Прежде чем говорить о функциях, выполняемых PR- специалистом в рамках деятельности в сфере связей с общественностью, стоит начать с определения такого понятия, как функция.
Функция – (от лат. function – исполнение, осуществление)
1) Деятельность, обязанность, работа;
2) В социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.
Авторы книги «Паблик рилейшнз. Теория и практика» Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер и Глен М. Брум дают следующий перечень разнообразных обязанностей, связанных с повседневной практикой специалиста в области паблик рилейшнз:
1. Написание и редактирование
2. Связи со средствами массовой информации.
3. Исследования
4. Управление и администрирование.
5. Консультирование.
6. Специальные события.
7. Устные выступления.
8. Производство.
9. Обучение.
10. Контакт [2, с. 60-61].
А вот профессор И. П. Яковлев предлагает разделить функции специалистов по связям с общественностью на две группы.
Первая группа объединяет функции сбора и анализа информации (работа на входе системы).
|
|
Вторая группа объединяет функции по распространению информации (работа на выходе системы) [10, c. 84].
Далее профессор И. П. Яковлев в соответствии с известным в зарубежной практике PR четырехступенчатым алгоритмом разработки конкретной программы паблик рилейшнз или PR-кампании предлагает выделить по отношению к процессу деятельности в сфере PR следующие функции:
1) Исследовательские, связанные со сбором, обработкой и анализом информации;
2) Планирующие, связанные с определением целей, задач и разработкой плана мероприятий по их реализации;
3) Организаторские, заключающиеся в участии специалиста в реализации намеченных мероприятий;
4) Экспертные, проявляющиеся в оценке эффективности проведенной работы и выявлении новых проблем, которые надо решать [10, c.85].
И, наконец, по третьему основанию, системе общественных отношений, И. П. Яковлев выделяет экономические, политические, культурные и социальные функции [10, с. 86].
Как можно понять из приведенных выше подходов к характеристике содержания деятельности PR-специалиста, авторы упоминают одни и те же функции, однако по-разному их систематизируют.
Можно сделать вывод, что PR специалист выполняет множество функций, которые и наполняют PR деятельность как таковую.
Но возникает вопрос: «Роль той или иной функции может варьироваться, значит и деятельность изменяет свое направление, но как такое может быть?» Очевидно, это можно объяснить различными ролями PR специалиста в организации.
Автор рассмотрел и сравнил, какие главные роли PR-специалиста в коллективе выделяют Э.В. Кондратьев вместе с Р.Н. Абрамовым [1, 20-21] и С. Катлипп с соавторами [2, с.61-70].
|
|
Все вышеперечисленные авторы выделяют четыре основные роли, которые выполняет специалист по связям с общественностью в коллективе, определяя его положение в иерархии организации и уровень профессионализма.
По мнению Кондратьева и Абрамова существуют роли: технического работника коммуникации, эксперта – предписывателя, коммуникационного фасилитатора и фасилитатора процесса разрешения проблем. По мнению С.Катлиппа и его соавторов выделяются роли: специалиста по коммуникациям, эксперт-инструктора, посредника по коммуникациям и помощника в решении проблем.
По-разному называя роли PR-специалиста в коллективе, эти авторы имеют в виду одно и то же.
Итак, в данном параграфе автор рассмотрела такие понятия как функции связей с общественностью и роли PR специалиста, поняв, что эти понятия нетождественны, и что в зависимости от роли, функции PR специалиста могут варьироваться.