Нравственное воспитание в процессе труда

Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производитель­ности, несущей моральное удовлетворение трудящемуся, вызвать у него эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как сис­тема, с четко выраженными и взаимодействующими основными структурными элементами.

Ведущий элемент системы — цель труда.Она может быть пред­ставлена в нескольких видах: как личная и коллективная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление личности к приоб­ретению знаний, умений, навыков, способов творческой деятельнос­ти, как средство нравственно-эстетического развития детей, форми­рования у них моральных качеств, умения видеть красоту окружаю­щего мира, любоваться ею, использовать в творческом труде. Все эти грани общей цели в процессе труда решаются в единстве, способ­ствуют эффективной реализации друг друга. Приобщение учащихся в доступных формах к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстети­ческими ценностями. К формированию у школьников психологичес­кой установки на труд привлекаются средства массовой информации, литература и искусство. Укрепление социально ценных установок, мотивов, побуждающих детей к труду, происходит в процессе трудо­вой деятельности под руководством учителей труда, наставников, всего педагогического коллектива, родителей.

Нравственно-эстетическое отношение школьников к трудовому заданию активизируется в результате постановки перед ними личностно значимой перспективы. Укрепляя навык, формируя сноровку, систему умений, труд активно способствует самоутверж­дению ребенка, дает ему возможность почувствовать себя сильным, ловким, умелым. Свободное владение навыком создает благоприят­ные условия для творчества и духовного самовыражения, рождает у детей ощущение и переживание высшей эстетической радости от са­мостоятельно сотворенной красоты.

Воспитательно-эффективный труд, претендующий на позитив­ное эстетическое воздействие, начинается с тщательной подготовки к деятельности и рабочего места. Безалаберность приводит к простоям и праздности, влечет за собой нравственно-эстетическое отвра­щение ктруду. Первейшее условие нравственной привлекательнос­ти, эстетичности трудовых действий — четкая организация про­цесса труда и рабочего места.

Важным элементом процесса труда являются сформировавшиеся навыки, освобождающие ребенка от необходимости контроля за каж­дым действием, дающие возможность осмысления процесса в целом, рационализации и творчества. Благодаря системе навыков и умений в процессе труда возникает четкость, ритмичность действий, обеспе­чивающая равномерную затрату энергии и ее восстановление, рож­дается легкость и ловкость в движениях, развивается интуиция, ощу­щение собственного мастерства, раскованности, уверенности в успе­хе. Гармония физических движений рождает духовную внутреннюю красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Особенно воспитательно эффективен труд, когда ребенок творит в процессе его организации, в конструировании, ди­зайне, создании новых композиций, форм, цветовых решений. Про­явление себя творческой личностью рождает в школьнике ощущение красоты жизни и делает его труд прекрасным. В процессе такого тру­да развивается мышление, воображение, способность творчества, со­вершенствуется зоркость глаза, возникает тонкая способность вос­приятия звуков, чуткость осязания. Происходит совершенствование сущностных сил.

Коллективные отношения в труде как итоговый элемент его процесса активно формируют нравственное и эстетическое сознание, т.е., их личностные качества. Личность оттачивает свои черты и свойства в процессе деловых и дружеских коллективных отношений, общественные отношения улучшаются в результате совершенствования каждой личности.

Среди стимулов детской трудовой деятельности, совершенствующих отношения, важное место занимает соревнование. От качества его организации зависит эффективность его нравственного и эстетического влияния на школьников. Если в соревновании на первый план выступает борьба за общие цели, взаимная помощь и обмен опытом, то к детям вскоре приходит понимание красоты и благородства коллективного труда. Если же ребят захлестывает дух честолюбивой конкуренции и нездорового соперничества за первенство любыми средствами, то и поступки их становятся безобразными по существу и форме.

Совершенствованию коллективных отношений содействует четко поставленная перспектива трудовой деятельности, ее экономическая эффективность, тесная связь с жизнью. Красота отношений детей рождается в четкой организации труда. Строгое выполнение трудовых заданий, четкий режим труда, элементы хозрасчета, оценка по конечному результату – все это рождает отношения взаимной требовательности и коллективной ответственности, организованность и дисциплину, чувство хозяина и новаторство, творческую устремленность и дружескую взаимопомощь. Товарищеские, дружеские отношения становятся на прочный фундамент коллективно-трудовых, деловых отношений.

В процессе формирования коллективных отношений и нравственных качеств личности особое значение приобретает соединение трудовой деятельности детей с искусством. Отражение в литературе и искусстве производственных отношений взрослых, широкое обсуждение в ученических трудовых коллективах и объединениях произведений, посвященных труду, способствуют осознанию школьниками собственных отношений, нравственных качеств, выработке активной жизненной позиции, превращению коллектива и каждого его члена не только в объект, но и в субъект воспитания. Что такое труд для человека? Почему он должен быть творческим? Что такое совесть? Какой должна быть доброта? Откуда сегодня берутся стяжатели, жу­лики, эгоисты, бюрократы, властолюбцы, невежественные руководи­тели, недобросовестные работники, пьяницы, льстецы и подхалимы? Как вести борьбу за утверждение честных и справедливых норм по­ведения? Школьники сталкиваются с самыми различными проблемами, видят положительное и отрицательное в жизни и хотят получить на все вопросы убедительные ответы. Произведения искусств помогают ребятам понять, что происходит вокруг, их собственные отношения в труде и коллективе, самих себя, будят в них стремление к высокому и прекрасному.

В целях осуществления научно-педагогической организации труда необходима тщательная профессиональная подготовка учителей труда, мастеров, наставников. В нее, наряду со специальными знани­ями, следует вводить вопросы технической эстетики, дизайна, обще­го и прикладного искусства. Владея этим духовным богатством, пре­подаватель не сведет процесс труда к овладению узкопрофессиональ­ными навыками. Он организует его как широкий процесс формиро­вания жизненных отношений, воспитывающих развитую человечес­кую личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: