Налоговая система Республики Беларусь. Налоговый кодекс

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный университет транспорта"

Институт повышения квалификации

И переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь

Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Д.Н. Кушнеров

Налогообложение организаций

Белорусской железной дороги

Учебно-методическое пособие

Гомель 2010


Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

"Белорусский государственный университет транспорта"

 

Институт повышения квалификации

и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь

 

Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

 

 

Д.Н. Кушнеров

 

 

Налогообложение организаций

Белорусской железной дороги

 

Учебно-методическое пособие

 

Одобрено методическими комиссиями

факультета безотрывного обучения

и Института повышения квалификации

и подготовки руководителей и специалистов

 
 
транспортного комплекса Республики Беларусь

 

Гомель 2010


 

УДК 656.2.003 (075.8)

ББК 65.261.4

К 96

Рецензенты: профессор кафедры “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”
В. Г. Гизатуллина (УО “БелГУТ”);

главный бухгалтер РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" В. Я. Кравец

 




Кушнеров, Д. Н.

К96  Налогообложение организаций Белорусской железной дороги: учеб. – метод. пособие / Д. Н. Кушнеров; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2010. – 94 с.

ISBN 978-985-468-702-5

Указаны методические аспекты исчисления и уплаты налогов на примере организаций Белорусской железной дороги. Описаны права и обязанности плательщиков налогов, порядок обжалования решений налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц. Приведены санкции за нарушение налогового законодательства.

Предназначено для углубленного изучения отдельных тем курса "Налоги и налогообложение" студентами экономических специальностей, для дипломного проектирования, а также для слушателей ИПК.

УДК 656.2.003 (075.8)

ББК 65.261.4

ISBN 978-985-468-702-5                                        ©Кушнеров Д. Н., 2010

                                                                    © Оформление. УО “БелГУТ”, 2010


 

 

Оглавление

 

1 Налоговая система Республики Беларусь. Налоговый кодекс …………………. 4
2 Белорусская железная дорога как субъект налоговых отношений……………... 20
3 Порядок расчета и уплаты налогов и сборов организациями Белорусской железной дороги……………………………………………………………………….   26
3.1 Налоги, относимые на затраты по производству и реализации продукции.. 26
3.2 Налоги, уплачиваемые из прибыли ……………………………….................. 37
3.3 Налоги, уплачиваемые из выручки ………………………………................... 49
3.4 Местные налоги и сборы ……………………………………………………... 66
3.5 Подоходный налог …………………………………………………………….. 68
4 Порядок проведения проверок, установленных Налоговым кодексом. Обжалование решений налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц ……………………………………………………………………………..     79
5 Ответственность плательщиков за нарушение требований налогового законодательства …………………………………………..................................................   86
Список литературы…………………………………………………………………… 89
Приложение А Реестр документов, подтверждающих оказание транспортных услуг по ставке НДС 0 %………………………………………………………….   92
Приложение Б Распределение сумм НДС, подлежащих вычету (зачету) по видам деятельности…………………………………………………………………..   94

 

 

налоговая система Республики Беларусь. Налоговый кодекс

 

Прежде чем начать рассматривать налоговую систему Республики Беларусь, необходимо ответить на вопрос: "Для чего необходимы налоги?" И здесь не обойтись без следующей финансовой категории – "государственный бюджет".

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения ВВП и отражаемых в централизованном фонде финансовых ресурсов. Доходы государственного бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными, оборонными и другими задачами, которые стоят перед государством.

В бюджете концентрируется преобладающая часть финансовых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства. Бюджет через финансовые ресурсы оказывает воздействие на финансирование оптимальных пропорций в процессе финансового обеспечения затрат и стимулирования эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Государственный бюджет обеспечивает прирост общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на первоочередных объектах.

Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюджета, – концентрация финансовых ресурсов на осуществление целевых комплексных программ как составных частей прогнозов и перспективных планов. Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, которая в свою очередь влияет и на развитие производства, и на улучшение условий жизни людей.

Возрастающие затраты на здравоохранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности трудового периода населения. Рост финансирования вузов способствует подготовке большего числа высококвалифицированных специалистов.

В улучшении медицинского обслуживания населения, развитии образования и других отраслей главное – их социальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда потребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ресурсов организаций, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.

Основным источником формирования бюджета являются налоги. На сегодняшний день бюджет Республики Беларусь более чем на 90 % сформирован за счет налоговых доходов.

Таким образом, можно дать следующее определение налога:

налог – движение средств в определенных размерах и по определенным законам от субъектов (плательщиков) в порядке перераспределения части их дохода, направленное на удовлетворение общественных потребностей и вызывающее у собирателя этих средств (государства) встречные обязательства.

Совокупность установленных и взимаемых налогов, форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов образует налоговую систему страны. Налогообложением называется процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Налоговая система Республики Беларусь как суверенного государства начала складываться в начале 90-х годов XX века. Распад бывшего СССР, возникновение независимого государства потребовали создания собственной налоговой системы. В этих условиях в декабре 1991 – январе 1992 годов был принят пакет из 12 законов, установивших взимание на территории Республики Беларусь основных бюджетообразующих налогов. Кроме того, отдельные налоги вводились ежегодно законом "О бюджете" на очередной финансовый год (например, отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции). Некоторые из налогов, введенных в этот период, утратили свою актуальность и по истечении определенного периода времени были отменены (Чрезвычайный налог, налог на экспорт и импорт). Но большинство из этих налогов и на сегодняшний день формируют основу государственного бюджета Республики Беларусь.

Самостоятельной единицей в финансовой системе белорусского государства является Фонд социальной защиты населения, образованный 1 июля 1993 года на базе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Доходы данного фонда в разные годы подлежали либо не подлежали включению в доходы республиканского бюджета.

Отдельно в 1991 году был принят Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь". Этим документом были заложены основы белорусского налогообложения. Закон определял круг налогоплательщиков, их права, обязанности и ответственность, виды общегосударственных налогов, порядок и сроки взимания и зачисления налогов, а также порядок и сроки обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

Налоговая система любой страны отражает состояние ее экономики. "Застывших", неизменяемых налоговых систем нет и быть не может. По мере развития общества меняются и задачи, которые эти системы выполняют. Если в 90-х годах прошлого столетия главным было не допустить обвала экономики, обеспечить молодое независимое государство минимальными средствами для своего развития, то по мере развития экономики нашей страны приоритеты стали изменяться. На первый план стали выходить либерализация экономики, выбор инновационного пути развития, привлечение иностранных инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса. Эти изменения, безусловно, затронули и налоговую систему. Наряду с фискальной все большее значение приобретали стимулирующая и регулирующая функции налогов.

Практически с момента своего создания налоговая система стала подвергаться изменениям. Причем эти изменения вносились настолько часто и бессистемно, что это стало одним из главных ее недостатков. Достаточно сказать, что, например, Закон Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" за время своего существования изменялся 27 раз, Закон Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" – 26 раз. Плательщики, едва изучив одни изменения, принимались за изучение следующих.

Также следует сказать, что в своей деятельности организации пользовались не законами, а инструкциями о порядке исчисления и уплаты того или иного налога, полномочия на издание которых были предоставлены Государственному налоговому комитету, впоследствии преобразованному в Министерство по налогам и сборам. В данные инструкции изменения вносились еще чаще, чем в законы.

Значительным шагом по пути реформирования отечественной налоговой системы стало введение в действие с 1 января 2004 года Общей части Налогового кодекса. Данный документ устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Налоговым кодексом определено, что налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства. Не допускается установление налогов и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах республики либо создающих препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц.

Налоговым кодексом установлен перечень нормативных правовых документов, составляющих налоговое законодательство Республики Беларусь. В этот перечень входят:

- Конституция Республики Беларусь;

- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

- постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения;

- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства с принятием Общей части Налогового кодекса было запрещено.

Налоговым кодексом был введен еще один принцип, широко используемый в юриспруденции: декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, решения местных Советов депутатов, отменяющие налоги, понижающие налоговые ставки, устанавливающие налоговые льготы, устраняющие обязанности плательщиков, иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Однако следует отметить, что Общая часть Налогового кодекса хоть и установила основные принципы налогообложения, но она не давала плательщикам возможности рассчитать и заплатить налоги. Она не описывала механизм расчета и уплаты конкретных налогов, а регулировала лишь общие вопросы налогообложения. В практической работе по-прежнему следовало руководствоваться законами, указами, многочисленными инструкциями, письмами, разъяснениями и т.д.

Довольно часто у плательщиков возникает вопрос: "Издаваемый указ или декрет Президента Республики Беларусь вступает в противоречие или содержит нормы, не соответствующие положениям Налогового кодекса или иного закона в области налогообложения. Каким документом следует руководствоваться?" На этот счет в кодексе имеется четкий ответ. В этом случае кодекс или закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание этого декрета или указа предоставлены кодексом (законом).

Кроме того, положения Общей части Налогового кодекса дополнены нормой, в соответствии с которой в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков. Правда, данная норма является новой и правоприменительная практика по ней пока отсутствует. Здесь также следует отметить, что ясность и четкость – понятия субъективные, и то, что плательщику кажется неясным, у налоговых органов никаких вопросов может и не вызывать.

Следующим существенным шагом в реформировании налоговой системы стал отказ с 2007 года от издания Министерством по налогам и сборам инструкций по исчислению и уплате налогов и переход на применение только нормативных правовых актов прямого действия – законов.

Весьма ожидаемым плательщиками был следующий этап налоговой реформы. С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса. Эта часть кодекса устанавливает порядок исчисления и уплаты всех республиканских, местных налогов, особые режимы налогообложения и порядок налогообложения отдельных категорий плательщиков. С момента принятия Особенной части Налогового кодекса утратили силу все законы, устанавливавшие любые налоги на территории Республики Беларусь, и налоги вводятся в действие только в соответствии с кодексом. Система налогов, действующая в Республике Беларусь с 1 января 2010 года, представлена на рисунке 1.

Из рисунка видно, что существует несколько платежей, взимание которых производится на основании не Налогового кодекса, а иных нормативных правовых актов. Строго говоря, данные платежи налогами не являются, но рассматриваются нами в рамках данного курса потому, что представляют собой обязательные изъятия у плательщиков и по своей сути от налогов ничем не отличаются.

Следует отметить, что Налоговым кодексом устанавливается различие между налогами и иными обязательными платежами, к которым относятся сборы и пошлины.

Так, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с плательщиков в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в бюджет, взимаемый с плательщиков, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

То есть налог представляет собой обезличенный платеж (например, налог на добавленную стоимость), взимание сбора или пошлины связано с какими-либо действиями в отношении плательщика (например, сбор за проезд транспортных средств по территории республики).

Кроме того, имеется еще одна категория платежей – отчисления (взносы). Данные платежи регламентируются не Налоговым кодексом, а иными нормативными правовыми актами и носят целевой характер, например, отчисления в Фонд социальной защиты населения.

Все указанные различия носят скорее теоретический, чем практический характер и для целей исчисления и уплаты значения не имеют. Поэтому в данном пособии для всех обязательных платежей будет использоваться термин "налоги", если не будет необходимости явно указывать вид платежа.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

- объект налогообложения – обстоятельство, с наличием которого законодательство связывает обязанность по исчислению налога;

- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

- налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога. Следует иметь в виду, что налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, то есть периодов, по истечении которых плательщик обязан представить налоговую декларацию (например, по налогу на прибыль налоговым периодом является календарный год, отчетным – календарный месяц или квартал);

- налоговая ставка – величина налога с единицы измерения налоговой базы;

- порядок исчисления – указывается, кто и каким образом рассчитывает налог;

- порядок и сроки уплаты – определяется форма уплаты (наличная, безналичная), календарная дата, истечение периода времени или событие, которое должно произойти для того, чтобы налог был уплачен.

Классификация налогов в зависимости от различных элементов и иных признаков приведена на рисунке 2.

В Республике Беларусь государственный бюджет состоит из двух уровней: республиканский и местный. Соответственно налоги делятся на республиканские и местные. Республиканские налоги зачисляются в республиканский бюджет, местные – в местный. Однако по существующей в нашей стране практике некоторые из республиканских налогов в определенной доле напрямую зачисляются в местные бюджеты. Эта доля устанавливается ежегодно в законе о бюджете. Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов осуществляются внесением изменений (дополнений) в Налоговый кодекс, местных налогов – решениями местных Советов депутатов (но только исходя из перечня налогов, установленных Налоговым кодексом).

Плательщиками налогов в Республике Беларусь являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Под организациями понимаются:

- юридические лица Республики Беларусь;

- иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

- хозяйственные группы.

Обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь (филиалы, представительства и т.п.), имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют налоги и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц.

В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса плательщики имеют следующие права:

- получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, актах налогового законодательства;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

- представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных Налоговым кодексом, иными актами налогового законодательства;

- на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов;

- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать акт или справку проверки, представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также возражения по акту или справке проверки;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

- на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Правами плательщика наделен также налоговый агент – юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов.

Помимо прав каждый плательщик имеет соответствующие обязанности. Плательщики обязаны:

- уплачивать установленные налоговым законодательством налоги;

- стать на учет в налоговых органах;

- вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;

- представлять в налоговый орган бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации, а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов;

- вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, пеней представлять в налоговый орган перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт ее наличия;

- представлять в налоговые органы и их должностным лицам при проведении проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов при проведении проверок возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);

- подписать акт или справку проверки;

- выполнять законные требования налогового органа и его должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;

- сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

а) об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь – не позднее 5 рабочих дней со дня открытия или закрытия счета;

б) об участии в белорусской или иностранной организации – в течение 5 рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации.;

в) о принятии решения о ликвидации или реорганизации – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения;

г) об обособленных подразделениях организации – не позднее 10 рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

д) об изменении места нахождения организации – не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения;

- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот. Указанные документы представляются с декларацией по итогам налогового (отчетного) периода, в котором льготы были первоначально использованы. В дальнейшем – до 20 июля года, в котором льготы использовались, и до 20 января года, следующего за годом использования льгот. По таможенным платежам документы, подтверждающие право на льготы, подаются с каждой таможенной декларацией;

- обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

- обеспечивать наличие документов в местах хранения товарно-материальных ценностей и при их транспортировке, а также в местах их реализации;

- при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

- являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных Налоговым кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги.

Налоговым кодексом установлено понятие налогового обязательства, под которым понимается обязанность плательщика при наличии соответствующих обстоятельств уплатить определенный налог. Налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновения этих обстоятельств и прекращается его исполнением. Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога.

Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами:

- залогом имущества;

- поручительством;

- пенями;

- приостановлением операций по счетам в банке;

- арестом имущества.

Указанными способами обеспечивается и уплата пеней.

Налоговое обязательство может быть обеспечено залогом в случае изменения сроков исполнения этого обязательства. При этом между плательщиком (залогодателем) и налоговым органом заключается договор о залоге имущества. Залогодатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя.

Обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязательств налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога с поручителя или плательщика.

Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты, в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства. Пени уплачиваются после уплаты причитающихся сумм налога. После исполнения налогового обязательства плательщик может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Приостановлением операций плательщика по счетам в банке признается прекращение банком всех расходных операций по данному счету на основании решения налогового органа. Указанное ограничение не распространяется на операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения.

При наличии решения о приостановлении операций банк не вправе открывать этому лицу новые счета.

Решение о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке принимается в случаях:

- неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;

- непредставления плательщиком деклараций по налогам;

- непредставления плательщиком документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки.

Арестом имущества признается действие налогового органа по ограничению имущественных прав плательщика в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости – в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней.

Арест может быть наложен на часть либо на все имущество плательщика в размерах, достаточных для обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней.

Если имущество, на которое наложен арест, не было изъято, такое имущество вверяется плательщику по описи с предупреждением об ответственности за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение вверенного имущества, о чем берется подписка.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней к плательщику может быть применена мера принудительного исполнения налогового обязательства – взыскание налога.

Взыскание производится за счет денежных средств или другого имущества плательщика, его дебиторов плательщика. При взыскании налога могут быть применены приостановление операций по счетам или наложение ареста на имущество плательщика.

Взыскание налога за счет денежных средств на счетах плательщика производится в бесспорном порядке. Взыскание не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах плательщика, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.

Решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств на счетах плательщика незамедлительно доводится до сведения банка, где открыты счета этого плательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в первоочередном порядке не позднее одного банковского дня со дня получения им этого решения. При этом банком приостанавливаются все другие расходные операции по счетам плательщика.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в день получения банком решения налогового органа о взыскании такое решение исполняется по мере поступления денежных средств на указанные в нем счета не позднее одного банковского дня после каждого такого поступления.

Взыскание налога за счет наличных денежных средств плательщика производится в бесспорном порядке. Наличные денежные средства в день их взыскания подлежат сдаче в банк для их зачисления в соответствующий бюджет. При невозможности сдачи указанных денежных средств в течение того же дня они должны быть сданы в банк на следующий банковский день.

Взыскание налога за счет средств дебиторов плательщика производится в бесспорном порядке с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами. Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик.

Решение налогового органа о взыскании налога выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика. Такое решение выносится на основании одного из следующих документов:

- справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика, оформленной налоговым органом на основании документов, представленных плательщиком либо по результатам проверки, проведенной налоговым органом;

- заявления плательщика об уступке требования кредитора и документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика.

Взыскание налога не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов. Решение налогового органа о взыскании налога за счет средств дебиторов и платежная инструкция выдаются банку, обслуживающему данный налоговый орган.

Налоговый орган вправе обратиться в общий или хозяйственный суд с иском о взыскании налога за счет имущества плательщика. До подачи искового заявления налоговый орган вправе принять решение о наложении ареста на имущество плательщика.

В первую очередь взыскание производится в отношении имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг).

Расходы по взысканию налога за счет имущества плательщика, в том числе связанные с организацией и проведением оценки, учета, хранением, реализацией или иным использованием такого имущества, возмещаются за счет плательщика. Средства, оставшиеся после исполнения налогового обязательства, уплаты пеней и возмещения расходов по их взысканию, подлежат возврату плательщику либо зачету в счет предстоящих платежей.

Одной из обязанностей плательщика является представление в налоговые органы деклараций, под которыми понимается письменное заявление на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация может быть представлена плательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана с помощью программных и технических средств.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме, и обязан проставить по просьбе плательщика на копии декларации отметку о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации с помощью программных и технических средств налоговый орган обязан передать плательщику подтверждение в виде электронного документа.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче с помощью программных и технических средств – дата ее отправки.

Формы всех налоговых деклараций (как по республиканским, так и по местным налогам) утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам от 31.12.2009 № 87 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений".

При обнаружении в налоговой декларации, поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик должен внести в нее изменения и дополнения. При этом

в отношении налогов исчисляемых нарастающим итогом:

- если неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и дополнения отражаются в налоговой декларации за прошлый налоговый период;

- если неполнота сведений или ошибки обнаружены за прошлый отчетный период текущего налогового периода, то изменения и дополнения отражаются в налоговой декларации, представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода;

в отношении налогов, исчисляемых без нарастающего итога:

- сведения о вносимых изменениях и дополнениях отражаются в налоговой декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки.

Примечание – К налогам, исчисляемым нарастающим итогом, относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, сбор на развитие территорий, налог при упрощенной системе налогообложения, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр.

К налогам, исчисляемым без нарастающего итога, относятся: акцизы, налог на недвижимость, платежи за землю, налог на игорный бизнес, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов, экологический налог, налог на услуги, сбор с заготовителей, оффшорный сбор.

Налоговая декларация с внесенными изменениями и дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке.

Все плательщики обязаны встать на учет в налоговых органах Республики Беларусь: организации – по месту нахождения, физические лица – по месту жительства. Постановка на учет юридических лиц Республики Беларусь осуществляется при их государственной регистрации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика в течение двух рабочих дней со дня получения информационной карты от регистрирующего органа. При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику присваивается единый по всем налогам учетный номер плательщика (УНП). Плата за присвоение (изменение) учетного номера плательщика, снятие с учета и выдачу плательщику соответствующих документов не взимается.

На основе данных учета плательщиков Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков.

Постановка на учет филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, исполняющих налоговые обязательства этого юридического лица, осуществляется налоговым органом по месту нахождения такого обособленного подразделения на основании сообщения юридического лица о создании обособленного подразделения. К сообщению прилагается копия положения о филиале, представительстве и об ином обособленном подразделении с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала такого положения.

В случае изменения места нахождения, влекущего необходимость постановки плательщика на учет в другом налоговом органе, снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения производится в течение пяти рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления об изменении места нахождения либо получения налоговым органом сведений об изменении места нахождения от государственного органа.

При ликвидации или реорганизации организации, снятие с учета производится налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае принятия организацией решения о ликвидации своего филиала или иного обособленного подразделения снятие с учета производится налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, представляемого организацией.

Сведения о плательщике с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной за исключением сведений:

- о фамилии, имени, отчестве плательщика – физического лица, наименовании плательщика – организации;

- разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об учетном номере плательщика;

- об уставном фонде (капитале) организации;

- о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами, действующими для Республики Беларусь;

- предоставляемых государственным органам, иным государственным организациям в целях совершения административных процедур (кроме данных об учредителях (участниках, собственниках имущества) юридических лиц и сведений об открытии (закрытии) счетов в банках);

- предоставляемых контролирующим (надзорным) органам из единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: