V. Проблемы и перспективы

Не всегда и не всех детей удаётся привести к блистательному результату в конце учебного года. Не всегда удаётся сохранить у них желание учиться и верить в свои собственные силы. Психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться только в том случае, когда он знает, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост.

Задача состоит в том, чтобы найти и развить такие формы контроля, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной деятельности учащихся, показали бы, что главное - не само испытание (сдал или не сдал), а знания, для получения которых школьник и учится.

Расширение диапазона применения созданных контрольных заданий и поиск новых вариантов для выявления уровня знаний с учётом оптимальных возможностей учащихся – вот задача, над которой предстоит поработать.

Вершина мастерства учителя заключается в умении активизировать процесс контроля, привлечь к работе весь класс, научить детей конструированию способов собственных учебных и познавательных действий при решении конкретных задач.

Нужна ориентация на гармоничное развитие личности учащихся, а значит - необходимо искать новые, наиболее эффективные методы контроля знаний.

Литература

1. Анифриева Е.Н. Нетрадиционная форма контроля знаний // Химия в школе. – 1997. - №3.

2. Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. Химия: 8 – 9 классы: Дидактические карточки. – М.: Вентана – Граф, 2004.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПБ.: КАРО, 2004.

4. Кононова Т.Ф. Зачёт в форме соревнования // Химия в школе. – 2004. - №5.

5. Коротышёва Ю.Н. Об уроках взаимообучения и взаимоконтроля // Химия в школе. – 2002. - №8.

6. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

7. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МартТ», 2003.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов – н/Д: Издательство «Учитель», 2005.

9. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого – педагогический аспект: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Новая школа, 1995.

10. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

11. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. –

М.: Педагогическое общество России, 1999.

12. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

13. Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся: Исследование на материале учебного предмета химии. – М.: Педагогика, 1982.

14. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения: Учебное пособие. - Чита: Издательство ЗабГПУ, 2001.

15.Титова И.М. Малый химический тренажёр: Технология организации адаптационно-развивающих диалогов: Комплект дидактических материалов для 8 – 11 классов общеобразовательной школы. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2001.

16. Устинова Т.В. Тестовый само- и взаимоконтроль // Химия в

школе. – 2005. - №1.

17. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., Просвещение, 1987.

18. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.

 

 

Приложение 1

Психолого-педагогические особенности учащихся

Ф.И. учащихся Пол Фактический возраст Скорость реакции (в сек.) Темперамент Тип хроники Вид канала восприятия Социально-психологические характеристики «рейтинг» 1 - 18
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.13.14.15.16.17. 18. А. Роксана Б. Наташа Г. Виктор Д. Сергей З. Дарья З. Костя К. Сергей К. Алексей М. Олег Л. Юлия Н. Алина Н. Катя О. Рашид П.Влад.-р Р. Алекс.-р С. Ольга Х. Алеся Я. Марина Ж. Ж. М. М. Ж. М. М. М. М. Ж. Ж. Ж. М. М. М. Ж. Ж. Ж. 14 15 14 15 14 14 14 15 14 14 15 15 17 14 15 15 14 15 5 12 8 5 7 8 5 12 5 2 4 8 11 7 12 8 6 3 Флегматик Флегматик Флегматик Сангвиник Холерик Сангвиник Сангвиник Сангвиник Флегматик Сангвиник Холерик Флегматик Флегматик Сангвиник Сангвиник Флегматик Сангвиник Сангвиник Дерматит - - - - Миопия Инф.ТБЦ Эцеф.-тия Энурез - - Аллергия Грыжа Аллергия Гастрит Энурез ДЖВП - Аудиал Визуал Визуал Визуал Визуал Кинестет Аудиал Аудиал Визуал Аудиал Кинестет Визуал Кинестет Кинестет Аудиал Аудиал 4 15 6 13 9 17 5 14 18 1 7 12 16 8 10 11 2 3

 

Приложение 2

Диагностическая работа

(проводится в 9 классе после летних каникул)

1. Поясните, что означают приведённые записи:

Сl, 2Сl, Сl, Сl, 2Нl.

2. Определите степени окисления атомов по формулам веществ:

Н, ССl, Na S, СL O, Н S, CuJ.

3. Допишите уравнения практически осуществимых химических реакций и рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации веществ.

4. Определите заряд ядра, общее число электронов, распределение электронов по энергетическим уровням, число электронов на внешнем энергетическом уровне атома натрия.

5. Вычислите массовые доли химических элементов по формуле вещества FeS.

6. Предложите способы различения газов, находящихся в сосудах без этикеток: водорода и кислорода.

Приложение 3

 

Химический диктант «Согласны ли вы»?

Зачитываются утверждения, а учащиеся должны ответить «да» или «нет» или поднять руку, если «да» (устно). Например, 9 класс тема, «Кислород».

 

1. Кислород – газообразное вещество.

2. Молярная масса кислорода 16 г/моль.

3. В одной молекуле воды содержатся два атома кислорода.

4. Кислород количеством 2 моль имеет массу 64 г.

5. В молекуле кислорода химическая связь ковалентная полярная.

6. В лаборатории кислород получают путём разложения воды.

7. Кислород поддерживает дыхание о горение.

8. Озон – аллотропное видоизменение кислорода.

Приложение 4

 

Химический диктант


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: