Как субъект налоговых отношений

 

Одним из крупнейших плательщиков налогов Республики Беларусь является Белорусская железная дорога. Железнодорожный транспорт – устойчивая динамичная система, которая является многоотраслевым комплексом народного хозяйства Республики Беларусь. Белорусская железная дорога, учитывая ее удельный вес в объемах перевозок в республике (60 % всего пассажирооборота и 94 % – грузооборота), является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, на результаты работы которой напрямую влияет эффективность работы промышленных предприятий, строительного и аграрного комплекса, других отраслей экономики республики.

Белорусская железная дорога осуществляет разнообразную деятельность, связанную не только с перевозками, но и другую, не связанную с перевозочным процессом. Каждый вид деятельности железной дороги имеет свои особенности, связанные со структурой управления, особенностями финансирования, распределения доходов, ценообразования, которые оказывают влияние на методологию исчисления и уплаты налогов.

Основной вид деятельности Белорусской железной дороги – деятельность железнодорожного транспорта – связан с перевозочным процессом. Такая деятельность называется эксплуатационной и в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности имеет шифр 60100. Эксплуатационная деятельность направлена на осуществление перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почты.

Кроме того, на Белорусской железной дороге осуществляются второстепенные и вспомогательные виды деятельности. Ко второстепенным видам деятельности относится реализация населению и организациям товаров (работ, услуг), не связанных с эксплуатационной деятельностью: ремонт подвижного состава сторонним организациям, оказание платных услуг населению. Вспомогательные виды деятельности направлены на содействие выполнению основного и второстепенных видов деятельности (например, ремонтные мастерские).

Различные полигоны, направления и участки железной дороги характеризуются неодинаковыми техническим оснащением, густотой перевозок, качественными показателями использования подвижного состава, производительностью труда и численностью работников, эксплуатационными расходами и себестоимостью перевозок. Поэтому Белорусская железная дорога имеет территориальное разделение и соответствующее обеспечение управлением перевозочным процессом в регионах – отделением дороги, в целом по республике – Управлением дороги.

Кроме территориального деления и управления Белорусская железная дорога имеет отраслевое разделение и управление. Для осуществления процесса перевозок необходимо участие восьми отраслей хозяйства. Каждая отрасль хозяйства выполняет свои специфические функции перевозочного процесса. Их организационное единство и управление позволяет осуществить процесс перевозок.

В каждой отрасли хозяйства есть отраслевые предприятия, являющиеся плательщиками налогов в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларусь. При этом в качестве плательщиков отраслевые предприятия рассматриваются не в функциональном, а в территориальном разрезе: сумма налогов, уплачиваемых в целом отделением Белорусской железной дороги (как юридическим лицом) складывается из сумм, уплаченных его структурными подразделениями, а также суммы, уплаченной самим отделением (отделение дороги как административно-управленческий аппарат имеет собственное хозяйство, ведет хозяйственную деятельность, в его баланс входят станции, пожарно-восстановительные поезда и пр. Следовательно, отделение дороги также является плательщиком налогов). Кроме того, отдельные налоги за свои структурные подразделения уплачивает юридическое лицо само, например земельный налог.

Сумма налогов, которую уплачивает железная дорога от основной деятельности в целом, складывается из сумм, уплачиваемых всеми организациями, входящими в баланс основной деятельности, включая Управление Белорусской железной дороги как самостоятельный субъект хозяйствования. Порядок формирования общей суммы налогов, уплачиваемых Белорусской железной дорогой, представлен на рисунке 3.

 

 

 

 


Белорусская железная дорога является одним из крупнейших плательщиков налогов в Республике Беларусь. В отдельные годы в доходах республиканского бюджета налоги, уплачиваемые железной дорогой, составляли до 5,5 %, в доходах Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь – до 3,1 %.

При изучении вклада Белорусской железной дороги в доходы бюджета следует рассматривать не только ту сумму налогов, которую непосредственно железная дорога перечисляет в бюджет. Железнодорожный транспорт является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов. За год на железной дороге для тяги поездов потребляется около 300 тысяч тонн дизельного топлива, более 400 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Затраты на топливо составляют порядка 12–15 % от всех расходов дороги, а с учетом расходов на электроэнергию – до 20 %. В цене топлива косвенные налоги (акцизы, НДС, до 2006 года – налог с продаж автомобильного топлива) занимают значительный удельный вес. Приобретая топливо у поставщиков (посредников), железная дорога как конечный потребитель является фактическим плательщиком этих налогов, давая возможность продавцам лишь перечислить их в бюджет. Если при определении вклада железной дороги в доходы бюджета учитывать эти налоги, то величина будет весьма существенной.

Продукция железной дороги создается отделениями, а точнее – структурными подразделениями (депо, участками, дистанциями и пр.), входящими в состав отделения: локомотивные депо обеспечивают процесс перевозок исправным тяговым подвижным составом, вагонные депо – исправными вагонами, дистанции пути содержат в надлежащем состоянии инфраструктуру (железнодорожный путь, полосу отвода, непосредственно прилегающую к железнодорожному полотну), дистанции электроснабжения обеспечивают бесперебойную подачу электроэнергии ко всем устройствам, дистанции сигнализации и связи следят за исправной работой всех устройств автоматики и телемеханики (стрелочные переводы, светофоры) и т.д. При этом ни одно структурное подразделение не получает напрямую от клиентов доходы от реализации своей продукции. Отделения дороги также не получают от клиентов доходы, хотя денежные средства за выполненную транспортную работу частично зачисляются на их счета.

Доходы от перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, почты получает только одно юридическое лицо – Управление Белорусской железной дороги, которое затем через особую систему внутрихозяйственных расчетов перераспределяет доходы между участниками перевозочного процесса (отделениями). Отделения, в свою очередь, перераспределяют полученные от Управления дороги доходы между структурными подразделениями, входящими в их состав. Этот порядок закреплен в статье 9 Закона Республики Беларусь "О железнодорожном транспорте".

Такой принцип формирования и распределения доходов на всех уровнях железной дороги обусловлен рядом причин:

– перевозка, как правило, не заканчивается в границах одного отделения дороги, то есть в ней участвуют два и более отделения, а следовательно, и доходы должны получить все, кто осуществил перевозку. При этом клиент (пассажир, грузоотправитель, грузополучатель) платит только один раз – на станции отправления или назначения. Таким образом, доходы (денежные средства) концентрируются в одних структурных подразделениях (центры возникновения доходов), перевозку осуществляют другие структурные подразделения. Отделение, получившее все денежные средства за перевозку, может в то же время в минимальном объеме принимать участие в этой перевозке: например отправление поезда со станции, расположенной у границы отделения дороги, – в этом случае основная транспортная работа осуществляется на другом отделении (отделениях). Для правильного распределения полученных доходов между участниками перевозочного процесса необходим некий орган, имеющий информацию обо всей транспортной работе;

– на Белорусской железной дороге большой удельный вес международных перевозок, то есть в перевозке участвуют железные дороги иностранных государств. По существующей в международной практике организации расчетов за железнодорожные перевозки в грузовом движении доходы взимаются только за перевозки внутри каждой страны, то есть железная дорога каждой страны самостоятельно взимает с клиента плату за пробег по своей территории (исключение составляют только перевозки домашних вещей, плата за которые может взиматься станцией отправления сразу за весь маршрут следования). По пассажирским перевозкам механизм иной: пассажир на станции отправления покупает проездной документ, оплачивая сразу весь маршрут следования. Информация обо всех проданных проездных и перевозочных документах обрабатывается АСУ "Экспресс" и по документам для проезда в международном сообщении определяется доля, подлежащая перечислению иностранным железным дорогам, участвовавшим в перевозках. Расчеты между железными дорогами стран СНГ, ЕС и другими ведутся только на уровне администраций, что требует обобщения информации о перевозках и доходов от них в едином руководящем центре, которым является Управление Белорусской железной дороги.

Исходя из существующего на Белорусской железной дороге механизма формирования и распределения доходов ей был установлен особый (централизованный) порядок расчетов с республиканским бюджетом. Механизм его реализации определен в Указе Президента Республики Беларусь от 03.04.2006 № 186 "О порядке и сроках представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость по перевозкам и налогу на прибыль по сводному балансу основной деятельности Белорусской железной дороги и уплаты указанных налогов" (далее – Указ № 186). Этот принцип реализуется следующим образом: государственное объединение "Белорусская железная дорога" зарегистрировано в качестве плательщика налогов в инспекции Министерства по налогам и сборам по Ленинскому району города Минска. Оно уплачивает централизованно налог на добавленную стоимость по перевозкам и налог на прибыль по сводному балансу основной деятельности (рисунок 4).

Порядок расчетов с бюджетом по централизованным налогам следующий:

– в налоговых декларациях учитываются налоговые льготы, предусмотренные для Белорусской железной дороги и каждой организации, входящей в ее состав;

– налоговые декларации представляются ежеквартально и в целом за год до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– налог на прибыль уплачивается до 22-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, равными долями в размере 1/3 расчетной суммы на квартал;

– налог на добавленную стоимость уплачивается не позднее 22-го числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, в размере 1/3 суммы, подлежащей уплате по налоговой декларации, имеющейся на начало текущего квартала;

 


– после представления в налоговый орган налоговых деклараций производится доплата (зачет) налогов в 5- (по НДС) и 10-дневный срок (по налогу на прибыль).

Таким образом, два указанных выше налога на Белорусской железной дороге никто, кроме Управления дороги, не уплачивает. Остальные налоги все организации (структурные подразделения) уплачивают самостоятельно в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.

 






double arrow
Сейчас читают про: