Класс. Тема «Сравнительная характеристика углеводородов»

Учащиеся записывают в столбик названия изученных классов углеводородов. Зачитываются предложения, учащиеся ставят его номер рядом с названием того класса, для которого это утверждение справедливо.

1. В молекулах этих веществ две двойные связи.

2. Большая часть состава природного газа приходится на долю представителя этого класса веществ.

3. Эти вещества – сырьё для получения резины.

4. Общая формула этого класса веществ.

5. Основной представитель этого класса – ацетилен.

6. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.

7. Атомы углерода в молекулах этих углеводородов находятся в состоянии - гибридизации.

8. Общая формула этого класса веществ.

9. В молекулах этих веществ ода тройная связь.

10.Один из важнейших представителей этих веществ – этилен.

11.Впервые вещества этого класса в нашей стране были получены по способу С.В. Лебедева.

12.Из вещества этого класса получают жидкость, используемую в качестве антифриза.

13.Одно из веществ этого класса получают карбидным методом.

14.Основное химическое свойство этих веществ – способность вступать в реакции замещения.

15.Для веществ этого класса характерна цис -, транс -, изомерия.

16.Атомы углерода в молекулах этих веществ находятся только в  - гибридном состоянии.

17.Изопрен – представитель этих веществ.

18.В молекулах этих веществ есть атомы углерода, находящиеся в sp – гибридном состоянии.

19.Эти вещества называют парафинами.

20.Общая формула этих веществ.

21.Хлоропроизводную этих веществ получают с помощью реакций, идущих по свободно – радикальному механизму.

22.Основным представителем этого класса является метан.

23.Представители этого класса веществ имеют следующие формулы:

24.Одно из веществ этого класса получают дегидратацией этилового спирта.

25.Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.

26.Эти вещества можно получить реакцией Вюрца.

27.При дегидрировании этих веществ при высокой температуре и давлении получают алкены.

 

28.Представители этого класса веществ имеют следующие формулы: …, …, … и т.д.

Ответы:

Алканы: 2, 8, 14, 16, 19, 21, 22, 23, 26, 27.

Алкены: 6, 7, 10, 12, 17, 20, 24, 28.

Алкадиены: 1, 3, 4, 7, 11, 15, 17.

Алкины: 4,5,9,13,18,25,27.

Приложение 5

Сказка о самолюбивом Na

В некотором царстве, в некотором государстве на станции «Периодическая система Д.И. Менделеева», в подъезде щелочные, на III этаже жил-был красавец принц, которого звали Na. В подъезде у него было очень много друзей, но с некоторыми он враждовал. Вот однажды заявляет Mg:

Все воюют и воюют!

Сколько ж можно воевать?

Что-то делят, делят, делят –

Не могу никак понять!

Если б сами воевали,

Кто сидит там на верху,

То подумали тогда бы:

Начинать иль нет войну?

Если б сами побывали

Под обстрелом, да в бою,

То тогда б они ценили

Жизнь чужую, как свою;

Все вопросы разрешали

Только мирным бы путём:

За столом переговоров,

А не «точечным» огнём.

Сколько можно судеб гробить?!

Сколько ж мы кладём ребят?!

Молодых, здоровых, сильных!

Это надо же понять!

Тут кричит супруга Ba(рия) тёте Mg(нии):

Это правда, тётя Mg

Ни к чему нам воевать

И терять таких красивых,

Молодых таких ребят».

Mg(ния):

С вами полностью согласна:

Им бы только жить да жить,

Можно как-то и без войн

Все проблемы разрешить.

Na вступал в войны постоянно первым, он считал себя главным победителем. И вот дело было вечером, делать было нечего. Собирает Na всех друзей на заседание. Сообщает Na всем: «Выбирайте вы меня, буду главным я всегда! Я ведь очень, очень мягкий, легче даже я воды, и вообще я лучше всех, серебристо-белый металл. Очень я активный парень, реагирую с водой. Даже дамочек я лучше».

Перебив тут К друга заявляет вслух:

Зря коллега, вы, кричите

На прелестных наших дам,

А хотите ваш голубчик,

Я настойку брома дам?

Успокаивает нервы,

Восстанавливает сон,

Отдохните, отоспитесь-

Будет лучше вам потом!

 

Na: «Ладно, ладно успокойтесь, сядьте, господин вы мой, и послушайте, что поведаю я вам. Я жизненно важный элемент, активно участвую в минеральном обмене, в организмах животных и человека. А также обладаю в эритроцитах крови, в сыворотке, пищеварительных соках и играю огромную роль в водно-солевом обмене и поддерживании кислотно-щелочного равновесия, присутствую в тканях растений, вхожу в состав многих лекарственных препаратов. Вот такой я сильный и могучий воин, а также очень распространённый в жизни человека и в природе».

 

Автор: Халецкая Алеся, ученица 9-а класса.

 

 

Приложение 6

 

Химическое домино (групповая и индивидуальная игра)

На карточках 8 х 4 см. написаны фрагменты формул Na, ОН, Н, О, Н, (ОН), Са, Сl, и т.д. Первый ученик кладёт одну из своих карточек, а второй – такую, которая в совокупности с первой образует правильную формулу вещества. Например, используется следующий комплект при изучении классифмкации кислот.

 

 

Приложение 7

 

Игра «Третий лишний»

(фронтальная, групповая или индивидуальная)

Из трёх уравнений химических реакций учащимся необходимо выбрать то, которое отличается от двух других.

Примеры карточек:

1) Определить лишний по типу реакций.

 

2) Определить лишний по изменению степени окисления химических элементов.

 

3) Определить лишний по тепловому эффекту.

Приложение 8

Дидактическая игра «Реакция»

Эта индивидуальная игра используется для отработки умений составлять уравнения химических реакций и классифицировать их.

На карточках записываются уравнения реакций и разрезаются по знаку равенства. Игрок должен правильно составить уравнения реакций и распределить карточки по типу реакций.

 

Приложение 9

Дидактическая групповая игра «Формула»

 

Используется для отработки умений составлять формулы солей, кислот.

Вырезают полоски из цветного картона или бумаги, один набор одного цвета 8 х 3 см., складывают их пополам цветной стороной наружу. На верхней стороне пишут название вещества, а на внутренней его химическую формулу. Затем скрепкой скрепляют обе половинки. Игроки по очереди берут любые карточки (их кладут названиями вниз), читают название вещества и записывают на листке его формулу. Затем проверяют правильность, сняв скрепку. Если ответ был правильным, то игрок забирает карточку, если нет, то возвращает её, и карточки снова перемешивают.


[1] Фридман Л.М. «Педагогический опыт глазами психолога» - М: Просвещение, 1987.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: