Автомобили способные двигаться по бездорожью произошли от легких военных машин времен Второй мировой войны. Они довольно долго оставались транспортным средством военных и спасателей, исследователей и строителей, лесников и охотников, в общем – всех, кому приходилось много передвигаться по неосвоенным, лишенным приличных дорог просторам. Конечно, в такой ситуации самым главным отличительным свойством этих автомобилей была проходимость, а самым подходящим определением для них стало понятие «off-road», что в переводе с английского обозначает «внедорожный».
Отделение корпорации «Даймлер-Крайслер», производящее внедорожники «Джип» за 11 месяцев 1999 года поставила рекорд по продажам – 510 тыс. автомобилей. Предыдущий рекорд – 509 тыс. экземпляров – был установлен в 1986 году за все 12 месяцев. Причиной такого успеха стала новая модель «Гранд Чероки II» и растущий спрос на внедорожники на рынке США.
Вскоре автомобилями с повышенной проходимостью стали пользоваться не только охотники и военные. Всеобщее увлечение активным образом жизни требовало для этого специальных машин. Выяснилось, что «внедорожники» могут быть использованы и в «гражданской» жизни – это лучший транспорт для поездок на природу с грузом всевозможного снаряжения.
Появившаяся на западе аббревиатура «SUV» как нельзя лучше подходит к названию нового класса машин: «Sport Utility Vehicle» – автомобили спортивного назначения («спортивные» в смысле туристические). Однако этому определению трудновато подобрать краткий и емкий аналог в русском языке. Поэтому их продолжают называть «внедорожниками» хотя бы за внешний вид и общие принципы конструкции. Тем более, что среди современных «SUV» остается много настоящих серьезных «off-road».
Массовый выпуск автомобилей высокой проходимости начался в 1941 году. Первыми, кто запустил «джипы» в массовое производство, были заводы «Форд» и «Виллис». Довоенные внедорожники имели привод на все четыре колеса, довольно простой по своей конструкции кузов и достаточно надежное для фронтовых условий сцепление. За период с 1941 по 1945 гг. с конвейера сошло почти 650 тысяч таких машин, причем почти все они мели марку «Форд».
В мае 1988 г. состоялся автопробег по маршруту Сидней – полуостров Эйр. Джип «Тойота Лендкрюйзер» преодолел 2095 км без дозаправки.
Несмотря на то, что «джип» – чисто американское название («дженерал перпоуз-вийк», т.е. автомобиль повышенной проходимости), первыми такие машины придумали вовсе не американцы.
Самые первые полноприводные армейские машины стала выпускать Германия в 1932 году (фирма «Хорьх»), а через четыре года – Япония (фирма «Мицубиси»). В бывшем СССР «джипы» появились в 1941-1942 годах («ГАЗ-64», «ГАЗ-67»).
29 сентября 1994 года мировой общественности впервые представили легендарный внедорожник «Рэйндж-Ровер» второго поколения. Этот автомобиль, который от своего предшественника получил прозвище «фермер во фраке» и по сей день остается одним из самых лучших внедорожников в мире. Сегодня «Рэйндж» оснащен бензиновыми двигателями V8: 3,9 л (190 л.с.) и 4,6 л (226 л.с.), а также 136-сильным 2,5-литровым турбодвигателем.
После окончания Второй мировой войны армейские автомобили перешли на службу сельскому хозяйству. Благодаря хорошей проходимости, выносливости и надежности вскоре на «джипы» установился определенный спрос. Постепенно изменился и внешний вид машины: если первые модели автомобилей были с открытым верхом, то позже у них появились закрытые кузова, способные защитить водителя от непогоды, полностью усовершенствовалась коробка передач, трансмиссия стала автоматической, да и салон «джипа» стал оборудоваться не хуже, чем у самой престижного легкового автомобиля. Но, не смотря на все эти нововведения, машина не утратила своего главного достоинства – перемещаться по бездорожью. Все современные «джипы» можно разделить на четыре класса: малый, средний, вышесредний и большой.
1 июля 1997 года в широкую продажу на американском рынке поступил «Линкольн-Навигатор», считающийся до сих пор самым комфортабельным внедорожником в мире.
К автомобилям малого класса относятся машины, масса которых не превышает одной тонны, а мощность двигателя 40-65 л.с. Примером таких машин служат японский «Сузуки-Джимни» и советский «ЛуАЗ-969».
Средний класс – это «внедорожники» массой от 1 до 1,5 тонны, с мощностью двигателя 55-125 л.с. («ВАЗ-2121», «Дайхатсу-рокки»).
Автомобили вышесреднего класса имеют массу 1,4-1,9 т и двигатель мощностью от 70 до 150 л.с. («Ниссан-Патрол», «Лэнд-Ровер»).
Машины массой от 1,8 до 2,1 т и двигателями мощностью 90-200 л.с. – большой класс. К автомобилям этого класса можно отнести английский «Рейндж-Ровер», американский «Форд-бронко» и итальянский «Ламборджини-ЛМ».
Абсолютно все «джипы» способны двигаться по любому покрытию: грунтовым дорогам, снегу, песку, грязи, а обеспечивают такое беспрепятственное передвижение мощные двигатели, приспособленные к большим нагрузкам. Некоторые современные модели («Ниссан-Патрол», «Ланд-Ровер-турбо») оснащены дизельным двигателем с турбонаддувом. Однако вовсе не на всех моделях осуществлен постоянный привод на все четыре колеса, этим новшеством дополнено всего шесть из 35 ныне существующих моделей машин, среди которых и «Нива 2121».
Пожалуй, основным важным качеством таких машин является их курсовая устойчивость (способность при движении сохранять заданное направление), а достигается она за счет конструктивного сочетания рулевого управления, подвески колес и кузова.
30 апреля 1948 года компания «Ровер» представила на Амстердамском автосалоне универсальный полноприводный автомобиль «Лэнд-Ровер» первого поколения. Таким образом, фирма проявилась в совершенно новом для себя секторе автомобильного рынка.
На кузове внедорожника тоже стоит остановиться. Большинство «джипов» имеют кузова типа «универсал» с тремя или пятью дверями. Задние сиденья абсолютно всех моделей можно легко сложить, тем самым, увеличив площадь багажного отделения. Однако существуют двухместные «пикапы» с металлической грузовой платформой («Сузуки-Джимни»). Кузова всех без исключения «джипов» оборудованы по последнему слову техники, есть здесь и омыватели стекол заднего и переднего вида, омыватели фар, защитные поддоны и решетки.
Одной из многочисленных автомобильных фирм выпускающих «внедорожники» является «Шевроле». Впервые об этой торговой марке мировая общественность узнала в 1918 году, когда на авторынке появились первые грузовые автомобили этой фирмы. Но своим вторым рождением корпорация обязана полноприводным «пикапом», увидевшим свет в 1957 году.
Первые «джипы» «Шевроле» имели четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель мощностью в 140 л. с. В 1960 году появилась еще одна новинка – модель, имеющая мощность двигателя в 160 л.с. Новый шестицилиндровый двигатель появился в 1963 году и эксплуатировался целых пятнадцать лет.
Следующая, достойная внимания модель «Шевроле» появилась в 1967 году. Внешне она напоминала минигрузовик, однако не была лишена и достоинств легкового автомобиля. Под капотом такой машины стоял 6-литровый двигатель, способный справляться с любыми дорожными трудностями.
В сентябре 1984 года джип «Шевроле-Блейзер» принял участие в уникальном путешествии. Благодарю своему одержимому владельцу, он преодолел расстояние в 14533 км, двигаясь при этом только задним ходом.
В 1970 году увидела свет еще одна модель – «Шевроле-Блейзер». Этот «пикап» был способен перевезти от 1 до 4 тонн груза.
1973 год был годом появления целого ряда новых моделей, которые претерпели не столько внутреннее, сколько внешнее перевоплощение. На смену угловатым кузовам пришли более обтекаемые формы.
Новинкой середины 70-х стал пикап «Крукэб», рассчитанный на шесть посадочных мест и способный перевезти тонну груза. Объем двигателя такой машины составлял 6,6 л. В 1988 году «джипы» «Шевроле» опять изменили свой внешний вид. В 1982 году появились два спортивных «джипа» «S-10 Шевроле» и «S-10 Блейзер». Эти автомобили имели 2,2-литровый двигатель в 83 л. с. В 1990 году эти модели были значительно модернизированы и имели уже 4,3-литровые двигатели.
1994 год опять внес ряд корректив в автомобили этой марки: поменялись кузова машин, значительно была модернизирована подвеска, появилось дополнительное оборудование.
Несмотря на огромную конкуренцию на мировом рынке, «джипы» «Шевроле» по-прежнему остаются самыми популярными среди всех американских представителей корпорации «Дженерал Моторс».
30 мая 1996 года с конвейера сборочного завода «Форд Мотор Компани» в г. Луисвилле сошел 2-миллионный «Эксплорер» – один из наиболее удачных автомобилей корпорации последних двух десятилетий. Первый «Эксплорер» был выпущен в феврале 1990 года, а в январе 1995 года состоялся дебют обновленного внедорожника, производство которого осуществляется и по сей день.
Самым знаменитым «джипом» немецкой фирмы «Мерседес» бесспорно можно назвать внедорожный автомобиль «G». Производство этих машин началось в 1979 году. Первые автомобили собирались в Австрии на совместном предприятии «Стейер-Даймлер-Пух», и сборка их велась вручную. Тогда машина и получила это имя. В настоящее время «джипы» этого класса тоже собирают в Австрии, причем корпорация «Даймлер-Крайслер» поставляет туда только двигатели, трансмиссию и детали рулевого управления, а все остальные комплектующие изготовляются непосредственно на месте. Надо отметить, что как в самой Австрии, так и в Швеции, и в Словении этот внедорожник продается под маркой «Пух».
Из 150 тысяч машин «G», изготовленных к настоящему моменту, только 1/5 часть оснащена постоянным полным приводом, в остальных же модификациях («G 460», «G 461») передний мост можно подключить только по команде водителя. На машинах этого класса устанавливаются двигатели двух видов: турбодизель и бензиновый (кстати, двигатель по просьбе заказчика может быть установлен любой). Кузов «Мерседеса» тоже имеет много вариантов – это и обычный «универсал», и «кабриолет», и «фургон», и даже грузовик.
«Порше» намерено продавать более 20000 внедорожников ежегодно. В интервью немецкому журналу «Евро Ам Зонтаг» исполнительный директор «Порше» Винделин Видекинг заявил, что компания хочет уменьшить зависимость от спортивных автомобилей и расширить модельный ряд.
К 1999-му, юбилейному для «Мерседесов» класса «G» году, конструкторы фирмы разработали новую версию красавца внедорожника и нарекли его «G-500 Classic». На первый взгляд новый «джип» не отличается от своих предшественников, если не считать особой, переливающейся окраски. Но это только на первый взгляд. Под капотом новой модели находится значительно модернизированный мощный V8, объемом 5 л и мощностью 300 л.с. Автомобиль быстро набирает скорость, уверенно чувствует себя на любой дороге: мощный двигатель позволяет без особого труда преодолевать любые препятствия. Салон автомобиля столь же безупречен, как и все остальные детали. Он обтянут натуральной кожей двух цветов, кроме того, многие элементы салона отделаны ореховым деревом.
Двадцать лет – возраст для автомобиля не маленький, тем более что за эти двадцать лет, где только ни приходилось испытывать «Мерседес G». Машины именно этого класса служили в свое время в армии, тушили пожары, были в распоряжении полиции, участвовали в гонках, сопровождали кортежи с первыми персонами государств, а самой хорошей рекламой «джипу» «G» может служить тот факт, что именно такая машина есть в гараже Папы Римского.