В целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков и их секторов критерии конкурентоспособности группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:
1. Продукт.
2. Цена.
3. Доведение продукта до потребителя.
4. Продвижение продукта (маркетинговые коммуникации).
Для подсчетов используем количественные показатели. Кроме того, используем систему показателей деловой активности и эффективности деятельности ОАО «ОЭМК».
Применим принципы этих двух подходов к расчету конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» в 2009 г.
С учетом изложенного предлагается следующая система показателей.
1. По продукту.
§ Коэффициент рыночной доли:
(1)
где ОП – объем продаж продукта фирмой;
ООПР – общий объем продаж продукта на рынке.
Сталь:
Прокат:
Трубы стальные:
Литая заготовка:
Этот показатель показывает долю, занимаемую предприятием на рынке. По данным расчета видно, что среди продукции ОАО «ОЭМК» наибольшую долю на рынке равную 0,08 занимает сталь, а наименьшую долю равную 0,03 занимает прокат.
|
|
§ Коэффициент изменения объема продаж:
(2)
где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП - объем продаж на начало отчетного периода.
Сталь:
Прокат:
Трубы стальные:
Литая заготовка:
Данный коэффициент показывает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет роста объема продаж. Таким образом, получили, что рост конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» произошел за счет роста объема продаж проката и литой заготовки. Снижение конкурентоспособности предприятия произошло за счет снижения объема продаж стали и труб стальных.
2. По цене.
§ Коэффициент уровня цен:
(3)
где Цмах – максимальная цена товара на рынке;
Цмin – минимальная цена товара на рынке;
Цуф – цена товара, установленная фирмой.
Сталь:
Прокат:
Трубы стальные:
Литая заготовка:
Коэффициент КУЦ показывает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет динамики цен на продукт. Таким образом, рост конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» наблюдается за счет динамики цен на прокат и литую заготовку, а снижение конкурентоспособности за счет динамики цен на сталь и трубы стальные.
3. Доведение продукта до потребителя.
§ Коэффициент доведения продукта до потребителя:
, (4)
где КИОП – коэффициент изменения объема продаж – формула (2);
ЗСБкоп – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБноп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Сталь:
Прокат:
Трубы стальные:
Литая заготовка:
Коэффициент КСб показывает стремление предприятия к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности. На основании расчетов можно сделать вывод, что ОАО «ОЭМК» стремится повысить свою конкурентоспособность за счет улучшения сбытовой деятельности.
|
|
4. По продвижению продукта:
§ Коэффициент рекламной деятельности:
(5)
где ЗРДкоп – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДноп – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.
Сталь:
Прокат:
Трубы стальные:
Литая заготовка:
Коэффициент КрекД характеризует стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности. Из расчетов можно сделать вывод, что ОАО «ОЭМК» стремится повысить свою конкурентоспособность за счет улучшения рекламной деятельности по прокату и литой заготовке.
Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта – коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК):
(6)
где h – общее число показателей в числителе. В данном случае h = 5.
Сталь:
Прокат:
Трубы стальные:
Литая заготовка:
Внесем данные расчетов в таблицу № 15.
Таблица 15.Анализ конкурентоспособности деятельности ОАО «ОЭМК»
по продукции в 2009г.
Показатель | Сталь | Прокат | Трубы стальные | Литая заготовка |
КРД КИОП КУЦ КСб КрекД | 0,08 0,85 0,95 1,4 0,91 | 0,03 1,01 1,01 1,1 1,16 | 0,06 0,98 0,99 1,06 0,94 | 0,04 1,02 1,01 1,08 1,06 |
Для расчета конкурентоспособности предприятия необходимо определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:
Кå = (7)
где п – количество продуктов ОАО «ОЭМК».
Кå =
Кроме того, для расчета полной конкурентоспособности предприятия также нужно учитывать следующие общефинансовые коэффициенты, рассчитанные на основе анализа баланса предприятия за отчетный 2009 год.
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) – формула (8):
КТЛ = Итог 2-го раздела баланса
Итог 5-го раздела баланса
Итог 2-го раздела баланса составил 3759883 т.р.
Итог 5-го раздела баланса составил 1635136 т.р.
КТЛ =
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КООС) – формула (9):
КООС = Итог 3-го раздела баланса – Итог 1-го раздела баланса,
Итог 2- го раздела баланса
Итог 3-го раздела баланса составил 2479208 т.р.
Итог 1-го раздела баланса составил 11038399 т.р.
Итог 3-го раздела баланса составил 3759883 т.р.
КОСС < 0, значит ОАО «ОЭМК» в 2002 г. недостаточно обеспечено собственными средствами. Данные расчетов внесем в таблицу 16.
Таблица 16. Показатели, характеризующие конкурентоспособность
ОАО «ОЭМК» в 2009 году.
Показатели | Итоговое значение |
1. Кå 2. КТЛ 3. КОСС | 0,84 2,3 - 2,28 |
Итого КФ | - 4,4 |
Окончательный расчет конкурентоспособности ОАО «ОЭМК»:
КФ =
Показатель конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» имеет отрицательную величину, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности предприятия по результатам 2009 г.
Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.
Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Для деления конкурентов на группы используют матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм.
Претенденты | Лидеры | |
+ 3,1 - + 7 | + 7,1 - + 9 | + 9,1 - + 10 |
Занявшие рыночную нишу - 2,9 – (- 0,99) | Последователи | |
1 | + 1,1 - + 3 | |
Банкроты | Занявшие рыночную нишу - 6,9 – (- 3) | |
- 10 – (- 9,1) | - 9 – (-7) |
Рис. 4. Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке
|
|
Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на 9 квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту от – 10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:
Лидеры - 0,1 – 10;
Претенденты на роль лидера - 7,1 - 9;
3,1 – 7;
Последователи - 1,1 – 3; 1;
Занявшие рыночную нишу - 0,99 – (- 2,9);
- 3 – (- 6,9);
Банкроты - - 7- (- 9); - 9,1 – (- 10).
При расчетном значении КФ = - 4,4 ОАО «ОЭМК» по итогам 2009 года занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише. Это значит, что для предприятия характерно тесное общение с клиентами, стремление максимально удовлетворить их запросы, характерен также ограниченный круг клиентов, но высокий уровень цен.
Для ОАО «ОЭМК» в 2009 году низкая конкурентоспособность обусловлена недостаточной обеспеченностью собственными средствами. Это связано с затратами на строительство стана 350 ОЭМК в период осуществления проекта в рамках акционерного общества, которые оцениваются в 483,4 млн. долл.
Основные поставки оборудования стана 350 осуществляются консорциумом германских фирм во главе с фирмой “Siemens” и финансируются за счет следующих кредитов:
§ Авансовые платежи оплачены за счет кредита, предоставленного Правительством Германии Правительству Российской Федерации через Внешэкономбанк Российской Федерации под гарантию Администрации Белгородской области.
§ финансирование остальной контрактной стоимости оборудования “Siemens” предоставлено консорциумом немецких и австрийских банков во главе БХФ-Банк (транш 1). Этим же консорциумом открыта кредитная линия для частичного (85%) финансирования процентов по траншу 1 в период строительства стана 350 (транш 2). Кредитный риск застрахован германской государственной компанией по страхованию экспортных рисков «Гермес».
|
|
Для финансирования строительно-монтажных работ и отечественного оборудования комбинат использовал промежуточные кредиты Международного Московского Банка и БХФ–Банка в сумме 30 млн. долл., которые погашаются в настоящее время, а также планирует к использованию кредитную линию Сбербанка Российской Федерации.
Погашение кредитов (кроме упомянутых 30 млн. долл.) будет производиться после пуска стана 350 в эксплуатацию.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» необходимо выплатить кредиты и увеличить тем самым величину собственных средств предприятия. В связи с этим, в целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» необходимо увеличить объемы источников собственных средств. Ведь именно нехватка собственных средств явилась основной причиной снижения конкурентоспособности предприятия.
В целях повышения конкурентоспособности на товарном рынке многие российские компании используют лишь ценовые факторы, однако в долгосрочной перспективе такая политика может иметь обратный эффект, то есть приведет не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а может привести к сужению доли рынка или к полному вытеснению с рынка.
В целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» должно обратить внимание на снижение энергозатрат на производство и повысить требования к качеству стали.
В настоящее время важным направлением развития комбината является модернизация металлургического комплекса в целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» на рынках металлопродукции. Разрабатывается программа развития предприятия до 2012 года, которая включает ряд мероприятий по реконструкции и модернизации цехов с целью повышения эффективности и увеличения годовой мощности по металлизации до 3 млн. тонн металлизованных окатышей, по готовому прокату – 2200 тыс.т.
Программу реконструкции и развития ОЭМК предполагается осуществить в несколько этапов, каждый из которых будет представлять отдельный, технологически независимый проект, имеющий свое технико-экономическое обоснование, бизнес-план, схему финансирования. Такой подход позволит при необходимости осуществлять реализацию каждого этапа независимо друг от друга при наличии благоприятной финансово-экономической ситуации на комбинате и положительной конъюнктуры на рынке металлопродукции.
Заключение.
ОАО «ОЭМК» - одно из крупнейших в мире металлургических предприятий, производящих продукцию на базе процесса прямого получения железа, ведущий производитель спецсталей в России. Используемый на ОЭМК бездоменный процесс производства металла является наиболее современной технологией.
ОАО «ОЭМК» - крупнейшая вертикально интегрированная компания. Тип организационной структуры управления – линейно-функциональный, при котором всю полноту власти берет на себя собрание акционеров, которому при разработке специальных вопросов и при решении задач помогает ревизионная комиссия и совет директоров. Численность работающих на предприятии – 14850 человек. ОАО «ОЭМК» уделяет большое значение повышению уровня профессионально-квалификационной подготовки своих работников.
Передовая технология производства, современное оборудование, высокая квалификация и богатый опыт рабочих, инженеров и управленцев комбината позволяют коллективу ОЭМК выпускать металл, пользующийся высоким спросом в России и за рубежом.
В состав комбината помимо металлургического комплекса входит мощное производство строительных материалов: керамического и силикатного кирпича, плитки для пола и стен, санитарно-керамических изделий. Кроме того, комбинату принадлежит агрофирма, имеющая в своем составе мясокомбинат, тепличное хозяйство и производящая мясомолочную продукцию и овощи. Комбинат имеет и торгово-промышленное объединение, имеющее свои складские помещения, транспорт.
Производственная структура ОАО «ОЭМК» состоит из нескольких цехов, производящих различную продукцию: офлюсованные окисленные и металлизованные окатыши, углеродистые и легированные стали, крупносортный прокат, трубную заготовку, мелко- и среднесортный прокат. ОАО «ОЭМК» выполняет широкий спектр заказов на металлопродукцию и обеспечивает уровень качественных показателей, регламентируемый конкретным потребителем.
Говоря о финансовом состоянии предприятия, следует заметить, что на начало 2002 года ОАО «ОЭМК» находилось в неустойчивом финансовом состоянии, что связано с привлечением больших сумм кредитов, пошедших на приобретение оборудования, а также строительство стана 350. В 2007 году ОАО «ОЭМК» оказалось в убытке в размере 945337 руб., что также связано с большими затратами и кредитами, пошедшими на строительство стана 350.
Что касается маркетинга предприятия, то ОАО «ОЭМК» в составе основных подразделений не имеет отдела маркетинга, однако на предприятии проводятся исследования рынка, товара, каналов сбыта.
Проводя анализ конкурентоспособности предприятия, было выявлено, что в 2002 году ОАО «ОЭМК» не является конкурентоспособным. Для повышения конкурентоспособности предприятию необходимо выплатить кредиты и увеличить тем самым величину собственных средств предприятия.
Перспективы развития ОАО «ОЭМК» во многом связаны с сохранением и укреплением позиций на рынке металлопродукции. В первую очередь это касается недавно введенного в эксплуатацию стана-350. В 2009 году на внутреннем рынке было реализовано 226,5 тыс. т. мелкосортно-среднесортного проката, что составило около 9 процентов рынка. В связи с намеченной программой вывода стана – 350 на проектные показатели в 2003 году предстоит реализовать 400 тыс. т., что повысит долю ОЭМК на внутреннем рынке до 15 %. Помимо программ освоения мощностей, стоит задача расширения и усложнения сортамента за счет увеличения доли металла для подшипниковой, метизной, автомобильной отраслей и предприятий машиностроения. В 2010 году предполагается увеличить долю поставок на эти рынки с 7 до 11 процентов.
Список литературы
1. Азофин С. З. Сталеплавильное производство России и конкурентоспособность металлопродукции // Металлург,2002.- №11. – С.26.
2. Глухов В. В., Медников М. Д. Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента. – СПб.: «Лань», 2000.
3. Документы и годовые отчеты ОЭМК.
4. Ледовский В.М., Мирской Н.И., Гладыев С.А., Крахт В.Б., Карпов Э.А. Ноосферное развитие горно-металлургического комплекса КМА. Экология. Технология. Экономика. Управление. – Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии,2003.
5. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/ Под ред. Н. Д. Эриашвили. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
6. Периодические издания – «Электросталь», 2002-22003.
7. Некрасов В. М. Российская черная металлургия на современном этапе // Сталь, 2003. - №5. – С.79.
8. Угаров А. А. Развитие первого в России предприятия безкоксовой металлургии// Сталь - №7 –2000.
9. Угаров А. А., Иванова Т. А., Николаева С. И. Вопросы моделирования стратегии предприятий черной металлургии // Сталь,2003. - №9. – С.78.
10. Юзов О. В., Седых А. М. О развитии мирового рынка стали // Сталь, 2003. - №8. – С.81.
Юзов О. В., Седых А. М. Экономические аспекты развития черной металлургии России в 2001-2002 гг. // Сталь, 2002. - №12. -