Смешанный метод - основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества. Этот метод объединяет дифференциальный и комплексный методы.
Смешанный метод оценки уровня качества технической продукции используют во всех случаях, когда:
- единичных показателей качества достаточно много, они разнообразны, и анализ значений каждого показателя затруднителен, что не дает возможности сделать обобщающий вывод о качестве и техническом уровне продукции;
- обобщающий показатель уровня качества, определяемый комплексным методом, недостаточно полно учитывает все значимые свойства продукции и поэтому неадекватно характеризует качество анализируемых изделий.
Сущность смешанного метода и последовательность действий состоят в следующем:
- все или часть единичных показателей объединяют в группы, для которых определяют групповой показатель. Объединение единичных показателей в группы производится в зависимости от цели оценки качества: при проектировании и конструировании изделий,при изготовлении и на различных этапах эксплуатации. Наиболее значимые и характерные единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать их наряду с групповыми;
|
|
- численные значения полученных групповых показателей и самостоятельно учитываемых единичных показателей сопоставляют с соответствующими базовыми показателями, то есть применяют принцип дифференциального метода оценки уровня качества продукции.
Показатель,полученный смешанным методом оценки уровня качества продукции, является обобщенным и комплексным одновременно.
Статистический метод оценки уровня качества.
Статистический метод – использует при оценке показателей качества правила математической статистики. Необходимость применения правил математической статистики объясняется тем, что в большинстве случаев значения ПКП являются случайными величинами в следствии влияния воздействия множества случайных факторов в процессе производства и эксплуатации изделия. В результате возникают следующие статистические задачи:
- установление характера и причин различия показателей качества сравниваемых вариантов продукции,
- определение коэффициента корреляции между ПКП,
- определить параметры зависимости исследуемого ПКП от численных характеристик влияющих на него факторов,
- определение влияния различных факторов на изменение ПКП,
- определение точности и устойчивости технологического процесса и их влияние на закон распределения формируемого этим процессом ПКП.
Статистические закономерности относятся к совокупности объектов, то есть к множеству однородных объектов, описывая их поведение как целого элемента. Поведение этого элемента в этом множестве является случайным и может быть описано с долей вероятности и не однозначно. Главная задача статистического прогноза является предсказание поведения множества однородных объектов, не вдаваясь в характер поведения каждого отдельного элемента. Вероятностный характер статистического приведения не умаляет его ценности. Предсказания, основанные на статистических законах, широко применяются в промышленности, сфере услуг,социологии, медицине, биологии и т.д.
|
|
Для решения этих задач оценки качества применяют методы теории вероятности и математической статистики. Чаще всего применяются методы: точечное и интервальное оценивание параметров распределения показателей качества, проверка гипотез, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессивный анализ, анализ временных рядов и т.д.
Организация экспертного оценивания.
Экспертное оценивание проводится при оценке неметрезуемых параметров качества, т.е. таких параметров, к-рые нельзя измерить в физических единицах. Данный метод достаточно субъективен, зависит от мнения эксперта-человека. Каждый человек индивидуален, у каждого свое мнение, но в общем мнение эксперта выражает объективную реальность с некоторыми отклонениями на его особую индивидуальность, при увеличении количества экспертов их общее мнение приближается к объективной реальности. В данном методе очень важно обеспечить условия оценки, максимально устраняющие влияние субъективных недостоверных факторов, влияющих на решение экспертов.
При организации экспертной оценки выделяют следующие условия:индивидуальные и коллективные – количество экспертов,
обмен информацией между экспертами во время работы – есть обмен или его нет,однотуровая или многотуровая оценка – оценка в один этап или количество этапов с постепенным отсеиванием объектов оценки,открытый или закрытый процесс оценки – эксперты работают в полной изоляции или их работа видна окружающим.
Основные методы проведения процедуры экспертной оценки:
Метод круглого стола – взаимодействие экспертов, находящихся в одной комнате никак не ограничивается, оценка активно обсуждается,эксперты активно влияют друг на друга.
Метод «мозговой атаки» – коллективный обмен мнениями с запретом критики,все мнения учитываются и фиксируются,оценка производится после высказываний всех мнений.
Метод изолированной работы – эксперты работают отдельно, они даже не знают друг друга и не имеют информации об оценке другого эксперта. Оценки могут значительно отличаться друг от друга. Метод отличает низкий уровень сходимости мнений экспертов.
Метод обратной связи (метод Дельфи) - эксперты работают изолированно друг от друга,их решения получают аналитики,которые обрабатывают оценки экспертов и сообщают эту информацию экспертам, которые на основании полученной информации снова проводят оценку.Основные особенности метода Дельфи – анонимность, регулируемая обратная связь и групповой ответ.