Тема 20. Психологические особенности обучения студентов

Методические рекомендации.

При анализе избранной темы следует особое внимание уделить главной характеристике деятельности – предметности. Важно рассмотреть и такую характеристику деятельности как ее социальная и общественно-историческая природа.  Рассмотрите, насколько актуальна сегодня теория П.Я.Гальперина об управляемом формировании «умственных действий, понятий и образов». Соотнесите этапы, которые проходят знания с момента восприятия до момента усвоения. Проанализируйте значение процесса обучения самим приемам умственной деятельности. Приведите примеры из учебной практики.

 

                               Литература           

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие / П.Я. Гальперин - 3-е изд. – М.: КДУ, 2007.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.

5. Мигиренко Г.С. Педагогика высшей школы.- Новосибирск, 1992.

6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЭКМОС,1999.

Тема 21. Потребности как источник активности учебной деятельности.

  Методические рекомендации.

Рассмотрение темы важно начинать с определения самого понятия «потребности», как испытываемой человеком необходимости и нужде в предметах духовной и материальной культуры. Наиболее общим понятием, которое раскрывает смысл активности личности, может быть понятие мотивирующей активности при преодолении качеств, тормозящих вхождение в социум по моральным критериям. Необходимо указать, что нельзя быть независимым от норм и правил социального общежития, а свобода не означает отсутствие ответственности за свою активность.

Назовите и проанализируйте формы проявления потребностей – интересы, устремления, притязания, убеждения, идеалы, мировоззрение. Особое внимание следует уделить понятию «мотивация», побуждающее к познавательной деятельности. Приведите примеры, иллюстрирующие эти положения.

 

                               Литература           

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.

3. Зимняя И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Издательский сервис, 2005.

4. Инновационная политика высшего учебного заведения (под ред. Федосовой Р.Н.). – М.: Экономика, 2006.

5. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании.- М.: издательство Московского университета, 2003.

 

Тема 22. Современные представления о личностно ориентированном воспитании.

Методические рекомендации.

Сопоставьте существовавшие до недавнего времени концепции воспитания, ориентированные на гуманистическое, гармоничное, всестороннее образование. Рассмотрите, что понимали под гуманистическим воспитанием Дж. Дьюи, Р. Штайнер, Л. Кольберг и другие. Укажите, насколько актуально для современной высшей школы требование о необходимости совмещения образования и нравственного развития студентов. Проанализируйте, чем обусловлена сложность использования педагогических концепций  Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванова, В.А.Сухомлинского в современном образовательном процессе. Прокомментируйте главный тезис представителей концепции личностно-ориентированного воспитания о том, что главное назначение учебного коллектива - обеспечить рост и расцвет каждой личности.

                           

                                Литература           

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа,1991.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1996

4. Кроль В.М. Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2004.

5. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. Петровского А.В.- М., 1986.

   6. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект.- М.: Юрист, 1997.

7. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика.- М.: ПЕР СЭ, 2000.

Тема 23. Сущность и влияние чувств и эмоций на успешность процесса обучения.

Методические рекомендации.

Раскройте и сопоставьте основные понятия «чувства» и «эмоции». Чувства определяются как устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Это высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с потребностями и мотивами и отражают непосредственные переживания. Укажите отличия чувств от эмоций. Проанализируйте значение и влияние переживаемых чувств на познавательную деятельность студента в вузе.  Назовите существующие теории эмоций и рассмотрите те из них, которые являются наиболее значимыми  сегодня.  Прокомментируйте положение о том, что чувства и эмоции оказывают определяющее влияние на успешность учебной деятельности. 

                                Литература

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа,1991.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.

4. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЭКМОС,1999.

5. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издат.центр «Академия», 2007.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: