Совершенно ясно, что для того, чтобы успешно справляться с теми функциями, которые должен выполнять PR-специалист, ему необходимо обладать определенными способностями, навыками и умениями, ведь именно от этого зависит успешность его карьеры. Как и в предыдущих пунктах, автор курсовой работы решила начать с определения этих всем нам хорошо знакомых понятий.
Способности – это такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общие проявляются в большинстве видов деятельности (умственные, физические). Примером специальных способностей могут быть: музыкальные, математические, ораторские и др. Однако общие и специальные способности развиваются в единстве. Психологическими предпосылками являются мотивы в сумме с эмоциональными и волевыми свойствами. [11, стр. 269-270].
Навык – автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психологической энергии. Формироваться навыки могут различными методами обучения и воспитания, но главное – это упражнения, то есть не простое механическое повторение действий, а их совершенствование.
|
|
Этапы складывания навыков:
1) выделение частных приемов и операций;
2) объединение их в единое действие;
3) устранение ошибок;
4) улучшение качества навыка;
5) автоматизация и включение его в деятельность.
Навык складывается неравномерно, для него бывает характерна остановка, задержка. Это связано с утомлением, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением обстановки. Также навыки могут ослабляться, если их не использовать на практике, делать длительные перерывы в повторении и т.д. Быстро утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные навыки. Сознательная выработка навыков идет в несколько раз быстрее, чем механическая. [11, с. 146-147].
Умение – освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков. Формирование умений предполагает рост самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Для укрепления умений необходимо:
1) сравнение с образцами, идеалами;
2) установления совпадения и различия;
3) внесение поправок в процессе деятельности;
4) настойчивое совершенствование. [11, с. 295-296].
Итак, имея представление обо всех атрибутах деятельности человека, их можно рассмотреть в соответствии с той сферой, в которой они используются, в данном случае в PR.
|
|
Для того чтобы классифицировать определенные способности, навыки и умения, согласно тому, при осуществлении каких функций они необходимы, автора курсовой работы взяла определения функций PR-специалиста, которые дают Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер и Глен М. Брум [2].
Функции PR-специалиста | Способности | Навыки | Умения |
Написание и редактирование | способность объективно мыслить | грамотная письменная и устная речь; навыки в работе с компьютером и оргтехникой | умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли; |
Связи со средствами массовой информации | способность принимать на себя ответственность; | коммуникативные навыки; грамотная письменная и устная речь; | умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение «ладить с людьми»; |
Исследования | аналитические способности; | навыки в работе с компьютером и оргтехникой; | умение обрабатывать большие объемы информации; |
Управление и администрирование | способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе; способность объективно мыслить; | коммуникативные навыки; искусство устного убеждения; | умение решать проблемы; умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; |
Консультирование | Способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе. | Искусство устного убеждения; коммуникативные навыки. | Умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение управлять своими эмоциями; умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли. |
Проанализировав проделанную работу, автор поняла, что разносторонняя деятельность PR-специалиста подразумевает наличия у него разнообразных способностей, навыков и умений. Причем их надо постоянно совершенствовать. Но также автор курсовой работы осознала, что в основе лежат коммуникативные навыки, которые и являются главенствующими для PR специалиста.