. Из расчетов можно сделать вывод, что ОАО «ОЭМК» стремится повысить свою конкурентоспособность за счет улучшения рекламной деятельности по прокату и литой заготовке.

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта – коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК):

      (6)

где h – общее число показателей в числителе. В данном случае h = 5.

Сталь:

Прокат:

Трубы стальные:

Литая заготовка:

Внесем данные расчетов в таблицу № 15.

 

Таблица  15.Анализ конкурентоспособности деятельности ОАО «ОЭМК»

по продукции в 2009г.

Показатель Сталь Прокат Трубы стальные Литая заготовка
КРД КИОП КУЦ КСб КрекД 0,08 0,85 0,95 1,4 0,91 0,03 1,01 1,01 1,1 1,16 0,06 0,98 0,99 1,06 0,94 0,04 1,02 1,01 1,08 1,06

 

Для расчета конкурентоспособности предприятия необходимо определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:

 

Кå =          (7)

где п – количество продуктов ОАО «ОЭМК».

Кå =

Кроме того, для расчета полной конкурентоспособности предприятия также нужно учитывать следующие общефинансовые коэффициенты, рассчитанные на основе анализа баланса предприятия за отчетный 2009 год.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) – формула (8):

       КТЛ = Итог 2-го раздела баланса

                     Итог 5-го раздела баланса

 

Итог 2-го раздела баланса составил 3759883 т.р.

Итог 5-го раздела баланса составил 1635136 т.р.

КТЛ =

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КООС) – формула (9):

КООС = Итог 3-го раздела баланса – Итог 1-го раздела баланса,

Итог 2- го раздела баланса

Итог 3-го раздела баланса составил 2479208 т.р.

Итог 1-го раздела баланса составил 11038399 т.р.

Итог 3-го раздела баланса составил 3759883 т.р.

КОСС < 0, значит ОАО «ОЭМК» в 2002 г. недостаточно обеспечено собственными средствами. Данные расчетов внесем в таблицу 16.

Таблица 16. Показатели, характеризующие конкурентоспособность

 

ОАО «ОЭМК» в 2009 году.

Показатели Итоговое значение
1. Кå 2. КТЛ 3. КОСС 0,84 2,3 - 2,28
Итого КФ - 4,4

 

Окончательный расчет конкурентоспособности ОАО «ОЭМК»:

КФ =

Показатель конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» имеет отрицательную величину, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности предприятия по результатам 2009 г.

Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.

Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Для деления конкурентов на группы используют матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм.

 

 

Претенденты

Лидеры
+ 3,1 - + 7 + 7,1 - + 9 + 9,1 - + 10

Занявшие рыночную нишу

- 2,9 – (- 0,99)

Последователи

  1   + 1,1 - + 3

Банкроты

Занявшие рыночную нишу

- 6,9 – (- 3)

  - 10 – (- 9,1)   - 9 – (-7)

Рис. 4. Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке

 

Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на 9 квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту от – 10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:

Лидеры                                 -                    0,1 – 10;

Претенденты на роль лидера -                        7,1 - 9;

                                                        3,1 – 7;

Последователи                         -                    1,1 – 3; 1;

Занявшие рыночную нишу -               0,99 – (- 2,9);

                                                  - 3 – (- 6,9);

Банкроты                            - - 7- (- 9); - 9,1 – (- 10).

При расчетном значении КФ = - 4,4 ОАО «ОЭМК» по итогам 2009 года занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише. Это значит, что для предприятия характерно тесное общение с клиентами, стремление максимально удовлетворить их запросы, характерен также ограниченный круг клиентов, но высокий уровень цен.

Для ОАО «ОЭМК» в 2009 году низкая конкурентоспособность обусловлена недостаточной обеспеченностью собственными средствами. Это связано с затратами на строительство стана 350 ОЭМК в период осуществления проекта в рамках акционерного общества, которые оцениваются в 483,4 млн. долл.

Основные поставки оборудования стана 350 осуществляются консорциумом германских фирм во главе с фирмой “Siemens” и финансируются за счет следующих кредитов:

§ Авансовые платежи оплачены за счет кредита, предоставленного Правительством Германии Правительству Российской Федерации через Внешэкономбанк Российской Федерации под гарантию Администрации Белгородской области.

§ финансирование остальной контрактной стоимости оборудования “Siemens” предоставлено консорциумом немецких и австрийских банков во главе БХФ-Банк (транш 1). Этим же консорциумом открыта кредитная линия для частичного (85%) финансирования процентов по траншу 1 в период строительства стана 350 (транш 2). Кредитный риск застрахован германской государственной компанией по страхованию экспортных рисков «Гермес».

Для финансирования строительно-монтажных работ и отечественного оборудования комбинат использовал промежуточные кредиты Международного Московского Банка и БХФ–Банка в сумме 30 млн. долл., которые погашаются в настоящее время, а также планирует к использованию кредитную линию Сбербанка Российской Федерации.

Погашение кредитов (кроме упомянутых 30 млн. долл.) будет производиться после пуска стана 350 в эксплуатацию.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» необходимо выплатить кредиты и увеличить тем самым величину собственных средств предприятия. В связи с этим, в целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» необходимо увеличить объемы источников собственных средств. Ведь именно нехватка собственных средств явилась основной причиной снижения конкурентоспособности предприятия.

В целях повышения конкурентоспособности на товарном рынке многие российские компании используют лишь ценовые факторы, однако в долгосрочной перспективе такая политика может иметь обратный эффект, то есть приведет не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а может привести к сужению доли рынка или к полному вытеснению с рынка.

В целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» должно обратить внимание на снижение энергозатрат на производство и повысить требования к качеству стали.

В настоящее время важным направлением развития комбината является модернизация металлургического комплекса в целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» на рынках металлопродукции. Разрабатывается программа развития предприятия до 2012 года, которая включает ряд мероприятий по реконструкции и модернизации цехов с целью повышения эффективности и увеличения годовой мощности по металлизации до 3 млн. тонн металлизованных окатышей, по готовому прокату – 2200 тыс.т.

Программу реконструкции и развития ОЭМК предполагается осуществить в несколько этапов, каждый из которых будет представлять отдельный, технологически независимый проект, имеющий свое технико-экономическое обоснование, бизнес-план, схему финансирования. Такой подход позволит при необходимости осуществлять реализацию каждого этапа независимо друг от друга при наличии благоприятной финансово-экономической ситуации на комбинате и положительной конъюнктуры на рынке металлопродукции.

 

Заключение.

ОАО «ОЭМК» - одно из крупнейших в мире металлургических предприятий, производящих продукцию на базе процесса прямого получения железа, ведущий производитель спецсталей в России. Используемый на ОЭМК бездоменный процесс производства металла является наиболее современной технологией.

ОАО «ОЭМК» - крупнейшая вертикально интегрированная компания. Тип организационной структуры управления – линейно-функциональный, при котором всю полноту власти берет на себя собрание акционеров, которому при разработке специальных вопросов и при решении задач помогает ревизионная комиссия и совет директоров. Численность работающих на предприятии – 14850 человек. ОАО «ОЭМК» уделяет большое значение повышению уровня профессионально-квалификационной подготовки своих работников.

Передовая технология производства, современное оборудование, высокая квалификация и богатый опыт рабочих, инженеров и управленцев комбината позволяют коллективу ОЭМК выпускать металл, пользующийся высоким спросом в России и за рубежом.

В состав комбината помимо металлургического комплекса входит мощное производство строительных материалов: керамического и силикатного кирпича, плитки для пола и стен, санитарно-керамических изделий. Кроме того, комбинату принадлежит агрофирма, имеющая в своем составе мясокомбинат, тепличное хозяйство и производящая мясомолочную продукцию и овощи. Комбинат имеет и торгово-промышленное объединение, имеющее свои складские помещения, транспорт.

Производственная структура ОАО «ОЭМК» состоит из нескольких цехов, производящих различную продукцию: офлюсованные окисленные и металлизованные окатыши, углеродистые и легированные стали, крупносортный прокат, трубную заготовку, мелко- и среднесортный прокат. ОАО «ОЭМК» выполняет широкий спектр заказов на металлопродукцию и обеспечивает уровень качественных показателей, регламентируемый конкретным потребителем.

Говоря о финансовом состоянии предприятия, следует заметить, что на начало 2002 года ОАО «ОЭМК» находилось в неустойчивом финансовом состоянии, что связано с привлечением больших сумм кредитов, пошедших на приобретение оборудования, а также строительство стана 350. В 2007 году ОАО «ОЭМК» оказалось в убытке в размере 945337 руб., что также связано с большими затратами и кредитами, пошедшими на строительство стана 350.

Что касается маркетинга предприятия, то ОАО «ОЭМК» в составе основных подразделений не имеет отдела маркетинга, однако на предприятии проводятся исследования рынка, товара, каналов сбыта.

Проводя анализ конкурентоспособности предприятия, было выявлено, что в 2002 году ОАО «ОЭМК» не является конкурентоспособным. Для повышения конкурентоспособности предприятию необходимо выплатить кредиты и увеличить тем самым величину собственных средств предприятия.

Перспективы развития ОАО «ОЭМК» во многом связаны с сохранением и укреплением позиций на рынке металлопродукции. В первую очередь это касается недавно введенного в эксплуатацию стана-350. В 2009 году на внутреннем рынке было реализовано 226,5 тыс. т. мелкосортно-среднесортного проката, что составило около 9 процентов рынка. В связи с намеченной программой вывода стана – 350 на проектные показатели в 2003 году предстоит реализовать 400 тыс. т., что повысит долю ОЭМК на внутреннем рынке до 15 %. Помимо программ освоения мощностей, стоит задача расширения и усложнения сортамента за счет увеличения доли металла для подшипниковой, метизной, автомобильной отраслей и предприятий машиностроения. В 2010 году предполагается увеличить долю поставок на эти рынки с 7 до 11 процентов.

 

Список литературы

 

1. Азофин С. З. Сталеплавильное производство России и конкурентоспособность металлопродукции // Металлург,2002.- №11. – С.26.

2. Глухов В. В., Медников М. Д. Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента. – СПб.: «Лань», 2000.

3. Документы и годовые отчеты ОЭМК.

4. Ледовский В.М., Мирской Н.И., Гладыев С.А., Крахт В.Б., Карпов Э.А. Ноосферное развитие горно-металлургического комплекса КМА. Экология. Технология. Экономика. Управление. – Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии,2003.

5. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/ Под ред. Н. Д. Эриашвили. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

6. Периодические издания – «Электросталь», 2002-22003.

7. Некрасов В. М. Российская черная металлургия на современном этапе // Сталь, 2003. - №5. – С.79.

8. Угаров А. А. Развитие первого в России предприятия безкоксовой металлургии// Сталь - №7 –2000.

9. Угаров А. А., Иванова Т. А., Николаева С. И. Вопросы моделирования стратегии предприятий черной металлургии // Сталь,2003. - №9. – С.78.

10. Юзов О. В., Седых А. М. О развитии мирового рынка стали // Сталь, 2003. - №8. – С.81.

Юзов О. В., Седых А. М. Экономические аспекты развития черной металлургии России в 2001-2002 гг. // Сталь, 2002. - №12. -

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: