Понятие предприятия и его основные признаки

На курсовой проект

Студентка Полекшанов Виталий Владимирович ______________________________

Группа НМТ-462206 __________________________________

Специальность/направление подготовки Теплофизика, автоматизация и экология промышленных печей

1. Тема курсового проекта Экономика и управление на металлургическом предприятии

2. Содержание работы, в том числе состав графических работ и расчетов

Введение.
1. Теоретическая часть (« Понятие о предприятии, цели, функции и принципы его деятельности »).
2. Расчетная часть.
2.1 Обоснование проектного объема производства и реализации продукции.
2.2 Расчет потребности в капитальных вложениях.
2.3 Расчет проектной себестоимости металлопродукции.
2.4 Оценка экономической эффективности технического перевооружения металлургического цеха.
Заключение.
Список использованной литературы.

3. Дополнительные сведения Исходные данные приведены в методических указаниях по выполнению курсового проекта. Задание 1, N=1.

4. План выполнения курсового проекта

Наименование элементов проектной работы Сроки Примечания Отметка о выполнении
Написание теоретической части 01.11.2019    
Выполнение расчетной части 20.12.2019    
Оформление пояснительной записки 25.12.2019    
Защита курсового проекта 29.12.2019    

 

Руководитель              _______________________ / Касьянов В. А. /

Студент                       _______________________ / Панина А. О. /

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу (проект)

Студента Полекшанов Виталий Владимировича группы НМТ-462206
                               (фамилия имя отчество)

Тема курсовой работы (проекта): Экономическая эффективность технического перевооружения металлургического цеха

Модуль/дисциплина________________________________________________

1. Соответствие результатов выполнения работы целям и задачам курсового проектирования результатам обучения по дисциплине/модулю

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Оригинальность и самостоятельность выполнения работы______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Полнота и глубина проработки разделов______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Общая грамотность и качество оформления текстового документа и графических материалов____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вопросы и замечания______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Общая оценка работы_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о рецензенте:
Ф.И.О.____________________________________________________________
Должность_________________________________________________________
Место работы_____________________________________________________
Уч. звание___________________________Уч. степень____________________
Подпись_________________                                        Дата_______________                                  

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 5

Понятие предприятия и его основные признаки. 7

Цель деятельности предприятия. 13

Функции предприятия. 16

Заключение. 17

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЦЕХА.. 18

2.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ. 18

2.2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.. 20

2.3. РАСЧЕТ ПРОЕКТНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.. 23

2.4. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТЕЙ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ.. 26

2.5 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЦЕХА.. 28

2.5.1 РАСЧЕТ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 28

2.5.2 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.. 29

2.5.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ.. 30

2.5.4 РАСЧЕТ СРОКА ОКУПАЕМОСТИ.. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 35

 


 























Введение

Развитие рыночных отношений в экономике неразрывно связаны с предпринимательской деятельности, как главным стратегическим ресурсом государства. Оно повышает благосостояние государства и его население, является главным элементом гражданского возрождения России и источником сильной государственной власти. Предпринимательство в основном формируется на инициативной самостоятельной деятельности граждан и их объединений, и играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства.

Потребность человека в свободном самовыражении личности действующего в условиях риска, определила основные черты предпринимателя. Характеризуя его, как собственника капитала, который ради реализации определённой коммерческой идеи и получения прибыли готов рисковать. Такие люди для эффективного развития собственного предприятия находятся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства. Поэтому предпринимательство, как способ хозяйствования в результате многовековой эволюции стал основой инновационного, продуктивного характера экономики многих развитых стран, а предприниматели или как их первоначально называли предприимчивые люди, продолжают действовать на рынке, как люди энергичные, азартные, склонные к рискованным операциям.

Определяя предпринимательство как экономический ресурс, состоящий из предпринимателей, предпринимательской инфраструктуры, предпринимательской этики и культуры, необходимо знать, что к предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а так же организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Очень близким к понятию «предприниматель» является понятие «менеджер», «управленец»4. Большинство их функций совпадают. Но менеджер всё же управляет и рискует чужими деньгами. А если глядеть глубже, то даже задачи управления у предпринимателя выглядят намного иначе, чем у наёмного менеджера. Основной формой организации предпринимательства является предприятие.

Рассматривая предприятие, как субъект экономических отношений в рамках частного или коллективного общего капитала, как процесс поиска новых возможностей, использования новых технологий, поиск вложения капитала, преодоление старых стереотипов управления, его можно назвать предпринимательским предприятием [6].

Российское предпринимательство (предпринимательская деятельность) официально стало развиваться с 1 января 1991 г., когда вступили в силу первые российские законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г.«О собственности в РСФСР», а также Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [7].

В конце 1991 – начале 1992 годов, на основании законов «О собственности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О крестьянском фермерском хозяйстве», и др. были разработаны и экономической деятельности. В Конституции РФ начиная с 1993 г. было закреплено право на свободное осуществление предпринимательской опубликованы указы Президента РФ: «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г.; «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 декабря 1991 г. и ряд других законов и положений [8]. Сейчас в Конституции РФ статья 34 имеет следующее содержание: «…каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».


Понятие предприятия и его основные признаки

В юридической деятельности и литературе очень часто используются два смежных понятия — предприятие и фирма. Нередко они рассматриваются как синонимы. Тем не менее, в экономических науках понятием фирма, как правило, обозначается такая единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства товаров и услуг с использованием различных факторов производства [1]. Их идентичность может быть оправдана тем фактом, если предприятие является самостоятельным юридически лицом, способная на реализацию собственных экономических интересов. Чаще всего имеется в виду крупная многопрофильная организация со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Наряду с этим в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма — это всего лишь общее наименование учреждения.

С точки зрения российского законодательства в предпринимательской сфере субъектом экономических отношений являются коммерческие организации, предприятия, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Характер и особенности деятельности предприятий на протяжении большого хода всего мирового производства  позволили сформулировать следующее определение.

Предприятие – это самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги [2]. Предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, объединяющий сотрудников для достижения общих целей, несущий социальную ответственность в экономической системе общества и действующий рационально. Рациональность определяется системой целей предприятия, которая способствует объединению рабочих и машинных сил, финансовых единиц. Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работников со средствами производства. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция), а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания.

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность: само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объём производства товарной продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет вести сотрудничество, решает вопросы оплаты труда подразделения, ценообразования, распоряжается выручкой от производства. Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несёт полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности и отвечает за нарушение договорных, кредитных и налоговых обязательств.

Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

1. Частные – существуют как полностью самостоятельные и независимые предприятия, однако у государства есть доля их капитала, но не преобладающая;

2. Государственные (муниципальные) – предприятия, на которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50 %) или которые контролируются работающими на этих предприятиях государственными чиновниками;  

3. Смешанные – объединение признаков частных и государственных предприятий;

По размерам предприятия подразделяются на:

1. Малые (преобладающие)

2. Средние

3. Крупные

По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве — 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности — 100 человек.

В 2016 г. по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, общее количество предприятий в России (включая юридические лица индивидуальных предпринимателей) составило 5 671 909, из них микропредприятий – 5 380 768 (94,87%), малых – 270 540 (4,77%), средних – 20 601 (0,36%). В структуре ВВП развитых стран, таких как США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея доля малых и средних предприятий составляет 50-60%, в России 21% (данные 2015 года). Представленные данные подтверждают, что развитие предпринимательства, особенно малых и средних предприятий, является основным фактором экономического роста [6].

 

По отраслевой принадлежности предприятия подразделяются на [3]:

1. Промышленные предприятия (производство товарной продукции)

2. Торговые предприятия (дистрибуция товарной продукции)

3. Транспортные предприятия (перевозка товарной продукции)

4. Предприятия в сфере финансовых услуг (банки, страховые организации)

5. Предприятия в сфере услуг (гостиницы, консалтинговые фирмы)

Основные признаки предприятия сформулированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, а именно:

1. Обладает правами юридического лица;

2. Производит товарную продукцию;

3. Наличие обособленного имущества;

4. Наличие цели производственной деятельности;

5. Подлежит государственной регистрации;

6. Действует на основании устава или учредительного договора

7. Способно выступать на рынке от своего имени;

8. Вы ступает на рынке в качестве объекта различных сделок;

9. Право предприятия быть истцом, а также ответчиком в арбитражном суде;

10.  Имеет свое наименование и юридический адрес;

11.  Ориентация на капитал как на самовозрастающую стоимость.

Признаки предприятия характеризуют взаимозависимость элементов внутренней структуры предприятия, которые влияют на выполнение цели предприятия и решение задач.

На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы, которые подразделяются на внутренние и внешние:

К внешним относятся:

1. Политическая обстановка внутри страны и за её пределами;

2. Инфляция;

3. Соотношение спроса и предложения, колебание цен на мировом рынке;

4. Деятельность государства.

К внутренним относятся:

1. Совершенствование организации производства и труда;

2. Способность руководителя к управлению предприятием в условиях рынка;

3. Инвестиционная и инновационная политика предприятия;

4. Социально-психологическое состояние коллектива;

Цикл жизни предприятия, в течение которого оно обладает жизнеспособностью, состоит из четырёх взаимосвязанных стадий [6]:

1. Выход на рынок

2. Рост

3. Зрелость

4. Упадок

Первая стадия характеризует процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала для выхода на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии предприятие расширяет производственные мощности, наращивает темпы роста продаж. На третьей стадии жизненного цикла предприятия в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. На четвертой стадии происходит снижение объемов продажи и сокращение прибыли. На последней стадии предприятию необходимо предпринять все меры для выживания на рынке, с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: