Учащиеся записывают в столбик названия изученных классов углеводородов. Зачитываются предложения, учащиеся ставят его номер рядом с названием того класса, для которого это утверждение справедливо.
1. В молекулах этих веществ две двойные связи.
2. Большая часть состава природного газа приходится на долю представителя этого класса веществ.
3. Эти вещества – сырьё для получения резины.
4. Общая формула этого класса веществ.
5. Основной представитель этого класса – ацетилен.
6. В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
7. Атомы углерода в молекулах этих углеводородов находятся в состоянии - гибридизации.
8. Общая формула этого класса веществ.
9. В молекулах этих веществ ода тройная связь.
10.Один из важнейших представителей этих веществ – этилен.
11.Впервые вещества этого класса в нашей стране были получены по способу С.В. Лебедева.
12.Из вещества этого класса получают жидкость, используемую в качестве антифриза.
13.Одно из веществ этого класса получают карбидным методом.
|
|
14.Основное химическое свойство этих веществ – способность вступать в реакции замещения.
15.Для веществ этого класса характерна цис -, транс -, изомерия.
16.Атомы углерода в молекулах этих веществ находятся только в - гибридном состоянии.
17.Изопрен – представитель этих веществ.
18.В молекулах этих веществ есть атомы углерода, находящиеся в sp – гибридном состоянии.
19.Эти вещества называют парафинами.
20.Общая формула этих веществ.
21.Хлоропроизводную этих веществ получают с помощью реакций, идущих по свободно – радикальному механизму.
22.Основным представителем этого класса является метан.
23.Представители этого класса веществ имеют следующие формулы:
24.Одно из веществ этого класса получают дегидратацией этилового спирта.
25.Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
26.Эти вещества можно получить реакцией Вюрца.
27.При дегидрировании этих веществ при высокой температуре и давлении получают алкены.
28.Представители этого класса веществ имеют следующие формулы: …, …, … и т.д.
Ответы:
Алканы: 2, 8, 14, 16, 19, 21, 22, 23, 26, 27.
Алкены: 6, 7, 10, 12, 17, 20, 24, 28.
Алкадиены: 1, 3, 4, 7, 11, 15, 17.
Алкины: 4,5,9,13,18,25,27.
Приложение 5
Сказка о самолюбивом Na
В некотором царстве, в некотором государстве на станции «Периодическая система Д.И. Менделеева», в подъезде щелочные, на III этаже жил-был красавец принц, которого звали Na. В подъезде у него было очень много друзей, но с некоторыми он враждовал. Вот однажды заявляет Mg:
Все воюют и воюют!
Сколько ж можно воевать?
Что-то делят, делят, делят –
Не могу никак понять!
Если б сами воевали,
|
|
Кто сидит там на верху,
То подумали тогда бы:
Начинать иль нет войну?
Если б сами побывали
Под обстрелом, да в бою,
То тогда б они ценили
Жизнь чужую, как свою;
Все вопросы разрешали
Только мирным бы путём:
За столом переговоров,
А не «точечным» огнём.
Сколько можно судеб гробить?!
Сколько ж мы кладём ребят?!
Молодых, здоровых, сильных!
Это надо же понять!
Тут кричит супруга Ba(рия) тёте Mg(нии):
Это правда, тётя Mg
Ни к чему нам воевать
И терять таких красивых,
Молодых таких ребят».
Mg(ния):
С вами полностью согласна:
Им бы только жить да жить,
Можно как-то и без войн
Все проблемы разрешить.
Na вступал в войны постоянно первым, он считал себя главным победителем. И вот дело было вечером, делать было нечего. Собирает Na всех друзей на заседание. Сообщает Na всем: «Выбирайте вы меня, буду главным я всегда! Я ведь очень, очень мягкий, легче даже я воды, и вообще я лучше всех, серебристо-белый металл. Очень я активный парень, реагирую с водой. Даже дамочек я лучше».
Перебив тут К друга заявляет вслух:
Зря коллега, вы, кричите
На прелестных наших дам,
А хотите ваш голубчик,
Я настойку брома дам?
Успокаивает нервы,
Восстанавливает сон,
Отдохните, отоспитесь-
Будет лучше вам потом!
Na: «Ладно, ладно успокойтесь, сядьте, господин вы мой, и послушайте, что поведаю я вам. Я жизненно важный элемент, активно участвую в минеральном обмене, в организмах животных и человека. А также обладаю в эритроцитах крови, в сыворотке, пищеварительных соках и играю огромную роль в водно-солевом обмене и поддерживании кислотно-щелочного равновесия, присутствую в тканях растений, вхожу в состав многих лекарственных препаратов. Вот такой я сильный и могучий воин, а также очень распространённый в жизни человека и в природе».
Автор: Халецкая Алеся, ученица 9-а класса.
Приложение 6
Химическое домино (групповая и индивидуальная игра)
На карточках 8 х 4 см. написаны фрагменты формул Na, ОН, Н, О, Н, (ОН), Са, Сl, и т.д. Первый ученик кладёт одну из своих карточек, а второй – такую, которая в совокупности с первой образует правильную формулу вещества. Например, используется следующий комплект при изучении классифмкации кислот.
Приложение 7
Игра «Третий лишний»
(фронтальная, групповая или индивидуальная)
Из трёх уравнений химических реакций учащимся необходимо выбрать то, которое отличается от двух других.
Примеры карточек:
1) Определить лишний по типу реакций.
2) Определить лишний по изменению степени окисления химических элементов.
3) Определить лишний по тепловому эффекту.
Приложение 8
Дидактическая игра «Реакция»
Эта индивидуальная игра используется для отработки умений составлять уравнения химических реакций и классифицировать их.
На карточках записываются уравнения реакций и разрезаются по знаку равенства. Игрок должен правильно составить уравнения реакций и распределить карточки по типу реакций.
Приложение 9
Дидактическая групповая игра «Формула»
Используется для отработки умений составлять формулы солей, кислот.
Вырезают полоски из цветного картона или бумаги, один набор одного цвета 8 х 3 см., складывают их пополам цветной стороной наружу. На верхней стороне пишут название вещества, а на внутренней его химическую формулу. Затем скрепкой скрепляют обе половинки. Игроки по очереди берут любые карточки (их кладут названиями вниз), читают название вещества и записывают на листке его формулу. Затем проверяют правильность, сняв скрепку. Если ответ был правильным, то игрок забирает карточку, если нет, то возвращает её, и карточки снова перемешивают.
[1] Фридман Л.М. «Педагогический опыт глазами психолога» - М: Просвещение, 1987.
|
|