Выбор группировочного признака

Курсовая работа

по дисциплине "Статистика"

На тему

"Статистическое изучение результатов

деятельности организаций методом группировок"

(на примере деятельности коммерческих банков)

 

 

Калуга 2006


Содержание

Введение

1. Метод статистических группировок: сущность и основные классификации

2. Этапы построения статистической группировки

2.1 Выбор группировочного признака

2.2 Определение числа групп

2.3 Расчет ширины интервала группировки

2.4 Определение признаков, которые в комбинации друг с другом будут характеризовать каждую выделенную группу

3. Показатели деятельности коммерческих банков

4. Расчетная часть

5. Аналитическая часть

Заключение

Литература




Введение

 

В современных условиях выбор данной темы является актуальным, так как статистическое изучение результатов деятельности организации методом группировок позволяет судить о том как развивается организация и определяются направления дальнейшего развития.

На основе метода группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин развития между группами, изучением взаимосвязей между признаками. Выбор темы курсовой работы необходим для характеристики размеров, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявления закономерности, путем объединения их в группы. Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных.

Главная задача статистики заключается в систематизации статистических материалов в определенный порядок, т.е. их группировки. Статистическая группировка - это метод исследования массовых общественных явлений путем выделения и ограничения однородных групп.

В ходе выполнения данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие статистической группировки;

Дать определение группировочного признака;

Раскрыть сущность метода статистических группировок и т.д.

В расчетной части курсовой работы на основе предоставленной таблицы с данными по пассивам банка был построен ранжированный ряд, затем совокупности разбили на пять групп и на основе полученного интервального ряда распределения были рассчитаны его характеристики. На основании ряда распределения банков по пассивам построена кумулята, определены мода и медиана. В ходе данной работы произведен факторный анализ динамики остатков средств в национальной валюте на валютных счетах.

Аналитическая часть включает в себя группировку развития банков по двум показателям объем кредитов и прибыль. По взятым данным рассмотрен анализ деятельности 30 банков.

Для решения определенных задач в расчетной и аналитической части мы использовали среду MS Exsel так как эта программа наиболее широко распространена для расчетов и в ней существует возможность для построения графика.

В данной курсовой работе рассмотрен статистический метод группировок, его сущность и основные классификации, этапы построения статистической группировки, выбор группировочного признака и т.д.



Метод статистических группировок: сущность и основные классификации

 

Под статистической группировкой следует понимать разбиение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или несколько существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в количественном и качественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности и проанализировать связи между отдельными признаками.

С помощью метода группировок решаются следующие задачи:

Выделение социально-экономических типов явлений;

Изучение структуры явления;

Выявление взаимосвязи между явлениями и признаками, их характеризующими

Статистические группировки можно классифицировать по ряду признаков.

По характеру решаемых задач статистические группировки бывают:

Типологические;

Структурные;

Аналитические.

Типологической называется группировка, в которой осуществляется разбиение разнородной совокупности единиц статистического наблюдения на отдельные качества однородные группы и выявление на этой основе социально-экономических типов явлений. При построении группировки этого вида основное влияние должно быть уделено идентификации социально-экономических типов и выбору группировочного признака. *

Структурный называется группировка, которая позволяет изучить состав однородной совокупности по варьирующему признаку и выявить ее структуру.

Аналитической называется группировка, которая позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и признаками, их характеризующими.

При изучении связей социально-экономических явлений необходимо использовать разделение признаков на факторные и результативные.

Факторными называются признаки, которые оказывают влияние на изменение результативных признаков.

Результативными называются признаки, которые изменяются под воздействием признаков факторных.

Особенности построения аналитической группировки:

В основе построения группировки лежит факторный признак;

Каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.

По способу построения группировки бывают простые и комбинационные.

Простой называются группировка, в которой группы образованы только по одному признаку.

Комбинационной называется группировка, в которой разбиение совокупности на группы производится по двум и более признакам, взятым в сочетании. Сначала группы формируются по одному признаку, затем они делятся на подгруппы по другому признаку, а те в свою очередь по третьему и т.д. На практике рекомендуется сначала производить группировку по атрибутным признакам, а затем - по количественным.



Этапы построения статистической группировки

Выбор группировочного признака

 

Построение группировки начинается с определения группировочного признака.

Группировочным называется признак, по которому осуществляется разбиение единиц совокупности на отдельные группы. В качестве группировочного могут выступать как количественные, так и качественные признаки (альтернативные, атрибутивные или порядковые).

Следующим этапом построения статистической группировки является определение числа групп, на которые необходимо разбить исследуемую совокупность единиц наблюдения.

Число групп зависит от:

Задач статистического исследования;

Вида показателя, положенного в основание группировки;

Объема изучаемой совокупности;

Степени вариации признака.

При решении задачи выбора числа групп очень важно учитывать вид показателя, по которому осуществляется разбиение единиц совокупности на группы, особенно если в качестве группировочных признаков выступает качественные признаки.

В случае построения группировки единиц совокупности по количественному признаку особое внимание необходимо обратить на объем изучаемой совокупности и степень вариации признака, положенное в основание группировки. При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большого количества групп, так как группы будут включать недостаточное число единиц объекта. Показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными.

Если статистика группируется по количественному признаку имеет задачу отразить распределение единиц совокупности по этому признаку, то количество групп, в этом случае, зависит от степени вариации группировочного признака. При этом можно предложить следующее: чем больше изменяемость признака, тем больше можно обратить групп. Поэтому при определении числа групп необходимо принять во внимание размах вариации признака (R), который определяется по следующей формуле:

R=Xmax - Xmin

 

Чем больше размах вариации признака, положенного в основание группировок, тем, как правило, может быть образовано большее число групп. При этом может возникнуть проблема образования пустых групп, т.е. групп, не содержащих ни одной единицы наблюдения. Кроме того слишком большое число групп затрудняет выявление закономерностей при исследовании социально-экономических явлений и процессов. Поэтому в каждом конкретном случае при определении числа групп следует исходить не только из степени вариации признака, но и из особенностей объекта и показателей, его характеризующих, а также цели исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: