Система заданий взаимо- и самоконтроля

Традиционные системы контроля знаний «грешат» одним существенным недостатком: «нити» контроля и «рычаги управления» находятся в руках учителя, что лишает учащихся инициативы, самостоятельности в учёбе.

Наряду с этим, внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать её лучше, а при целенаправленной работе способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.

Значимость функций взаимоконтроля предопределяется более ответственным отношением учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. При проведении же самоконтроля осознаётся правильность своих действий, что выражается в его направленности на предупреждение или обнаружение уже совершённых ошибок.

Повышение эффективности контроля связано с переходом от внешнего контроля со стороны учителя к самоконтролю. Как же научить ученика контролировать собственный учебный труд? Для превращения учащихся, особенно подростков и старшеклассников, в активных субъектов контрольно-оценочного компонента существуют объективные психологические предпосылки. Это возрастные изменения, проявляющиеся в тяге подростков к самостоятельности, в их желании перейти от контроля и оценки со стороны учителя к самоконтролю и самооценке. Самоконтроль, самоанализ в этом возрасте становятся средствами самореализации. Для превращения ученика в активного субъекта контрольного компонента всей учебной деятельности, в ходе выполнения которой он сам будет осуществлять проектирование, планирование, мотивацию, контроль, коррекцию.

Каковы же приёмы формирования самоконтроля в обучении? Отвечая на этот вопрос, Д.Б.Эльконин пишет: «Есть основание предполагать, что формирование контроля идёт от контроля за действиями другого к контролю за собственными действиями».

Для адекватной оценки учеником собственной работы ему необходимо сначала иметь информацию о работе товарища, имея такую информацию, он сравнивает свою работу с работой одноклассника. Вообще говоря, человек более требователен к другому, его поступкам, характеру, поведению в целом, чем к себе. Осуществляя контроль за работой товарища, ученик как бы выступает в роли учителя. Этот новый для него статус «ученика – учителя» требует от него беспристрастного, объективного подхода к работе своего товарища. Контроль за работой другого служит для ученика толчком к росту самооценки и условием пробуждения самоконтроля. Проконтролировав работу товарища, найдя в ней ошибки и недочёты, ученик столь же требовательно относится к собственной учебной деятельности.

Автором в практической работе широко используется взаиморецензирование, когда учащиеся после выполнения самостоятельной работы обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга, а затем – свою собственную. Группа учеников (4 – 5 человек) предъявляет выполненное на уроке или дома задание, а остальная часть класса анализирует ответы товарищей. Карточки-тренажёры используются для работы в парах. Взаимоконтроль применяется при работе в группах по 5 – 6 человек (есть «сильные» и «слабые»). Каждому ученику выдаётся индивидуальная карточка с заданиями, выполнение регламентировано и заполняется в таблице:

 

№ задания Выполнение задания Ф.И. ученика, выполняющего задание Ф.И. ученика, проверяющего задание
       

 

На уроке учащиеся работают по алгоритму:

I. Выполнение задания:

1. Впишите № задания в таблицу.

2. В следующей графе выполните данное задание.

3. В соответствующей графе напишите свою фамилию.

4. По сигналу учителя передайте карточку с заданием и таблицу соседу справа.

II. Проверка задания:

1. Получите карточку с заданием и таблицу от соседа слева.

2. Красным цветом проверьте правильность выполнения задания. Если не можете это сделать - проконсультируйтесь у членов своей группы.

3. Поставьте отметку за работу.

4. Напишите свою фамилию в соответствующей графе.

5. По сигналу учителя приступите к выполнению следующего задания.

Понимая, что правильное выполнение одноклассниками предыдущего задания облегчит и ускорит их собственную работу, школьники стремятся во время проверки не только исправить ошибки товарищей. Но и объяснить им правильное решение.

Устный взаимоконтроль представляется автором в виде пронумерованного перечня вопросов. Каждый ученик мысленно отвечает на них, зачёркивая в тетрадях соответствующий номер. Не зачёркнутые номера – вопросы, ответы на которые помогут дать товарищи.

Уроки взаимоконтроля помогают учащимся самим или с помощью одноклассников оценить уровень своих знаний и способностей. Когда ученик выступает в роли учителя и в доступной для себя и товарищей форме объясняет материал, исправляет ошибки, отвечает на вопросы, он не только сам лучше понимает материал, но и выводит слабого ученика на более высокую ступень познания. В результате таких уроков одни школьники избавляются от излишней самоуверенности и самоуспокоенности; другие не только начинают яснее осознавать пробелы в своих знаниях, но и стремятся их ликвидировать; третьи понимают, что удачный ответ на вопрос окрыляет, поднимает в собственных глазах и в глазах товарищей, укрепляет чувство собственного достоинства.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделять ознакомлению и овладению учащимися приёмами проведения контролирующих действий.

Приёмы самоконтроля:

- сверка с образцом (ответом);

- повторное решение задачи, выполнение упражнения;

- проверка полученных результатов;

- использование различных способов вариантов при выполнении задания;

- моделирование;

- примерная оценка искомых результатов;

- проверка на частном случае;

- испытание получаемых результатов по косвенным примерам.

Обучение навыкам самоконтроля становится более эффективным при сочетании его с взаимоконтролем, так как при этом повторяются одни и те же мыслительные операции, повторяются логические пути. Таким образом, самоконтроль становится для учащихся привычной деятельностью.

В качестве инструмента самоконтроля используются и тесты различных видов. По характеру умственных действий учащихся это тесты, требующие простого воспроизведения знаний, анализа, выполнения определённых действий (вычисления, сопоставления, решения задач и т. д.)

Наиболее удачны смешанные тесты. Например, в 9 классе при изучении темы «Подгруппа углерода» можно использовать устный тест, номер ответа на который учащиеся сигнализируют поднятием соответствующего количества пальчиков. А при обобщении знаний по этой же теме (Урок «чистой доски») применяется тест дополнения, выбора ответа, напоминания, воспроизведения информации.

 

Тестовый контроль.

 

Тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценки знаний. Объективность достигается путём стандартизации процедуры проведения тестирования. Тесты – это более ёмкий инструмент контроля, так как можно проверить знания по многим темам одновременно. В то же время тесты считаются более мягким инструментом оценивания, они ставят всех учащихся в равные условия, что снижает нервное напряжение по сравнению с другими видами опроса. Кроме того, ученик получает некоторое право на ошибку, которую он при традиционном способе оценивания не имеет.

По целям использования тесты подразделяются на предварительные, итоговые и тесты текущего контроля,. Тестовые задания используют для индивидуального или фронтального контроля.

По характеру умственных действий учащихся можно выделить тесты, требующие простого воспроизведения знаний, анализа, выполнения определённых действий (вычисления, сопоставления, решения задач и т. д.)

Тестовые задания по уровню усвоения знаний. Задания первого уровня: опознание, узнавание и различение понятий. Задания второго уровня предполагают воспроизведение информации. Задания третьего уровня проверяют умение решать типовые задачи. Задания четвёртого уровня рассчитаны на творческое применение полученных знаний.

Наиболее удачны смешанные тесты.

Устный тест.

Тест. 1. Sn

2. C

3. Pb

4. Si

1. Элемент, который входит в состав любого органического вещества.

2. Элемент, который занимает II место по распространению в земной коре.

3. Встречается в природе в свободном состоянии и в виде соединений.

4. Встречается только в виде соединений.

5. В наружной оболочке 4 е.

Работа с мини - тренажёром. Каждый ученик получает дидактическую карточку с указанием своего варианта. Учитель формулирует задание и называет фамилию отвечающего. Последний начинает устный ответ по заданию с указанием номера варианта его карточки. Остальные учащиеся следят по своим карточкам за правильностью ответа, а при наличии ошибок и готовности внести исправления поднимают руку. Как правило, после 6 – 7 предложений, произнесённых учеником, инициатива передаётся следующему отвечающему.

Примеры заданий к таблице №1 (см.приложение):

1. Назовите вещества, формулы которых приведены в вашем варианте.

2. Объясните, к какому классу соединений относится каждое из них.

3. Выберите формулы веществ, способных вступать в реакции присоединения, дайте объяснения и т. д.

Блоки мини-тренажёра можно использовать для дифференцирования занятий по степени сложности. Например, в то время как основная часть класса работает с учителем, участвуя в общем фронтальном диалоге, «сильные» ученики, не нуждающиеся в продолжении тренировочной деятельности, выполняют более сложные упражнения. Текст заданий пишется на доске. Примеры таких заданий:

- Составьте схему генетической связи, начинающуюся с соединения, формула которого расположена во второй строке вашего варианта.

- Составьте схему генетической связи соединений, в неё войдут вещества, формулы которых указаны в вашем варианте под №2 и 5.

- Выпишите из всех вариантов формулы аминов. Расположите их в порядке усиления основных свойств. Дайте обоснование.

Опрос идёт в очень быстром темпе. Каждый ученик имеет возможность не только слушать других, но и проверять свой собственный вариант ответа, то есть осуществлять самоконтроль. При желании есть возможность самоутвердиться: поднять руку, получить право говорить и с «блеском» ответить.

Самооценка здесь превалирует над оценкой со стороны товарищей и учителя. Опыт показывает, через 7 – 8 уроков практически все учащиеся классифицируют и называют вещества без ошибок. Это способствует возникновению ощущения собственной компетентности на уроке, что даёт необходимый импульс для более сложного обучения.

Лабиринты - это тесты, содержащие тезисы по изучаемой теме. Принцип работы несложен. Каждый тезис записан в карточке, которой присвоен номер. От карточек идут стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными. Задание считается выполненным, если учащийся без ошибок прошёл от первого тезиса до последнего. Эта форма контроля приближена к игровой, что позволяет активизировать работу. Интерес к конечному результату побуждает каждого ученика к самостоятельному, внимательному и вдумчивому выполнению задания.

Итак, правильно организованный контроль позволяет определить, достигнуты ли цели обучения; дает возможность учащимся корректировать свои знания, воспитывает целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, самостоятельность.

Контроль результатов обучения важен и для учителя, так как позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс.

Ниже вашему вниманию предлагается алгоритм контроля.

 

Алгоритм контроля

1. Определение объекта и субъекта контроля, то есть определения того, что необходимо проконтролировать: знания, умения, навыки ученика или умение ими пользоваться в различных ситуациях.

2. Определение цели или результата контроля.

3. Определение технологии контроля или последовательности его операций, этапов проведения контроля.

4. Определение средств контроля, с помощью чего осуществляется контроль: экзаменационные билеты, карточки, тесты, контрольные задания, использование ТСО и т. п.

5. Собственно контроль – осуществление намеченной технологии контроля.

6. Оценка результатов контроля, соотнесение их с намеченной целью контроля.

7. Разработка педагогических мер по повышению качества обучения.

8. Оценка действенности используемых мер.

9. Корректировка организации контроля с целью его оптимизации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: