Функции и Роли PR-специалиста

Прежде чем говорить о функциях, выполняемых PR- специалистом в рамках деятельности в сфере связей с общественностью, стоит начать с определения такого понятия, как функция.

Функция – (от лат. function – исполнение, осуществление)

1) Деятельность, обязанность, работа;

2) В социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому.

Авторы книги «Паблик рилейшнз. Теория и практика» Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер и Глен М. Брум дают следующий перечень разнообразных обязанностей, связанных с повседневной практикой специалиста в области паблик рилейшнз:

1. Написание и редактирование

2. Связи со средствами массовой информации.

3. Исследования

4. Управление и администрирование.

5. Консультирование.

6. Специальные события.

7. Устные выступления.

8. Производство.

9. Обучение.

10. Контакт [2, с. 60-61].

 

А вот профессор И. П. Яковлев предлагает разделить функции специалистов по связям с общественностью на две группы.

Первая группа объединяет функции сбора и анализа информации (работа на входе системы). 

Вторая группа объединяет функции по распространению информации (работа на выходе системы) [10, c. 84].

Далее профессор И. П. Яковлев в соответствии с известным в зарубежной практике PR четырехступенчатым алгоритмом разработки конкретной программы паблик рилейшнз или PR-кампании предлагает выделить по отношению к процессу деятельности в сфере PR следующие функции:

1) Исследовательские, связанные со сбором, обработкой и анализом информации;

2) Планирующие, связанные с определением целей, задач и разработкой плана мероприятий по их реализации;

3) Организаторские, заключающиеся в участии специалиста в реализации намеченных мероприятий;

4) Экспертные, проявляющиеся в оценке эффективности проведенной работы и выявлении новых проблем, которые надо решать [10, c.85].

И, наконец, по третьему основанию, системе общественных отношений, И. П. Яковлев выделяет экономические, политические, культурные и социальные функции [10, с. 86].

 

Как можно понять из приведенных выше подходов к характеристике содержания деятельности PR-специалиста, авторы упоминают одни и те же функции, однако по-разному их систематизируют.

 

Можно сделать вывод, что PR специалист выполняет множество функций, которые и наполняют PR деятельность как таковую.

Но возникает вопрос: «Роль той или иной функции может варьироваться, значит и деятельность изменяет свое направление, но как такое может быть?» Очевидно, это можно объяснить различными ролями PR специалиста в организации.

Автор рассмотрел и сравнил, какие главные роли PR-специалиста в коллективе выделяют Э.В. Кондратьев вместе с Р.Н. Абрамовым [1, 20-21] и С. Катлипп с соавторами [2, с.61-70].

Все вышеперечисленные авторы выделяют четыре основные роли, которые выполняет специалист по связям с общественностью в коллективе, определяя его положение в иерархии организации и уровень профессионализма.

По мнению Кондратьева и Абрамова существуют роли: технического работника коммуникации, эксперта – предписывателя, коммуникационного фасилитатора и фасилитатора процесса разрешения проблем. По мнению С.Катлиппа и его соавторов выделяются роли: специалиста по коммуникациям, эксперт-инструктора, посредника по коммуникациям и помощника в решении проблем.

 По-разному называя роли PR-специалиста в коллективе, эти авторы имеют в виду одно и то же.

Итак, в данном параграфе автор рассмотрела такие понятия как функции связей с общественностью и роли PR специалиста, поняв, что эти понятия нетождественны, и что в зависимости от роли, функции PR специалиста могут варьироваться.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: