Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производительности, несущей моральное удовлетворение трудящемуся, вызвать у него эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как система, с четко выраженными и взаимодействующими основными структурными элементами.
Ведущий элемент системы — цель труда.Она может быть представлена в нескольких видах: как личная и коллективная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление личности к приобретению знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, как средство нравственно-эстетического развития детей, формирования у них моральных качеств, умения видеть красоту окружающего мира, любоваться ею, использовать в творческом труде. Все эти грани общей цели в процессе труда решаются в единстве, способствуют эффективной реализации друг друга. Приобщение учащихся в доступных формах к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями. К формированию у школьников психологической установки на труд привлекаются средства массовой информации, литература и искусство. Укрепление социально ценных установок, мотивов, побуждающих детей к труду, происходит в процессе трудовой деятельности под руководством учителей труда, наставников, всего педагогического коллектива, родителей.
|
|
Нравственно-эстетическое отношение школьников к трудовому заданию активизируется в результате постановки перед ними личностно значимой перспективы. Укрепляя навык, формируя сноровку, систему умений, труд активно способствует самоутверждению ребенка, дает ему возможность почувствовать себя сильным, ловким, умелым. Свободное владение навыком создает благоприятные условия для творчества и духовного самовыражения, рождает у детей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоятельно сотворенной красоты.
Воспитательно-эффективный труд, претендующий на позитивное эстетическое воздействие, начинается с тщательной подготовки к деятельности и рабочего места. Безалаберность приводит к простоям и праздности, влечет за собой нравственно-эстетическое отвращение ктруду. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация процесса труда и рабочего места.
Важным элементом процесса труда являются сформировавшиеся навыки, освобождающие ребенка от необходимости контроля за каждым действием, дающие возможность осмысления процесса в целом, рационализации и творчества. Благодаря системе навыков и умений в процессе труда возникает четкость, ритмичность действий, обеспечивающая равномерную затрату энергии и ее восстановление, рождается легкость и ловкость в движениях, развивается интуиция, ощущение собственного мастерства, раскованности, уверенности в успехе. Гармония физических движений рождает духовную внутреннюю красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Особенно воспитательно эффективен труд, когда ребенок творит в процессе его организации, в конструировании, дизайне, создании новых композиций, форм, цветовых решений. Проявление себя творческой личностью рождает в школьнике ощущение красоты жизни и делает его труд прекрасным. В процессе такого труда развивается мышление, воображение, способность творчества, совершенствуется зоркость глаза, возникает тонкая способность восприятия звуков, чуткость осязания. Происходит совершенствование сущностных сил.
|
|
Коллективные отношения в труде как итоговый элемент его процесса активно формируют нравственное и эстетическое сознание, т.е., их личностные качества. Личность оттачивает свои черты и свойства в процессе деловых и дружеских коллективных отношений, общественные отношения улучшаются в результате совершенствования каждой личности.
Среди стимулов детской трудовой деятельности, совершенствующих отношения, важное место занимает соревнование. От качества его организации зависит эффективность его нравственного и эстетического влияния на школьников. Если в соревновании на первый план выступает борьба за общие цели, взаимная помощь и обмен опытом, то к детям вскоре приходит понимание красоты и благородства коллективного труда. Если же ребят захлестывает дух честолюбивой конкуренции и нездорового соперничества за первенство любыми средствами, то и поступки их становятся безобразными по существу и форме.
Совершенствованию коллективных отношений содействует четко поставленная перспектива трудовой деятельности, ее экономическая эффективность, тесная связь с жизнью. Красота отношений детей рождается в четкой организации труда. Строгое выполнение трудовых заданий, четкий режим труда, элементы хозрасчета, оценка по конечному результату – все это рождает отношения взаимной требовательности и коллективной ответственности, организованность и дисциплину, чувство хозяина и новаторство, творческую устремленность и дружескую взаимопомощь. Товарищеские, дружеские отношения становятся на прочный фундамент коллективно-трудовых, деловых отношений.
В процессе формирования коллективных отношений и нравственных качеств личности особое значение приобретает соединение трудовой деятельности детей с искусством. Отражение в литературе и искусстве производственных отношений взрослых, широкое обсуждение в ученических трудовых коллективах и объединениях произведений, посвященных труду, способствуют осознанию школьниками собственных отношений, нравственных качеств, выработке активной жизненной позиции, превращению коллектива и каждого его члена не только в объект, но и в субъект воспитания. Что такое труд для человека? Почему он должен быть творческим? Что такое совесть? Какой должна быть доброта? Откуда сегодня берутся стяжатели, жулики, эгоисты, бюрократы, властолюбцы, невежественные руководители, недобросовестные работники, пьяницы, льстецы и подхалимы? Как вести борьбу за утверждение честных и справедливых норм поведения? Школьники сталкиваются с самыми различными проблемами, видят положительное и отрицательное в жизни и хотят получить на все вопросы убедительные ответы. Произведения искусств помогают ребятам понять, что происходит вокруг, их собственные отношения в труде и коллективе, самих себя, будят в них стремление к высокому и прекрасному.
|
|
В целях осуществления научно-педагогической организации труда необходима тщательная профессиональная подготовка учителей труда, мастеров, наставников. В нее, наряду со специальными знаниями, следует вводить вопросы технической эстетики, дизайна, общего и прикладного искусства. Владея этим духовным богатством, преподаватель не сведет процесс труда к овладению узкопрофессиональными навыками. Он организует его как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую человеческую личность.