Тема 4. Управление в области природопользования. Экономический механизм управления

Природопользованием

1. Понятие и общая характеристика управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды.

3. Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды.

4. Понятие и виды экологического контроля, экологической экспертизы.

5. Наблюдение и учет, стандартизация и нормирование в области охраны окружающей и природной среды.

 

Темы рефератов

1. Система и компетенция органов управления окружающей средой.

2. Роль местных органов в области управления природопользованием (на примере отдельно взятого района или области).

3. Деятельность общественных организаций по охране окружающей среды и улучшению социальных условий жизни.

4. Значение контроля в области охраны окружающей среды.

5. Порядок проведения экологической экспертизы.

6. Мониторинг окружающей среды.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под организационно-правовым механизмом управления окружающей средой?

2. Что представляет собой структура органов экологического управления?

3. Назовите методы управления окружающей средой.

4. Формы управления окружающей средой.

5. Каковы основные направления по совершенствованию законодательства в сфере управления окружающей средой?

6. В какие группы можно объединить вопросы, входящие в компетенцию органов власти и управления в области охраны окружающей среды?

7. Назовите основные задачи государственного контроля в области охраны окружающей среды.

8. Что принято понимать под формами экологического контроля?

9. Значение учета природных ресурсов и ведения природных кадастров.

10.  Назовите объекты государственной экологической экспертизы.

11. Каковы стадии экологической экспертизы?

12. Понятие стандартизации и видов Государственных стандартов.

13. Что предусматривает планирование мероприятий по охране окружающей среды?

14. Понятие и сущность нормирования.

Под управлением природопользованием и охраной окружающей среды понимается деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую, сбалансированную, благоприятную окружающую среду.

Необходимо учитывать, что система органов государственного управления окружающей средой объединяет разнообразные органы управления, для которых общим является то, что они осуществляют однородный вид деятельности государственное управление в области использования, охраны природных объектов, ресурсов и окружающей среды в целом. Традиционно государственные органы, осуществляющие управление природопользованием и охраной окружающей средой, делят на органы общей и специальной компетенции.

Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включают в себя методы, функции и формы управления, а также систему органов управления. Важно заметить, что вопрос о методах управления относится к числу дискуссионных. Так, методами управления являются: а) административный; б) экономический; в) метод морального стимулирования. Согласно другим взглядам, в эколого-правовой литературе к методам управления относятся: обязательные предписания, запреты на действия, разрешения, согласования, санкционирования.

 Функциями управления природопользованием и охраной окружающей среды являются: экологическое планирование; нормирование качества окружающей среды; проведение экологической экспертизы; распределение и перераспределение природных ресурсов; экологический контроль; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении экологического законодательства и т.д.

Далее необходимо уяснить, что экологический контроль представляет собой систему государственных и общественных мер, направленных на организацию наблюдений за состоянием и изменением окружающей среды, ее отдельных объектов, рациональное использование природных ресурсов, соблюдение природоохранительного законодательства. Выделяют информационный, предупредительный и карательный контроль, а по субъектам деятельности государственный, ведомственный и общественный.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля и несет в себе предупредительное значение, поскольку проводится, как правило, до наступления экологически вредных последствий. Она назначается специально уполномоченным органом государства.

Функция учета природных ресурсов обусловлена потребностью научно обоснованного природопользования и охраны окружающей среды, которая невозможна без полной и достоверной информации о состоянии природных ресурсов.

 

Л и т е р а т у р а: [ 1 10, 12 16, 18,19, 28 36, 38 42, 51 53, 56, 58, 61, 67 69, 71, 73, 77, 84, 87, 93,94].

 

Тема 5. Эколого-правовая ответственность

1. Понятие экологического правонарушения.

2. Ответственность за нарушение экологического законодательства, понятие и виды:

а) дисциплинарная,

б) административная,

в) уголовная,

г) гражданско-правовая.

 

Темы рефератов

1. Состав экологического правонарушения и причины, способствующие его совершению.

2. Классификация экологических правонарушений.

3. Понятие и состав экологического преступления.

4. Роль правоохранительных органов в предотвращении и предупреждении экологических правонарушений (на примере отдельно взятого района или области).

5. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред. Проблемы применения.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности эколого-правовой ответственности?

2. Назовите экологические составы преступлений по УК Республики Беларусь.

3. Когда и при каких обстоятельствах наступает дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения?

4. Понятие и состав экологического административного проступка. Отличие экологического проступка от экологического преступления.

5. Назовите основные принципы возмещения вреда, причиненного природной среде.

6. Преимущества и недостатки каждого вида ответственности в области охраны окружающей среды.

7. Каковы экологические функции правоохранительных органов?

8. Назовите основные принципы совершения экологических правонарушений.

Эколого-правовая ответственность наступает за нарушение норм экологического законодательства. необходимо выяснить, что представляет собой экологическое правонарушение. Общепризнанно, что экологическое правонарушение это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный в Республике Беларусь экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Сущность экологического, как и всякого иного правонарушения, раскрывается через его состав: субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Экологическая ответственность это комплекс правовых и экологических норм, соединяющий в себе соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде. Экологическая ответственность включает три функции: стимулирующую, т.е. побуждающую к соблюдению экологического законодательства; компенсационную, т.е. направленную на восстановление ущерба природной среде; превентивную, т.е. предупредительную по отношению к субъектам, нарушающим экологическое законодательство.

Эколого-правовая ответственность имеет две формы экономическую и юридическую.

Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства: административную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную.

Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в среде использования природных ресурсов и охраны природной среды.

К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба природной и окружающей среде, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности.

Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность это одна из правовых форм воздействия на нарушителя трудовой дисциплины.

 

Л и т е р а т у р а: [1 10, 12 27, 37 38, 40 42, 44, 47 48, 50 52, 55 58, 62, 63, 66, 69 72, 87, 88, 92, 94].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: