Общие рекомендации по использованию учебного практикума
Учебный практикум по дисциплине «Вычислительные методы» состоит из 5 лабораторных работ и курсовой работы. Лабораторные работы предназначены для изучения основных численных методов и включают в себя 5 следующих тем:
1. Методы решения нелинейных уравнений
2. Интерполяция функций
3. Численное интегрирование
4. Методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений
5. Одномерная оптимизация
Изучение каждой темы следует начинать с теоретического материала [1]. При этом необходимо обратить внимание на вопросы, подлежащие изучению, и контрольные вопросы по темам, которые позволяют осуществить самоконтроль знаний.
Общее задание к лабораторным работам представляет собой перечень пунктов, которые необходимо выполнить в работе по конкретной теме.
Индивидуальное задание выбирается из указанных в таблице вариантов заданий. Номер индивидуального задания выбирается в соответствии с указанием преподавателя.
Все лабораторные работы по всем темам имеют два вида расчета:
· «ручной расчет» - расчет трех итераций по заданному методу;
· «расчет на математическом пакете» - расчет, проведенный с использованием математического пакета.
По каждой теме приведен пример выполнения индивидуального задания. Выполнение задания фиксируется в отчете. Перед оформлением отчета следует внимательно изучить раздел «Содержание отчета». Отчет должен быть оформлен аккуратно и содержать все пункты выполнения задания. На титульном листе отчета фиксируется название темы и вариант задания.
Лабораторная работа по теме
«Методы решения нелинейных уравнений»
Вопросы, подлежащие изучению
1. Постановка задачи численного решения нелинейных уравнений.
2. Этапы численного решения уравнения.
3. Аналитический и графический методы отделения корней.
4. Уточнение корня методами половинного деления, итерации, Ньютона и хорд.
5. Графическая иллюстрация методов половинного деления, итерации, Ньютона и хорд.
6. Условие окончания вычислений при использовании методов половинного деления, итерации, Ньютона и хорд.
7. Сходимость метода итерации, выбор начального значения корня, правило выбора итерирующей функции и оценка погрешности метода итерации.
8. Теорема о сходимости метода Ньютона и оценка погрешности метода.
9. Правило выбора неподвижной точки, начальной точки и условие сходимости метода хорд.
10. Условия окончания вычислений в методах итерации, Ньютона и хорд.
11. Сравнение методов половинного деления, итерации, Ньютона и хорд.
12. Алгоритмы и программы решения нелинейных уравнений на языке программирования.
13. Решение нелинейных уравнений средствами математических пакетов
Задание
1. Выбрать индивидуальное задание из таблицы.1-1 по указанию преподавателя:
· нелинейное уравнение;
· метод решения нелинейных уравнений для «ручного расчета» (столбец p в табл.1-1);
Отделить корни уравнения.
3. Уточнить корень уравнения 4-мя численными методами, для чего провести исследование нелинейного уравнения:
· проверить выполнение условий сходимости вычислительного процесса, в случае расходящегося процесса – сделать необходимые преобразования для обеспечения сходимости;
· выбрать начальное приближение;
· сформулировать условия окончания этапа уточнения корня.
4. Провести «ручной расчет» трех итераций.
5. Оценить погрешность результата «ручного расчета».
Решить нелинейное уравнение средствами математического пакета.
Варианты задания
Таблица 1-1
№ вар | Уравнение | № вар | Уравнение |
1 | tg(0,36x +0,4) = x2 | 19 | ex + ln(x) – x = 0 |
2 | x + ln(4x) – 1 = 0 | 20 | 1–x+sin(x)–ln(1+x) = 0 |
3 | ex – 4 e-x – 1 = 0 | 21 | – cos(1–x) = 0 |
4 | x ex – 2 = 0 | 22 | sin(x2)+cos(x2)–10x = 0 |
5 | 4 (x2 + 1) ln(x) – 1 = 0 | 23 | x2 – ln(1 + x) – 3 = 0 |
6 | 2 – x – sin(x / 4) = 0 | 24 | cos(x / 2) ln(x – 1) = 0 |
7 | x2 + ln(x) – 2 = 0 | 25 | cos(x/5) – x = 0 |
8 | cos(x)–(x + 2)1/2 + 1 = 0 | 26 | 3x – e-x = 0 |
9 | 4 (1 + x1/2) ln(x) – 1 = 0 | 27 | 4(1+ ) ln(x)–10 = 0 |
10 | 5 ln(x) – = 0 | 28 | (x-3)2 lg(x-2) = -2 |
11 | ex + x3 – 2 = 0 | 29 | x – 1 / (3 + sin(3.6x)) = 0 |
12 | 3 sin () + x – 3 = 0 | 30 | 0.25x3 + cos(x / 4) = 0 |
13 | 0.1x2 – x ln(x) = 0 | 31 | 2 – x = ln x |
14 | cos(1 + 0.2x2) – x = 0 | 32 | x2 + 4sinx = 0 |
15 | 3 x – 4 ln(x) – 5 = 0 | 33 | 0,5x -3 = (x+2)2 |
16 | sin(1 – 0.2x2) – x = 0 | 34 | 1 + lgx = 0,5 |
17 | ex – e-x – 2 = 0 | 35 | 2 lgx – x/2+ 1 = 0 |
18 | x – sin(1 / x) = 0 | 36 | x – sinx = 0,25 |
Содержание отчета
1. Индивидуальное задание (уравнение, метод решения).
2. Результаты этапа отделения корней (интервалы изоляции корня)
3. Результаты исследования задания для «ручного расчета»:
· условие сходимости вычислительного процесса;
· начальное приближение;
· условие окончания процесса уточнения.
4. Результаты «ручного расчета», представленные в форме табл. 1-2а для метода половинного деления или в форме табл. 1-2б для остальных методов.
Таблица 1-2а
k | a | b | f(a) | f(b) | (a+b)/2 | f((a+b)/2) | b-a |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
Таблица 1-2б
k | x | f(x) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
5. Оценки погрешностей результатов «ручного расчета».
6. Результаты решения задачи, полученные с помощью математического пакета.
Пример выполнения задания
1. Задание для решения нелинейных уравнений:
· уравнение ;
· методы решения нелинейных уравнений для ручного расчета – половинного деления, итерации, Ньютона и хорд;