Причины возникновения PR-отделов

Проанализировав некоторую литературу [2,с.83] [1,с.216], автор пришел к выводу, что основными причинами возникновения отделов по связям с общественностью являются:

- необходимость оперативных действий в кризисных ситуациях;

- осознание руководством необходимости постоянной деятельности по связям с общественностью;

- понимание того, что чем лучше PR специалист будет знать саму компанию, тем лучше будет говорить от ее имени.

- сложная структура организации: работа в высококонкурентной среде, восприимчивость к текущей политике, общественному мнению;

- ориентирование на конкурентов: у них есть, и нам нужно;

- осознание некоторых недостатков работы с внешними консультантами: затраты средств, времени и отвлечение собственного персонала для ввода консультантов в курс дел; незнание чужой фирмой всех тонкостей компании; риск, связанный с предоставлением сведений, составляющих коммерческую тайну; отсутствие гарантий, что ответственный специалист не уволится из консультирующей фирмы и многие другие.

 

Естественно, что иногда возникновению PR отдела в какой-либо компании способствует несколько причин в совокупности. Но зачастую одна определенная причина является главенствующей. И, наверняка, что в зависимости от причины возникновения отдела он может иметь ту или иную структуру и роль. В следующем пункте автор попытался рассмотреть возможные структурные типы и роли PR отдела в организации.

 

 

 

 

Структура PR-отдела

Существует 3 основных типа структур отдела по связям с общественностью. Они представлены ниже.

 


Рис.1. – Структура «полновесного» отдела по связям с общественностью.

 

 

При такой схеме отдел по связям с общественностью занимается PR-обеспечением всех других отделов компании, поэтому его значение очень высоко и начальник PR-отдела входит в число высших управленцев.

      

 

 

 

 


Рис. 2 Упрощенная структура PR отдела

 

При использовании данной организационной структуры, прямая связь с руководством остается необходимой, положение руководителя отдела связей с общественностью будет аналогично положению начальника любого другого отдела, а штат PR-отдела может включать в себя всего пять человек

 

 

 

 

 


Рис.3. Еще более упрощенная схема PR отдела

 

На данной схеме (Рис.3) показана еще более упрощенная структура отдела по связям с общественностью. Штат при такой структуре может состоять только из 2 сотрудников – руководителя отдела и его секретаря. Функциями отдела являются работа с прессой и отношения с персоналом – т.е та работа, на которую нанимать стороннего консультанта нелогично, т.к. необходимо глубокое знание компании и сотрудников. Остальные задачи (мониторинг, взаимодействие со СМИ и т.д.) могут выполнять специализированные PR-агентства, нанятые начальником отдела по связям с общественностью или по прямым указаниям начальства.

       Вообще структуры PR отделов могут быть разнообразны и функции, которые они должны выполнять также могут варьироваться в числе.

Например, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов приводят крайне подробную структуру PR-отдела [1, с. 217-218] (Рис.4). Большое количество должностей обуславливается большим количеством технической работы

 

 

Рис.4. Структура Э.В. Кондратьева и Р.Н. Абрамова

 

        

Итак, PR-отдел может занимать различное место в компании, в идеале выполнять разнообразные вышеприведенные функции [1, с. 219] [4, с.541-542].

Приведем их ниже: 

 

1) Работа над корпоративными связями с общественность

2) Формирование имиджа компании, поддержка отношений с лидерами, создающими общественное мнение (политики, лоббисты, ученые, деятели культуры и т.д.)

3) Взаимодействие со СМИ, организация спец-мероприятий, подготовка пресс-релизов, статей, радио- и телепередач, брошюр, каталогов, отчетов и другой продукции

4) Спонсорство, благотворительность, пожертвования

5) организацией презентаций фирмы и производи­мых ею товаров и услуг, семинаров, экскурсий на фирму, юбилеев и других торжеств;

6) Взаимодействие и совместная работа с другими PR – агентствами.

7) Возможно работа над корпоративным изданием

8) Различная работа с персоналом, с новыми сотрудниками и т.д.

9) Разработ­ка и проведение акций социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера, планиро­вание и осуществление мероприятий для со­трудников фирмы в нерабочей обстановке.

Перечисленные функции ни в коем роде не ограничивают разнообразности возможных функций. Но, несмотря на это, PR-отдел не способен решить все проблемы и беды той или иной организации, у него есть как свои достоинства, так и недостатки.

       Проанализировав позиции таких авторов как В.Г. Королько [12], С. Катлиппа [2, с.95-97] и соавторов, Э.В. Кондратьева и Р.Н. Абрамова [1, с.217], автор курсовой работы пришла к выводу, что достоинствами наличия PR-отдела в организации являются:

· Сотрудники отдела являются служащими той или иной компании

· Знание деятельности и самой организации в целом

· Экономия средств

· Доступность для сотрудников, близость к руководству

Недостатками наличия PR-отдела в организации можно считать:

· Неспособность объективно оценивать ситуацию

· Риск оказаться в пол­ней­­шей зависимости от начальства и превра­тить­ся в его угодника

· Путаница относительно миссии и ролей

· Постоянные дополнительные расходы

    Итак, автор рассмотрела причины возникновения, структуру, достоинства и недостатки PR-отдела в структуре организации. Но ведь существуют и PR-агентства, в которые может обратиться любая компания. Возникает вопрос – каковы преимущества агентства, и каковы его недостатки, а так же стоит ли компании иметь свой PR-отдел, или лучше обращаться в специализированные агентства и к сторонним консультантам?

           

Можно выделить следующие   достоинства PR-агентства [2, с. 85]:

· Более широкий кругозор

· Знание рынка услуг по связям с общественностью

· Объективность

· Возможность прервать контакт

· Эффект «свежего взгляда»

 

Недостатками PR-агентства являются [2, с. 85]:

· Затраты средств и времени на ввод специалиста в курс дела

· Отвлечение собственного персонала для ввода в курс дела и дальнейшей работы

· Незнание фирмы и тонкостей работы в ней

· Риск, связанный с предоставлением сведений, составляющих коммерческую тайну

· Отсутствие гарантий, что ответственный специалист не уволится из консультирующей фирмы

· Невозможность решать вопросы внутреннего PR.

    Итак, из вышесказанного видно, что достоинства и недостатки присутствуют и в том, и в другом случае. Однако удачно совмещая деятельность внутрифирменного отдела и сторонних специалистов, либо усиливая свой отдел, их можно минимизировать.

Конечно, существуют организации, в которых наличие PR крайне необходимо, но есть и такие, где его создание будет неоправданно. Следовательно, можно сделать вывод, что характер взаимодействия с PR-агентствами и наличие штатного PR-отдела зависит от специфики фирмы, однако в большинстве случаев необходимо иметь в наличии штатного сотрудника или небольшой PR-отдел, прибегая по необходимости к услугам специализированных агентств.




Выводы по главе 1.

 

В результате проделанной автором работы были решены все поставленные в начале исследования задачи:

1) Автор систематизировала классификации подходов к определению PR таких авторов, как А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров, М. А. Шишкина, Э. В.Кондратьев и Р. Н. Абрамов, обнаружив, что В основе любой классификации лежит критерий. Любое определение PR найдет место в каждой из классификаций.

2) Автор определила содержание деятельности и функции PR-специалиста, сделав вывод о том, что многие авторы книг по связям с общественностью по-разному называют одни и те же понятия, т.е. PR-деятельность - форма активного отношения к информационному пространству, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование последнего;

3) У каждого человека есть способности, которые в процессе обучения, совершенствования и оттачивания мастерства переходят в умения и навыки. Существуют основные необходимые навыки, умения и способности специалиста по связям с общественностью, в них доминируют коммуникативные навыки, но все же в большинстве случаев они зависят от специфики работы, где они будут применяться;

4) Автор исследовала функции и роли PR-специалиста. И пришла к выводу, что Роль специалиста связана с его местом в организации, а функция – то, что подразумевается в деятельности того или иного специалиста, выполняющего ту или иную роль, при чем одна и та же функция может иметь разное значение при исполнении разных ролей.

5) Образование PR специалиста помогает ему получить и развить необходимые разносторонние знания и навыки. Существует 2 подхода к формулировке образования специалиста по связям с общественностью. По первому мнению – специальность Public Relations является вспомогательной, прикладной дисциплиной, которая не требует длительной университетской подготовки и базовым в ней является знание отрасли, в которой предстоит работать. По второму мнению - PR – полноправная дисциплина, которой можно и нужно обучать в университете, она базируется на прочной теоретической основе и не может сводиться к одним полезным навыкам. Автор данной курсовой работы придерживается ко второй точке зрения.

6) Автор курсовой рассмотрела причины возникновения PR-отделов и разнообразие их структур, достоинства и недостатки PR-отделов и PR-агентств, и пришла к выводу, что целесообразно иметь в компании свой PR-отдел или хотя бы штатного сотрудника, прибегая при необходимости к услугам PR-агентств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: