Билет 5. Звук речи как физиологическое явление. Строение органов речи. Артикуляция и артикуляционная база языка

Билет 1. Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.

Языкознание — наука, изучающая человеческий язык в общем и отдельные, конкретные языки как его индивидуальных представителей.

Предметом языкознания является язык живой и мертвый, язык во всем объеме его свойств и функций, язык человеческий и язык народа (например, китайский, русский).

Современное языкознание подразделяется на общее и частное. Частное изучает какую-либо сторону языка или отдельный язык (группу языков). Общее же языкознание изучает наиболее общие стороны языка и методы их исследования, а также связи языкознания с другими областями знания.

К задачам языкознания относят:

а) установление природы и сущности языка,

б) изучение языка как целостной системы,

в) изучение вопроса развития языка,

г) классификация языков,

д) изучение связи языкознания с другими науками.

Языкознание можно изучать с практической целью (так как мы изучаем иностранные языки в школе) и с научной целью (теоретической) – более углубленно, так, как мы изучаем языкознание в ВУЗе.

Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности. Языкознание тесно связано с литературоведением (где предметом также является язык. Обе эти науки изучают духовную часть языка и составляют филологию), культурологией (лингвокультурология), историей, социологией, психологией, логикой, физикой (звук речи – явление физическое (колебание голосовых связок)), физиологией человека (работа органов речи, работа ЦНС). Языкознание не может не прибегать к другим наукам, так же, как и другие науки не могут без языкознания.

 

Билет 2. Язык как общественное явление, его основные функции.

Язык – явление социальное, общественное. Общественная сущность языка состоит в том, что он мог возникнуть только в человеческом обществе с целью необходимости общения.

Язык, не используемый обществом в качестве средства общения — мертвый язык.

По своим основным признакам человеческий язык существенно отличается от языка животных. Язык животных не является сознательным свойством передачи информации, является свойством выживания, передается по генетическому коду.

Cуществует реальная (объективная) картина мира и языковая картина мира.

К основным функциям человеческого языка относят:

1) коммуникативную (информационную);

2) мыслительную (мыслеформирующую);

3 ) познавательную (аккумулятивную);

4) номинативную (назывную);

5) этническую;

6) регулятивную;

7 ) эстетическую;

8) эмоционально-экспрессивную;

и др.

 

Билет 3. Язык и речь. Язык и мышление.

Язык и речь существовать друг без друга не могут, несмотря на все существенные различия:

Язык:

- Явление индивидуальное

- Явление материальное, физиолого-аккустическое

- Явление ситуативное, изменчивое

Речь:

- Явление социальное

- Явление нематериальное, психическое

- Явление постоянное, устоявшееся

Язык и речь взаимосвязаны. Не владея языком, мы не сможем осуществлять речь. Изучать и исследовать, наблюдать язык мы можем только в речи носителя.

Язык и мышление. Будучи орудием обмена мыслями и закрепления их для потомства, язык как форма национальной культуры непосредственно связан с сознанием и мышлением. Термины «мысль», «сознание» и «мышление» очень часто употребляют синомично. Мышление как способность мыслить может быть образным, техническим и логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство представления, понятия и оценки. Оно находит свое выражение в поэтической речи. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения с помощью языка. 

Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание – прежде всего, словарным составом.

 

Билет 4. Звук речи как физическое явление. Акустические свойства звуков речи.

Звук речи — это минимальная единица речи, образованная колебаниями упругого тела (органов речи) в воздушной среде. Звуки речи являются основным объектом изучения фонетики (раздела языкознания, изучающего звуковую сторону языка (речи)).

* Существуют такие фонетически-смысловые единицы речевого потока, как: фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги и звуки.

* Фраза — это самый большой звуковой отрезок речи, характеризуемый смысловой законченностью и интонационной оформленностью.
* Речевые такты — это группа слов (или слово) внутри фразы, объединенная по смыслу и интонационно.
* Фонет. слово — это звуковой отрезок речи, имеющий одно словесное ударение.
* Слог — это сочетание одного гласного с менее звучными согласными; может состоять только из гласного.

* Звук — это кратчайший, неделимый отрезок речи. Средство выделение — работа органов речи, направленная на образование звуков речи.

Выделяют следующие акустические (физические) свойства звуков речи:

- Сила звука (зависит от амплитуды колебаний голосовых связок; с ее помощью выделяется логическое ударение);

- Долгота звука (зависит от продолжительности работы органов речи; с ее помощью создается эмфатическое ударение - *в англ. яз.: ship - sheep);

- Высота звука (зависит от частоты колебаний голосовых связок; сила звука = высота звука);

- Тембр (зависит от сочетания основного тона и доп. Апертонов, придает речи индивидуальную окраску);

- Соотношение тона (ритмических, периодических колебаний голосовых связок; звуки мелодичные) и шума (непериодических колебаний голосовых связок; звуки немелодичные) (помогает различать слова на слух и по смыслу - *дом - том);

Все эти свойства звуков речи выполняют смысло-различительную функцию.

 




Билет 5. Звук речи как физиологическое явление. Строение органов речи. Артикуляция и артикуляционная база языка.

Звук речи - это физиологическое явление, потому что в образовании звуков речи участвуют органы речи.

Органы речи (в широком смысле) – все органы, задействованные в создании речи; (в узком смысле) – те органы, которые образуют звук.

Активные органы речи: язык, губы, увула (небный язычок). Пассивные органы речи: верхние зубы, альвеолы, твердое небо.

Главным органом речи является речевой аппарат. Речевой аппарат – это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. Он состоит из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей.

Дыхательные органы – это легкие, бронхи и трахея. Гортань (ларинкс) – верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат. Он состоит из хрящей, мускулов и мышц. Существенную роль в образовании звука играет ротовая полость. Рот прикрывают губы: верхняя и нижняя. В ротовой полости находятся зубы (верхние и нижние), альвеолы (бугорки у корней нижних зубов), твердое небо, мягкое небо, которое заканчивается язычком, и язык – самый подвижный орган речи. Различают кончик, спинку и корень языка. Спинка подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю.

Артикуляция – это работа органов речи, направленная на образование того или иного звука.

Артикуляционная база языка - совокупность артикуляционных привычек, свойственных носителям того или иного языка. Артикуляционная база языка возникает в результате исторической эволюции произносительного аппарата; артикуляционные привычки возникают на протяжении ряда эпох.

Использование артикуляционной базы родного языка при говорении на другом языке — акцент.

 

Билет 6. Физиолого-акустическая классификация звуков и ее значение. Деление звуков на гласные и согласные. Классификация гласных звуков.

Физиолого-акустическая классификация звуков делит звуки на гласные и согласные, определяет своеобразие артикуляционной базы русского языка, выделяет индивидуальные свойства звуков и дает характеристику звуков с точки зрения их физиологических и акустических признаков.

Признаки, которые кладутся в основу физиолого-акустической классификации звуков речи:

а) Физиологический (артикуляционный). С физиологической точки зрения различия между гласными и согласными звуками заключается в том, что при образовании гласных препятствий на пути воздушной струи нет, а при образовании согласных образуется препятствие на пути воздушной струи.

б) Акустический (физический). С акустической точки зрения звуки делятся на гласные (состоящие из одного только тона) и согласные (обязательно состоящие из шума).

Классификация гласных звуков. Основанием классификации служат ряд (положение спинки языка по горизонтали и подъему той или иной ее части) и подъем (положение спинки языка по вертикали в ротовой полости) языка, а также участие губ.

Различают три типа гласных по ряду: а) переднего ряда (язык продвигается вперед и приподнята передняя часть спинки языка) – [и], [э]; б) среднего ряда (язык по горизонтали занимает среднее положение и приподнята средняя часть спинки языка) – [ы], [а]; в) заднего ряда (язык продвигается назад и приподнята задняя часть спинки языка) – [о], [у].

По подъему гласные звуки классифицируются на: а) гласные верхнего подъема (спинка языка высоко приподнята к твердому небу) – [и], [ы], [у]; б) среднего подъема (спинка языка по вертикали занимает среднее положение) – [о], [э]; в) нижнего подъема (спинка языка опускается вниз) – [а].

По участию губ гласные звуки классифицируются на: а) лабиализованные – те звуки, в образовании которых губы принимают активное участие – [о], [у]; б) нелабиализованные (губы не принимают активного участия в образовании звука) – все остальные звуки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: