И реализации продукции

 

К налогам и другим обязательным платежам, включаемым в затраты по производству и реализации продукции, относятся:

- отчисления в Фонд социальной защиты населения;

- страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- взносы на профессиональное пенсионное страхование;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- отчисления в инновационный фонд.

Отчисления в Фонд социальной защиты населения

Основным документом, регламентирующим порядок расчета и уплаты данных отчислений, является Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 N 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь".

Плательщиками данных взносов являются работодатели, работающие граждане, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие данные взносы (например, индивидуальные предприниматели).

Объектом являются все виды выплат в денежной и натуральной формах в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источника их финансирования. Перечень выплат, на которые взносы не начисляются, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 № 115 (далее – Постановление № 115). В частности, к необлагаемым выплатам относятся: выходное пособие при прекращении трудового договора; пособия, выплачиваемые за счет средств бюджета и социального страхования; компенсации (кроме компенсаций, выплачиваемых за неиспользованный трудовой отпуск, вместо предупреждения о предстоящем высвобождении, за особые условия труда); единовременные выплаты и стоимость подарков в связи с юбилейными датами (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию; материальная помощь в соответствии с законодательством, а также в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, тяжелой болезнью, смертью близких родственников, вступлением в брак, рождением ребенка. Кроме того, не начисляются взносы на выплаты работникам, являющимся инвалидами I и II групп.

Взносы состоят из двух частей:

- пенсионное страхование (на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца);

- социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет т.п.).

Ставка взносов составляет:

- для работодателей – 34 % (28 % на пенсионное страхование, 6 % – на социальное);

- для работающих граждан – 1 %.

Источником выплаты взносов для работодателей являются затраты по производству и реализации продукции (либо иной источник, за счет которого производились начисления в пользу работников), для работающих граждан – начисленная заработная плата.

Сроки уплаты взносов – два раза в месяц в дни выплаты заработной платы за первую и вторую половину месяца. Сроки представления отчетов в Фонд социальной защиты населения – до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Особенностью данного платежа является то, что он перечисляется не в той сумме, в которой начислен. При уплате из начисленной суммы вычитаются пособия, выплачиваемые самой организацией: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; на погребение.

В случае превышения сумм пособий над начисленными взносами плательщик предоставляет в Фонд заявку на получение денежных средств для выплаты пособий. Органы Фонда в течение пяти рабочих дней проверяют достоверность представленных заявок, оформляют их и после этого в течение трех рабочих дней дают поручение казначейству на перечисление средств на счета плательщиков.

 

Взносы на профессиональное пенсионное страхование

Данный вид страхования введен Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" в целях обеспечения правовых, экономических и организационных основ обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Закон вступил в силу с 1 января 2009 года. Страховщиком по профессиональному пенсионному страхованию является Фонд социальной защиты населения.

Плательщиком взносов является страхователь, т.е. работодатель из числа юридических лиц (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительств, филиалов, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам.

Объектом для начисления взносов являются выплаты всех видов в денежном или натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Постановлением № 115.

Перечень рабочих мест с особыми условиями труда утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1490 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования". На Белорусской железной дороге к таким рабочим местам, в частности, относятся: машинисты и их помощники, монтеры пути, осмотрщики вагонов, операторы сортировочных горок, составители поездов.

Ставки взносов установлены Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 № 23 "О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование". Их размер зависит от категории работников и находится в диапазоне от 1,5 до 4,8 %.

Сроки представления расчетов и уплаты взносов аналогичны порядку, установленному для отчислений в Фонд социальной защиты населения.

 

Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – взносы в Белгосстрах)

Данный вид обязательного страхования был введен в Республике Беларусь с 1 января 2004 года в целях усиления социальной защиты граждан, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда, обеспечения мер по предупреждению и сокращению таких несчастных случаев. В качестве страховщика, т.е. организации, осуществляющей страховую деятельность, был избран Белгосстрах.

Порядок расчета и уплаты взносов в Белгосстрах установлен Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 № 530 "О страховой деятельности".

Плательщиками взносов являются страхователи, т.е. организации, их обособленные подразделения, а также физические лица, которые предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства.

Объектом для начисления взносов являются все выплаты, начисленные страхователем (работодателем) в пользу застрахованных лиц. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Белгосстрах, утвержден Постановлением № 115.

Ставки взносов установлены Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 № 531 "Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования". Для всех страхователей, за исключением бюджетных организаций, ставка составляет 0,6 %. Органы Белгосстраха имеют право устанавливать повышающие или понижающие коэффициенты к данной ставке в диапазоне от 0,5 до 1,5.

Источником данных взносов являются средства, за счет которых производились выплаты работникам (затраты, прибыль и т.д.).

Сроки уплаты взносов в Белгосстрах совпадают с днями выплаты заработной платы, установленными в организации. Сроки предоставления отчетов – до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При наступлении страхового случая (повреждение здоровья) может потребоваться выплатить пособие по временной нетрудоспособности либо компенсировать потери в заработной плате при переводе работника на более легкую нижеоплачиваемую работу. Для этих целей организация использует средства, начисленные в Белгосстрах. Перечисление средств страховщику производится за вычетом истраченных сумм.

 

Земельный налог

Порядок расчета и уплаты земельного налога определен главой 18 Налогового кодекса.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которым земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность. На Белорусской железной дороге плательщиками земельного налога по земельным участкам, выделенным структурным подразделениям, являются отделения дороги.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки.

Льготы по земельному налогу распространяются на следующие земельные участки:

- занятые историко-культурными ценностями;

- занятые автомобильными дорогами общего пользования и железно­дорожными путями (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения, а также полосу отвода);

- организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета на возмещение убытков от этой деятельности, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ;

- предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению;

- общего пользования населенных пунктов;

- предоставленные для строительства жилых домов – на период их строительства;

- бюджетных организаций.

Налоговой базой земельного налога является:

а) кадастровая стоимость земельного участка, исходя из его функционального использования (виды оценочных зон). В приложении 4 к Налоговому кодексу установлены следующие виды оценочных зон:

- общественно-деловая – для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, общественного питания, здравоохранения, социального и бытового обслуживания и т.п.;

- жилая многоквартирная – для размещения объектов жилой многоквартирной застройки;

- жилая усадебная – для размещения жилых домов и ведения личного подсобного хозяйства, гаражных кооперативов, автостоянок, ведения коллективного садоводства и огородничества;

- производственная – для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, сбыта продукции, коммунального хозяйства;

- рекреационная – для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения.

Если земельный участок предоставлен для нескольких целей либо относится к нескольким оценочным зонам, то налоговая база определяется как сумма кадастровой стоимости по каждой из площадей этого участка.

Целевое назначение участка определяется в соответствии с решением исполкома о предоставлении земельного участка согласно утвержденной градостроительной документации, а также документов, удостоверяющих право на участок. Плательщики земельного налога не наделены правом установления целевого назначения участка.

Если в решении исполкома о выделении участка точно не определено его целевое назначение либо не определены площади, приходящиеся на соответствующее целевое назначение (в случае, когда участок предоставлен для нескольких целей), плательщикам следует обратиться в исполком с заявлением о дополнении землеустроительных материалов пакетом документов технической инвентаризации, отражающим реальное функциональное использование участка и его частей. Формирование такого пакета материалов производится специально уполномоченными на то организациями, имеющими лицензию, на основании договора с плательщиками.

Информацию о кадастровой стоимости земельного участка можно получить на сайте www.vl .nca.by научно-производственного государственного республиканского унитарного предприятия "Национальное кадастровое агентство" либо у землеустроительных служб по месту нахождения плательщика. Кадастровая стоимость принимается в иностранной валюте с пересчетом по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на 1 января календарного года, за который производится исчисление и уплата земельного налога;

б) площадь земельного участка для следующих категорий земель:

- сельскохозяйственного назначения;

- используемых для добычи торфа и сапропелей;

- лесного, водного фонда.

Налоговая база земельного налога определяется ежегодно по состоянию на 1 января.

Ставки земельного налога приведены в приложениях 2, 3, 5 к Налоговому кодексу. По земельным участкам, предоставленным во временное пользование и своевременно не возвращенным, самовольно занятым, используемым не по целевому назначению ставки налога увеличиваются в 10 раз. Сведения об этих правонарушениях представляются землеустроительными службами налоговым органам в десятидневный срок со дня вступления в законную силу постановления суда по данному делу. Только после поступления указанных сведений налоговые органы имеют право применять повышающие коэффициенты. При этом уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый участок.

В случае, если фактическое использование земельного участка не совпадает с целевым, плательщикам необходимо обратиться в соответствующие органы для внесения изменений в решение исполкомов и правоудостоверяющие документы, после чего подать налоговую декларацию с внесенными изменениями и дополнениями.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения" (далее – Указ № 143) в 2010 году местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога.

Сумма налога определяется умножением ставки на налоговую базу (кадастровая стоимость либо площадь участка).

Источником уплаты земельного налога являются затраты по производству и реализации продукции. По налогу, исчисленному с коэффициентом 10, источником уплаты является чистая прибыль.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. При поступлении в течение года участка в собственность налог уплачивается с месяца, следующего за месяцем поступления, при выбытии участка в течение года налог уплачивается за месяцы его использования, включая месяц выбытия.

В случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, исчисление и уплата земельного налога производятся исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий (помещений) и сооружений, занимаемым арендаторами (пользователями). Данная норма не применяется:

- если арендаторами являются бюджетные организации, организации, осуществляющие социально-культурную деятельность и получающие субсидии из бюджета на возмещение убытков от этой деятельности;

- при организации арендаторами питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования;

- при организации арендаторами обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях образования, финансируемых из бюджета.

Сроки расчета и уплаты земельного налога:

- налоговая декларация представляется до 20 февраля, а по вновь отведенным участкам – до 20-го числа месяца, следующего за месяцем отведения. По земельным участкам, расположенным в разных администра­тивно-территориальных единицах, декларация представляется в инспекцию МНС по месту нахождения плательщика;

- уплата – в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога. Уплата налога производится в бюджет административно-территори­альных единиц по месту нахождения участка. Учетной политикой отделения Белорусской железной дороги может быть предусмотрено, что перечисление земельного налога по участкам, отведенным структурным подразделениям, производится этими подразделениями самостоятельно. В этом случае в платежном поручении на перечисление налога в бюджет делается пометка "За УНП…" с указанием учетного номера плательщика, присвоенного отделению дороги.

Экологический налог

Порядок расчета и уплаты экологического налога определен главой 19 Налогового кодекса.

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели, плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов – собственники отходов производства. Бюджетные организации не являются плательщиками экологического налога.

Объектами налогообложения признаются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

- хранение, захоронение отходов производства;

- производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;

- производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в объемах, меньших, чем указано в пункте 2 статьи 205 Налогового кодекса;

- захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в объемах захоронения таких отходов 50 и менее тонн в год.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы вредных выбросов, сбросов, отходов, производств товаров, являющихся объектами налога.

Ставки экологического налога указаны в приложениях 6–9 к Налоговому кодексу. К ставкам налога применяются следующие коэффициенты:

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании биогаза и биотоплива для получения тепловой или электрической энергии, – 0,5;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27 (этот коэффициент не применяется к ставкам налога при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства);

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9;

- за сброс сточных вод в окружающую среду при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств – 1,5;

- за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения) – 0,006;

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством, применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.

Налоговым периодом экологического налога является календарный квартал.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога может исчисляться исходя из установленных годовых лимитов вредных выбросов (сбросов, захоронений, объемов производства) и соответствующих ставок налога.

Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы налога за квартал) на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в строительство или реконструк-цию объектов природоохранного назначения. Перечень таких объектов установлен в пункте 6 статьи 208 Налогового кодекса.

Источником уплаты экологического налога являются затраты по производству и реализации продукции. Налог, исчисленный с коэффициентом 15, уплачивается за счет чистой прибыли организации.

Сроки расчета и уплаты экологического налога:

- налоговые декларации представляются в налоговую инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При исчислении налога исходя из годовых лимитов декларация подается до 20 апреля;

- уплата производится до 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- при уплате налога исходя из годовых лимитов до 20 января года, следующего за отчетным, подается декларация в соответствии с фактическими объемами вредных выбросов (сбросов, захоронений, объемов производства) и до 22 января производится доплата налога.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

Порядок расчета и уплаты данного налога установлен главой 20 Налогового кодекса.

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов являются организации и индивидуальные предприниматели. Бюджетные организации плательщиками данного налога не являются.

Объектом налогообложения является добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка и песчано-гравийной смеси, воды (кроме добычи воды для противопожарного водоснабжения), грунта для земляных сооружений, глины, соли калийной и поваренной, нефти, мела и доломита, гипса, железных руд, торфа, сапропелей.

Изъятие природных ресурсов при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанное с добычей полезных ископаемых, не является объектом налогообложения.

Налоговая база определяется как фактический объем добытых (изъятых) природных ресурсов.

Ставки налога установлены в приложении 10 к Налоговому кодексу. За превышение установленных лимитов добычи (изъятия) природных ресурсов ставки налога увеличиваются в 10 раз. За добычу воды без водоизмерительных приборов к ставкам применяется повышающий коэффициент 1,5.

Источником налога за добычу (изъятие) природных ресурсов являются затраты на производство и реализацию продукции. По налогу, уплаченному в 10-кратном размере, источником является чистая прибыль организации.

Налоговым периодом является календарный квартал.

Сроки расчета и уплаты налога: декларация подается до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплата производится до 22-го числа этого же месяца.

Отчисления в инновационный фонд

Порядок формирования и использования средств инновационного фонда определен в Указе Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 № 596 "О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (далее – Указ № 596).

Плательщиками отчислений в инновационные фонды (распорядителями средств) являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальная академия наук, областные и Минский городской исполнительные комитеты. Бюджетные организации не являются плательщиками отчислений за исключением организаций Министерства образования в части осуществления ими деятельности, приносящей доходы.

Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами. Средства инновационных фондов расходуются распорядителями средств на следующие цели:

- финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;

- выполнение работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции;

- финансирование программ по энергосбережению и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования;

- развитие материально-технической базы государственных учреждений образования;

- проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);

- финансирование деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, входящих в состав распорядителей средств;

- разработку прогнозов развития организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов;

- строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.

Кроме того, за счет средств инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций осуществляется приобретение подвижного состава для нужд Белорусской железной дороги.

Распорядители средств утверждают по согласованию с Министерством финансов сводные бюджетные сметы средств инновационных фондов, в недельный срок после их утверждения направляют на согласование в Министерство экономики и Государственный комитет по науке и технологиям сметы расходов средств инновационных фондов по направлениям использования и представляют один экземпляр согласованной сметы в Министерство финансов.

Отбор работ и мероприятий для включения в сметы осуществляется распорядителями средств на конкурсной основе с проведением экспертизы таких работ и мероприятий.

Остатки неиспользованных средств инновационных фондов на начало года подлежат зачислению в соответствующие инновационные фонды в составе республиканского и местных бюджетов согласно законодательству.

Объектом отчислений является себестоимость реализованной продукции или сумма издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, уменьшенная на сумму отчислений в инновационные фонды за предыдущий месяц.

Ставка отчислений установлена в размере 0,25 %. Отдельным распорядителям средств могут быть установлены повышенные размеры отчислений. Так, например, Министерству транспорта и коммуникаций установлена ставка 19 %. Распорядители средств устанавливают организациям, входящим в их состав, размеры отчислений в пределах ставок, установленных для самих распорядителей. На 2010 год Белорусской железной дороге установлены следующие размеры отчислений:

- от перевозочной деятельности – 3,47 %;

- от иных видов деятельности – 0,25 %.

При этом отчисления от перевозочной деятельности производятся Управлением Белорусской железной дороги централизованно, от иных видов деятельности каждая организация (структурное подразделение) производит отчисления самостоятельно (без учета внутрисистемного оборота).

Льготы по отчислениям в инновационные фонды:

- работы по строительству жилья;

- жилищно-коммунальные услуги, услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования в городском пассажирском, пригородном автомобильном и внутреннем водном транспорте, дотируемые из бюджета.

Сроки расчета и уплаты отчислений:

- расчеты представляются в налоговые органы до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Организации, осуществляющие отчисления в инновационные фонды, представляют до 1 февраля года, следующего за отчетным, распорядителям средств расчеты по исчислению средств этих фондов;

- уплата производится до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

 




double arrow
Сейчас читают про: