Методические рекомендации.
В работе важно отметить, что тесты являются инструментом для отслеживания динамики приобретения знаний и умений, для измерения и выражения их количественного уровня. Проанализируйте современные проблемы, связанные с методиками выявления динамики успехов студентов в процессе обучения.
Назовите цели тестового контроля. Рассмотрите существующие методы оценки критериев качества тестов. Укажите, каким требованиям должны соответствовать тестовые методики, используемые в высшей школе. Приведите примеры некорректного использования результатов тестового контроля.
Литература
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа,1991.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.
4. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЭКМОС,1999.
|
|
5. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издат.центр «Академия», 2007.
Тема 17. Психология деятельности преподавателя.
Методические рекомендации
Следует рассмотреть существующие типологии личности преподавателя в вузе. Раскройте основные социально-психологические аспекты педагогической деятельности преподавателя вуза. Укажите можно ли сегодня рассматривать педагогическую деятельность как организационно-управленческую деятельность. Соотнесите самосознание педагога и структуру педагогической деятельности. Прокомментируйте тезис о том, что творчество есть важнейшая составляющая психолого-педагогической характеристики преподавателя.
Литература
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа,1991.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.
4. Нинциев К.,Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета. Высшее образование в России.- 1995.№3.
5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЭКМОС,1999.
6. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издат.центр «Академия», 2007.
Тема 18. Психолого-педагогическая составляющая воспитания в высшей школе.
|
|
Методические рекомендации
В работе важно рассмотреть инновационные изменения в содержании и методах воспитания в современной высшей школе. Укажите, следует ли сегодня рассматривать воспитание в вузе как процесс создания условий для саморазвития личности студента. Охарактеризуйте психологию сотрудничества как важнейший принцип коллективной работы. Отметьте, насколько актуальна сегодня проблема обновления всех сторон учебно-воспитательного процесса – его содержания, форм, методов, и что самое главное – психологии педагогов и учащихся, их интересов и установок. Проанализируйте существующие противоречия в содержании и методике воспитания и обучения студентов вузов.
Литература
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа,1991.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.
4. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЭКМОС,1999.
5. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издат.центр «Академия», 2007.
Тема 19. Понятие и критерии профессионализма.
Методические рекомендации.
Рассмотрите проблему освоения социальной роли студента и подготовку к освоению роли «профессионального специалиста». Соотнесите понятия «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение». Рассмотрите признаки и этапы самоопределения. Выделите уровни профессионализма, от этапа усвоения норм и правил профессии до самоутверждения в профессии. Проанализируйте, каковы причины профессиональной деформации личности и каковы пути ее предупреждения. Сопоставьте процесс становления личности, усвоение человеком общественно выработанного опыта (социализацию) и процесс становления в профессии (прфессионализацию).
Литература
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа,1991.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЭКМОС,1999.
6. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издат.центр «Академия», 2007.