Тяговый баланс автомобиля

 

Тяговый баланс автомобиля - это совокупность графиков зависимостей силы тяги на ведущих колесах Fк, [Н] (на различных передачах), а также суммы сил сопротивления качению Ff, [Н] и в автомобиля Va, [км/ ч]. Графики сил тяги на колесах автомобиля строим для всех ступеней коробки перемены передач.

 

Кинематическая схема КПП и ГП.

 

Расчет сил тяги на колесах для каждой передачи – Fki производится по формуле:

 

, [Н]

 

hТР - коэффициент полезного действия трансмиссии;

UТР - передаточное число трансмиссии;

rк - радиус качения колеса, [м].

КПД трансмиссии автомобиля определяется на основании потерь мощности на трение:

 

hтр = 0,98К ×0,97L× 0,99M

 

K - число пар цилиндрических шестерен в трансмиссии автомобиля, через которые передается крутящий момент на i-той передаче;

L - число пар конических или гипоидных шестерен;

M - число карданных шарниров.

Для определения К,L,M необходимо использовать кинематическую схему автомобиля, данные заносим в таблицу 2.

 

Таблица 2

Передачи K L M hтр
I 2 1 3 0,904
II 2 1 3 0,904
III 2 1 3 0,904
IV 0 1 3 0,9412

 

Передаточное число трансмиссии автомобиля определяется как произведение:

 

UТР = UКПП × UРК × UГП

 

UКПП - передаточное число коробки перемены передач;

UРК - передаточное число раздаточной коробки или делителя;

UГП - передаточное число главной передачи.

Для определения этих значений также воспользуемся кинематической схемой автомобиля, полученные значения занесем в таблицу 3.


Таблица 3.

  UКПП UРК UГП UТР
I 6,55

1

6,17

40,4135
II 3.09 19,0653
III 171 10,5507
IV 1,00 6,17

 

При расчетах радиусов качения колес, в качестве исходных данных, используют статический радиус - rстат . При этом следует учитывать, что радиус качения rк обычно несколько больше статического и определяется индивидуально для диагональных и радиальных шин. На автомобиле ГАЗ -3307 установлены радиальные шины, поэтому радиус качения колеса рассчитываем по следующей формуле:

 

rк = 1,04 × rстат, [м];

rстат = 0,465

rк = 1,04 × 0,465 = 0,4836 [м]

 

При расчетах зависимостей силы тяги на колесах автомобиля крутящий момент двигателя нетто - Мé берем из таблицы 1. Также для построения графика нам необходимо рассчитать скорость движения автомобиля на каждой передачи в зависимости от оборотов двигателя.

 

 , [км/ ч]

 

Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля, рассчитанные для каждой передачи, заносим в таблицу 4.

 

Таблица 4. Значения силы тяги на колесах и скорости автомобиля на четырех передачах

 

 

ne, [об/мин]

500

800

1100

1400

1700

2000

2300

2600

2900

3200

3500

3800

1

Vа

2,26

3,61

4,96

6,32

7,67

9,02

10,38

11,73

13,08

14,44

15,79

17,14

Mе'

256,88

269,52

278,16

282,82

283,48

280,16

272,84

261,54

246,24

226,96

203,69

176,43

Fк

19406,3

20360,8

21013,8

21365,4

21415,6

21164,5

20611,9

19758,0

18602,6

17145,9

15387,8

13328,2

2

Vа

4,78

7,65

10,52

13,39

16,26

19,13

21,99

24,86

27,73

30,60

33,47

36,34

Mе'

256,88

269,52

278,16

282,82

283,48

280,16

272,84

261,54

246,24

226,96

203,69

176,43

Fк

9155,0

9605,3

9913,3

10079,2

10102,9

9984,4

9723,8

9320,9

8775,9

8088,6

7259,2

6287,7

3

Vа

8,64

13,82

19,01

24,19

29,38

34,56

39,74

44,93

50,11

55,30

60,48

65,66

Mе'

256,88

269,52

278,16

282,82

283,48

280,16

272,84

261,54

246,24

226,96

203,69

176,43

Fк

5066,4

5315,5

5486

5577,8

5590,9

5525,3

5381,1

5158,2

4856,5

4476,2

4017,2

3479,6

4

Vа

14,77

23,64

32,50

41,37

50,23

59,10

67,96

76,83

85,69

94,56

103,42

112,29

Mе'

256,88

269,52

278,16

282,82

283,48

280,16

272,84

261,54

246,24

226,96

203,69

176,43

Fк

3084,7

3236,4

3340,2

3396,1

3404,1

3364,1

3276,3

3140,6

2956,9

2725,4

2445,9

2118,5

 

Далее определяем силы сопротивления качению колес автомобиля по дорожному покрытию, используя выражение:

 

, [Н]

 

ma = 7850 [кг] - масса полностью загруженного автомобиля;

g = 9,81 [м/с2] - ускорение свободного падения;

f - коэффициент сопротивления качению автомобильного колеса.

 

Величина коэффициента сопротивления качению колеса – f, зависит от скорости автомобиля. Для его определения используют выражение, предложенное Б.С. Фалькевичем:

 

 

Коэффициент сопротивления качению колеса автомобиля рассчитываем для двух типов дорог с асфальтобетонным покрытием и для грунтовой дороги.

f 0 = 0,018- коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по асфальтобетону;

f 0 = 0,03 - коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой дороге.

Для расчета действующей на автомобиль силы сопротивления воздуха воспользуемся выражением вида:

 

, [Н]


Кв – коэффициент обтекаемости формы автомобиля;

Sx–площадь проекции автомобиля на плоскость перпендикулярную продольной оси, [м2].

При известном значении безразмерного коэффициента аэродинамического сопротивления Сх = 0,91 можно легко определить значение коэффициента обтекаемости Кв по выражению, предложенному академиком Е.А. Чудаковым:

 

Кв = 0,5 × Сх × r в, [кг/м3]

r в = 1,225, [кг/м3] – плотность воздуха.

Кв = 0,5 × 0,91 × 1,225 = 0,557375 [кг/м3]

 

Для нахождения площади Миделя автомобиля Sx воспользуемся выражением:

 

Sx = 0,78 × Ва Н, [м2]

Ва = 1,630 [м] – колея передних колес

Н = 2,905 [м] - высота автомобиля.

Sx =1,630 × 2,905 = 4,73515 [м2]

 

Значение максимального значения скорости - Va max выбираем таким, чтобы оно было примерно на 10% больше наибольшего значения скорости, определенного для высшей передачи.

На графике тягового баланса должны быть нанесены линии, показывающие предельные величины сил сцепления ведущих колес, полностью загруженного автомобиля с дорогой, при следующих значениях коэффициента сцепления:

- = 0,8 - сухой асфальтобетон;

- = 0,6 - сухая грунтовая дорога;

- = 0,4 - мокрый асфальтобетон;

- = 0,2 - укатанная снежная дорога.

Значения предельных сил сцепления ведущих колес автомобиля с дорогой определяются по формуле:

 

Fсц = mк × g × j, [Н]

mк = 5815 [кг] - масса автомобиля, приходящаяся на заднюю ось.

 

Сила сцепления при ведущей задней оси:

Fсц, Н Коэффициент сцепления
 45636,12 0,8
34227,09 0,6
22818,06 0,4
11409,03 0,2

 

График тягового баланса (Приложение) строим на основе данных, таблиц 4 и 5. На графике отмечаем два значения максимальных скоростей движения автомобиля Va max. на дороге с асфальтобетонным покрытием для двух высших передач.

 

Таблица 5. Рассчитанные значения сил сопротивления движению заносим в таблицу 5.

Vа, [км/ч] 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130
f1 0,018 0,01809 0,01836 0,01881 0,01944 0,02025 0,02124 0,02241 0,02376 0,02529 0,027 0,02889 0,03096 0,0332
Ff1, [H] 1386,1 1393,08 1413,87 1448,53 1497,04 1559,42 1635,66 1725,76 1829,72 1947,54 2079,23 2224,77 2384,18 2557,4
f2 0,03 0,03015 0,0306 0,03135 0,0324 0,03375 0,0354 0,03735 0,0396 0,04215 0,045 0,04815 0,0516 0,0553
Ff2, [H] 2310,2 2321,80 2356,46 2414,21 2495,07 2599,03 2726,10 2876,26 3049,53 3245,90 3465,38 3707,95 3973,63 4262,4
Fw, [H] 0 20,3646 81,4584 183,281 325,833 509,115 733,126 997,866 1303,33 1649,53 2036,46 2464,11 2932,50 3441,6
Fw+Ff1, [H] 1386,1 1413,44 1495,33 1631,81 1822,87 2068,53 2368,78 2723,62 3133,05 3597,07 4115,69 4688,89 5316,68 5999,0
Fw+Ff2, [H] 2310,2 2342,17 2437,91 2597,48 2820,9 3108,15 3459,22 3874,1 4352,87 4895,44 5501,84 6172,07 6906,14 7704

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: