Тема 2. Объекты экологического права

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

 


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

Кафедра права

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Для студентов очного и заочного обучения

 специальности 1-24 01 02 – правоведение

 

 

Горки 2005

Рекомендовано методической комиссией факультета бизнеса и права, экономики и права 28.05.2004.

 

 

Составили: А.В. ЧЕРНОВ, А.П. КУЗЬМИЧ.

 

 

Cодержание

 

Введение……………………………………………….……………..……….………..3

1. Планы семинарских занятий………………………….……………………………....4

2. Порядок выполнения контрольной работы…….…….…………………………….31

3. Задания для выполнения контрольных работ…..….………………………………34

Рекомендуемая литература..…..……………………..….………………………….….55

 

 

УДК 342 (072)

 

Экологическое право: Методические указания /Белорусская государственная сельскохозяйственная академия;Сост. А.В. Ч е р н о в, А. П. К у з ь м и ч. Горки, 2005. 60с.

 

Приведены планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы к семинарским занятиям, методические рекомендации и задания по выполнению контрольных работ.

Для студентов очного и заочного обучения специальности 1-24 01 02 – правоведение.

Таблиц 2. Библиогр. 97.

 

Рецензенты: И.М. ТРУХНОВ, Н.А. Казакевич, ст. преподаватели.

 

 

©Составление. А.В. Чернов, А.П. Кузьмич, 2005

                            © Учреждение образования

                                      «Белорусская государственная

 

                                                      сельскохозяйственная академия», 2005




ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время возрастает роль экологических отношений в обществе. Не случайно экологическая терминология все чаще фигурирует на страницах научных и публицистических изданий, журналов и газет.

Понятия «экология», «экосистема», «биосфера», «экологическая безопасность» и даже «экологическая катастрофа» не являются редкостью в обычном лексиконе, что свидетельствует о их широком применении.

Причина подобного повышенного внимания к экологической тематике кроется главным образом в том, что в настоящее время человечество сталкивается с нарастающим разрушительным воздействием на природу. Это воздействие неизбежно сказывается на окружающей человека среде и на нем самом. Уменьшение влияния такого рода возможно путем решения вопросов рационального использования окружающей среды и природных ресурсов.

В связи с этим охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека являются важнейшими, первостепенными задачами устойчивого экономического и социального развития государства. Поэтому необходимо обеспечить правовые гарантии такого пути развития, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья окружающую среду, определить правовые и экономические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Решением этих задач и занимается экологическое право.

Темы семинарских занятий по дисциплине «Экологическое право» приведены в табл. 1.

 

Т а б л и ц а 1. Тематический план семинарских занятий по дисциплине

«Экологическое право»

№ темы

Наименование темы

 Количество часов

Факультет бизнеса и права Факультет экон. и права
1 Предмет, метод, источники экологического права 2 1
2 Объекты экологического права 2 1
3 Право собственности на природные объекты, природные ресурсы и право природопользования 2 2
4 Управление в области природопользования. Экономический механизм управления природопользованием 2 2
5 Эколого-правовая ответственность 4 2
6 Правовой режим использования и охраны земель 2 -
7 Правовой режим использования и охраны недр 2 -
8 Правовой режим использования и охраны вод 2 -
9 Правовой режим использования и охраны лесов 2 -
10 Правовой режим использования и охраны животного мира 2 -
11 Правовой режим использования и охраны атмосферы 2 -
12 Правовой режим использования и охраны природных объектов и территорий 4 -
13 Эколого-правовой режим охраны экологических систем населенных пунктов 2 -
14 Эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия 4 -

ВСЕГО

34 8

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Предмет, метод, источники экологического права

 

1. Экологические функции государства и права.

2. Предмет, метод, формы проявления экологического права.

3. Конституционные основы экологического права.

4. Законы Республики Беларусь, правительственные нормативные акты, ведомственные нормативные акты, нормативные акты местных советов как источники экологического права.

 

Темы рефератов

1. Формы взаимодействия природы и общества на современном этапе.

2. Методы правового регулирования экологического права.

3. Экологические правоотношения.

4. Система источников экологического права.

5. Место и роль нормативных актов местных органов управления как источников экологического права.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое экология?

2. Зачем изучается экологическое право и в чем его социальное предназначение?

3. Дайте понятие экологического права как отрасли, науки и учебной дисциплины.

4. В чем заключается стратегия устойчивого развития в области окружающей среды?

5. Дайте понятие экологических отношений и экологических норм.

6. Что понимается под системой экологического права?

7. Каково значение термина «экологизация государственной политики»?

8. Отличие экологического права от других отраслей права (аграрное, гражданское и др.).

9. Понятие источников экологического права. Их виды.

10. Охарактеризуйте роль Конституции Республики Беларусь как источника экологического права.

Понятие «экологическое право» имеет три основных значения. Так, в первом случае оно используется для обозначения определенной отрасли права, во втором – отрасли науки, в третьем – учебной дисциплины.

Как самостоятельная отрасль экологическое право имеет свой предмет правового регулирования. Предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу как использования, так и охраны окружающей среды. Общественные экологические отношения состоят из двух групп: отраслевые и комплексные. Специфическим является то, что экологические отношения регулируются не только нормами экологического права (земельное, водное, лесное и другие законодательства), но и нормами гражданского, административного, уголовного, материальных и процессуальных прав.

Как новая, наиболее молодая и развивающаяся отрасль экологическое право имеет и свой метод. Под методом отрасли права понимается способ регулирования общественных отношений, механизм воздействия на их участников. Экологическому праву присущи административно-правовой и гражданско-правовой методы. Следует, однако, иметь в виду, что ни одна отрасль права не пользуется в чистом виде или только административно-правовым, или только гражданско-правовым методом. Речь может идти лишь о приоритете одного из методов.

В юридической литературе отмечается, что государство в соответствии со своими внутренними политическими задачами выполняет хозяйственную, культурно- воспитательную, социальную, а также и экологическую функции.

Экологическая функция государства возникла не так давно, вместе с обострением проблемы охраны природы. Ее предназначение заключается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических ресурсов общества и создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека среду. В последнее десятилетие часто встречается и такой термин, как экологизация государственной политики.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что источниками экологического права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу эколого-правовые нормы. Источники экологического права обладают как всеми характерными признаками, свойственными источникам других отраслей права, так и имеют свои особенности по регулированию экологических отношений. Центральное место среди экологических норм занимает Конституция Республики Беларусь.

Система экологического законодательства состоит из двух частей: природоохранительного законодательства и природоресурсового. Следует отметить, что такое разграничение нормативных актов в области взаимодействия общества и природы особенно обоснованно звучит в историческом плане.

 

л и т е р а т у р а: [1 – 52, 56, 58, 71, 87, 94, 96].

 

Тема 2. Объекты экологического права

1. Окружающая среда как интегрированный объект экологического права.

2. Понятие и функции природного объекта.

3. Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.

4. Экологические права человека как объекта охраны экологического права.

 

Темы рефератов

 

1. Природа как объект использования и охраны.

2. Классификация экологических систем.

3. Признаки и особенности природных объектов.

4. Природный объект и природный ресурс, их соотношение.

5. Законодательные гарантии экологических прав человека.

 

Контрольные вопросы

1. Какова классификация объектов охраны окружающей среды?

2. Назовите признаки и функции природных объектов.

3. Что понимается под природным комплексом?

4. В чем заключается порядок эксплуатации и охраны природных объектов?

5. Что понимается под внешними и внутренними границами охраны окружающей природной среды?

6. Что в экологическом праве выступает предметом охраны прав человека?

7. Конституционная охрана экологических прав человека.

8. Определите роль международных договоров в области охраны экологических прав человека.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что термин природная среда – это естественная среда обитания, а окружающая среда – это часть естественной природной среды, преобразованная деятельностью человека в качественно новую структуру. Понятие «окружающая среда» в литературе и законодательстве может трактоваться как понятие «природа», включающее как естественную среду обитания, т.е. природную среду, так и преобразованную деятельностью человека. Также нужно иметь в виду, что природная среда как дифференцированный объект взаимодействия общества и природы состоит из таких компонентов, как природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.

В свою очередь, природные объекты как объекты экологических правоотношений можно подразделить на следующие виды: а) основные виды природных объектов с однородными свойствами: земля, вода, леса, недра, дикая фауна; б) природные комплексы, состоящие из различных видов и элементов перечисленных природных объектов;

в) природная окружающая среда в целом.

Наряду с общим понятием природных объектов, представляющих собой завершенный экологический комплекс, взаимодействующий с окружающей естественной и социальной средой, экологическое право наделяет конкретные природные объекты рядом дополнительных признаков, имеющих юридическое значение.

Необходимым элементом изучения данной темы является установление отграничения понятия природных объектов от понятия природных ресурсов и природных комплексов. Так, под природными ресурсами подразумевается часть природного объекта, которая выступает в качестве источника удовлетворения материальных, экономических потребностей и интересов человека.

Природный комплекс – это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, обособленных с целью их правовой охраны. По режиму использования и охраны природные комплексы могут подразделяться на три категории: полностью исключенные из хозяйственного или рекреационного использования (заповедники); исключенные лишь из хозяйственного использования (заказники); с ограниченным режимом использования ресурсов в хозяйственных целях (национальные, природные парки).

В последнее время особое внимание придается человеку как составной части природы. Конечная цель охраны окружающей природной среды – сохранение человека как биологического и социального существа. Без человека нет никакого смысла охранять природу и ее богатство. Но в отличие от природных объектов предметом охраны здесь выступает не сам человек, а его права и интересы, т.е. экологические права и интересы.

 

Л и т е р а т у р а: [1–10, 12, 14, 18,19, 43–45, 50–52, 55–58, 63, 69, 71, 76, 82, 84, 86, 87, 92, 94, 96].

 

Тема 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ

ОБЪЕКТЫ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРАВО

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

1. Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы и природные объекты.

2. Субъекты, объекты, содержание права собственности на природные объекты и природные ресурсы.

3. Охрана права собственности на природные объекты и природные ресурсы.

4. Понятие, виды, формы природопользования.

5. Лицензия на право потребления природного ресурса.

6. Лимитирование природопользования.

 

Темы рефератов

 

1. Понятие и формы права собственности на природные ресурсы и природные объекты.

2. Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и природными ресурсами.

3. Земля как объект права частной собственности.

4. Субъекты, объекты и содержание права природопользования.

5. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на право потребления природного ресурса.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте общую характеристику права собственности на природный объект.

2. Охарактеризуйте развитие отношений собственности на природные ресурсы.

3. В чём заключается охрана права собственности на природные объекты и природные ресурсы?

4. Понятие и принципы права природопользования.

5. Назовите основные права и обязанности природопользователя.

6. Перечислите основания возникновения и прекращения права природопользования.

7. Понятие и сущность лицензирования как вида правоохранительной деятельности.

8. Виды лицензий.

9. Что понимается под лимитированием природопользования?

Право собственности на природные объекты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землёй, её недрами в целях рационального их использования и охраны.

Основными признаками права собственности на природные ресурсы являются: а) экологический; б) экономический; в) овеществлённость; г) неотделимость; д) отсутствие стоимости.

Изучая данную тему, необходимо понимать, что институт права собственности является важнейшим правовым институтом экологического права.

Субъектом права собственности на природные ресурсы в большинстве случаев выступает Республика Беларусь. Но законодательство предусматривает и случаи, когда субъектом права собственности на природные ресурсы может выступать физическое или юридическое лицо.

Объектами права собственности в широком смысле являются все природные ресурсы в пределах государственной границы Беларуси. Более же подробная классификация и состав природных ресурсов как объектов права собственности приведены в соответствующих законах. Таким образом, с правовой точки зрения объектами права собственности являются индивидуализированные природные ресурсы, находящиеся в собственности конкретно определённого субъекта.

Следует иметь в виду, что конкретное содержание права собственности определяется действующим законодательством, устанавливающим правомочия собственника, основания возникновения и принципы осуществления права собственности и т.д.

Весьма важным при изучении данной темы является вопрос охраны права собственности на природные ресурсы. Так, охрана собственности должна рассматриваться, во-первых, как охрана объектов собственности и, во-вторых, как охрана отношений собственности. Что же касается охраны права собственности, то она обеспечивается самыми разными мерами, но ведущими здесь, безусловно, являются правовые. Следовательно, целесообразно всегда различать охрану права в широком смысле этого слова и в узком, т.е. только правовыми средствами.

В юридической литературе право природопользования определяется как объективное право, так и субъективное. Право природопользования может быть подразделено на те или иные виды исходя из различных критериев. Так, в зависимости от видов природных ресурсов различаются право землепользования, водопользования и т.д. В зависимости от характера пользования и субъективного состава различаются общее, обособленное, совместное и специальное природопользования.

Специальное природопользование гражданами и субъектами хозяйствования республики осуществляется на основе разрешения (лицензии) компетентного органа. В настоящий момент лицензионная деятельность приобретает особое значение как рычаг защиты экономических и экологических интересов страны.

Необходимо отметить и то, что лимиты на природопользование, т.е. предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов, вместе с лицензией выступают одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды.

 

л и т е р а т у р а: [1 – 10, 12, 14, 18–22, 28–33, 40–44, 56, 58, 62, 69, 71, 83,84, 87, 93,94].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: