Совершенная информация

Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно допустима для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившееся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

Критерий совершенной конкуренции

Разберемся для начала, как должна вы­глядеть кривая спроса на продукцию фирмы, действующей в условиях совер­шенной конкуренции. Во первых- фирма принимает рыночную цену, т. е. последняя яв­ляется для нее заданной величиной. Во-вторых, фирма выступает на рынке с очень малой частью общего количества производимого и реализуемого отраслью товара. Следовательно, объемы ее производ­ства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции.

 

Очевидно, что в таких условиях кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия. Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынок погло­тит их по одной и той же цене Р.

С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае беско­нечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до беско­нечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю.

Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фир­мы принято называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как (или почти как) совершенный конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

 

Несовершенная конкуренция

 

Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки не­совершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморе­гуляции действуют на них несовершен­но. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в эконо­мике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной сис­темы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хвата­ет, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономи­ки расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной конку­ренции являются:

1) значительная доля рынка у отдельных производителей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продуктов;

4)несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

 Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночно­го равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, един­ственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

Критерии несовершенной конкуренции

Как и в случае совершенной конкурен­ции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяю­щий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является по­нижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фир­мы. Часто используется и другая формулировка: критерием несо­вершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.

 

 

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-друго­му: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Действительно, при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому, что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продо­вольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба со­хранит свою величину.

Напротив, наличие связи между объемами производства и уров­нем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конку­ренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция.

 Монополистическая конкуренция- одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба эти термина. Основные черты монополистической конкуренции:

1. Дифференциация продукции

2. Низкие барьеры (дифференциация продукта)

3. Малые размеры и многочисленность фирм

4. Несовершенная информация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: