Речь по-прежнему идет об отыскании корней уравнения
,
т.е. таких чисел
, что при подстановке в уравнение вместо символа
числа
получается тождество. Само собой разумеется, что здесь, как и всюду в этом курсе, речь идет только о вещественных числах.
О функции
в приводимых ниже рассуждениях по-прежнему предполагается, что она обладает непрерывными производными тех порядков, которые упоминаются по ходу изложения.
Напоминаем, отделить корень уравнения - это значит найти такой интервал (a,b), который, во-первых, содержит корень уравнения и, во-вторых, содержит только один корень этого уравнения. Доказывается, что если на концах некоторого интервала (a,b) функция
имеет разные знаки, а внутри этого интервала производная
знак не меняет, то в интервале (a,b) корень уравнения есть и, притом, только один.
Отсюда возникает простая методика приближенного поиска корня, отделенного в интервале (a,b): надо построить последовательность точек
по следующему правилу:
затем из двух интервалов (a,c1) и (c1,b) выбирается тот, на концах которого
имеет разные знаки и его середина принимается за
; обозначим концы этого интервала (у которого
- середина) через (a2,b2), а затем выберем ту из его половин, на концах которой
имеет разные знаки. Пусть (a3,b3) - эта половина и
- середина этого отрезка и т.д. Доказывается, что построенная последовательность
сходится к корню уравнения.
Если с самого начала задается некоторая точность вычислений, то на практике построение последовательности
прерывается тогда, когда два раза подряд получаются одинаковые с заданной точностью числа. Это последнее перед прерыванием построения последовательности число и принимается за приближенное с заданной степенью точности значение корня.
Описанный метод уточнения корня называется методом деления отрезка пополам.






