Патриотическое и интернациональное воспитание

Важным моментом в нравственном воспитании является патриотизм и интернационализм.

Белорусская школа всегда развивала в детях чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм»включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вы­рос, гордость за исторические свершения народа.

Любовь к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа определяет качества человека и мобилизует его на труд во имя народа, укрепления морально-политического могущества своего государства, на сохранение народного достояния, природы и окружающей среды. Патриотизм проявляется в гордости за успехи своего народа в области науки, техники, производства, в культуре, уважительном отношении к атрибутам своего государства, к законам. Патриотизм укрепляет чувство долга и ответственности перед народом и государством, нетерпимость к нарушителям общественного порядка, непримиримость к несправедливости в отношениях между народами.

Ведущее место в процессе становления патриотического сознания школьников занимает содержание образо­вания. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриоти­ческими традициями белорусов. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей усло­вия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, ук­репляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернацио­нализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Главными составляющими патриотического воспитания являются владение политическими знаниями, расширение политического кругозора, умение оценивать события общественно-политической жизни в стране и за рубежом. Учащиеся должны знать свои права и обязанности и уметь поступать в соответствии с ними, активно участвовать в общественной жизни школы.

Патриотическое воспитание осуществляется прежде всего на уроках, где раскрывается сущность политики страны, ее роль в развитии науки, техники, искусства. Анализируя учебный материал, школьники вырабатывают свои взгляды на общество, отношения между народами и нациями.

Воспитанию патриотических интернациональных чувств учащихся способствует и внеучебная работа школы. Классный руководитель стремится ввести в жизнь учащихся многообразие форм работы по патриотическому воспитанию. Это может быть проведение экскурсий и сбор материала на тему «Наш город», «Наша страна», проведение встреч с ветеранами войн, с депутатами и т.д.

Общечеловеческие аспекты воспитания. Планета Земля представляет собой единую экологическую систему. Растут и расширяются экономические, политические, куль­турные взаимосвязи всех стран. Мировое сообщество, объединившее­ся в ООН, оказывает влияние на решение глобальных и региональ­ных проблем. Но единство в мире — это одновременно и борьба про­тивоположностей, возникновение и обострение противоречий, кото­рые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации люди должны разрешать политическими средствами, мирным путем. В пре­одолении глобальных противоречий могут и должны внести свой вклад школа и педагогика всех стран, независимо от их обществен­ного строя и политической системы, национальных различий и отно­шения к религии.

Сущность общечеловеческих аспектов воспитания заключается в формировании у детей понимания един­ства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех на­родов сохранения мира и разоружения; проблем экологии; защиты и сохранения мировой художественной культуры; экономического, на­учного, культурного сотрудничества, а также общественной актив­ности в деле разрешения глобальных противоречий. Исторический спор о социальной справедливости может быть решен только в условиях мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, соперничества в экономической, культурной области, уважения суверенитета, права каждого народа са­мостоятельно выбирать путь социально-экономического развития.

В содержание общечеловеческого воспитания входит прежде всего разоружение, борьба за мир, против ядерной угрозы, за выживание людей на Земле, а также ликвидация последствий стихийных бед­ствий. В этой борьбе объединяются люди различного социального положения, политических убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов. Вместе с общественными организациями, родителями, на­ставниками в нее включаются и дети.

Другая проблема — загрязнение окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощение природных ресурсов, борьба с голо­дом и эпидемиями. Эти отрицательные явления промышленного про­изводства, нищеты и антисанитарного состояния могут нанести не­поправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Одна из острых проблем — обеднение художественной культуры, созданных челове­чеством духовных ценностей. Наконец, проблема меж­дународного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономи­ческих связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности.

Функциями общечеловеческого воспитания являются: развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению; обеспе­чение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задач; налажива­ние контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за со­трудничество художественной культуры.

Основное противоречие общественного воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поко­лениям быть активными участниками борьбы за мир, понимать об­щечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество. С другой стороны, среди части молодежи существует бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пас­сивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи меж­ду людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.

В ходе обучения и воспи­тания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Этому активно содей­ствуют средства массовой информации, питающие свободное обще­ние детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубля­ется понимание процессов, происходящих в мире, расширяется круго­зор. Наконец, школьники принимают непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаи­мопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.

Большое внимание общечеловеческим ценностям может быть уделено в процессе обучения. Учащиеся обсуждают проблемы мирной политики на уроках истории и других общественных дисциплин, которые вводят­ся в школах («Человек и общество» и т. п.). На уроках музыки школьники разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, связан­ные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры.

В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школь­ников с экономическими и культурными связями Беларуси в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено между­народное разделение труда. Особого внимания заслуживает изучение учащимися деятельности ООН и ее международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др. Это дает представление об усилиях миро­вого сообщества в решении глобальных общечеловеческих проблем.

 Критериями патриотической воспитанности являются владение политическими знаниями, расширение политического кругозора, умение оценивать события общественно-политической жизни в стране и за рубежом, знание своих прав и обязанностей и умение поступать в соответствии с ними, активно участвовать в общественной жизни школы. Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем яв­ляется знание и понимание их детьми. Показателен интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность, побуж­даемая высокими и благородными мотивами сохранения мира, при­роды, материальных и духовных общечеловеческих ценностей.

 

2.4. Диагностика нравственных приоритетов школьников

Классный руководитель лишь частично непосредственно организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, масте­ра, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учеб­ный и общественно полезный труд, общественную деятельность, ту­ризм, краеведение, техническое и художественное творчество школь­ников. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. И на основе этой информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов; детского воспитательного, учителей, работающих с клас­сом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском кол­лективе классный руководитель способствует организации ученичес­кого самоуправления, установлению деловых отношений ответствен­ной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодей­ствует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, вни­мательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С кол­лективом учителей, работающих в классе, классный руководитель об­менивается информацией, договаривается о единых действиях, тре­бованиях и совместных формах работы. Взаимодействия с родитель­ским коллективом строятся на обмене информацией, единстве тре­бований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с деть­ми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.

Существуют общие правила успешности воздействия и взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребенка, взрослых и детей.

Правило №1.

Всякое взаимодействие должно быть неформальным.

Правило №2.

Оно должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребенка.

Правило №3.

Оно должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.

Правило №4.

Оно должно быть справедливо и объективно.

Правило №5.

Оно должно дать шанс на перспективу.

Выполняя программу «Нравственность», педагог, классный руководитель выполняет следующие функции:

1. Изучает приоритеты жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Регулярно проводит нравственные классные часы на всех возрастных этапах.

2. Вводит в практику работы с классом часы саморазвития (изучение учащимися собственных волевых качеств, своих возможностей с элементами самокоррекции).

3. Изучает с учащимися традиции и обычаи народов мира и страны, в которой проживают дети; традиции своей семьи, школы.

4. Направляет проведение всех воспитательных мероприятий на создание атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволяет каждому ребенку ощущать собственную значимость.

5. Системой воспитательной работы формирует у детей необходимость оказания помощи больным и слабым, желание проявить благотворительность.

Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, форми­рованию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внеш­ние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведе­ния, когда он сам добивается общественно ценных результатов, про­являя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитатель­ный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта вос­питания превращается в его субъект. Механизмом такого превраще­ния является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятель­ности; осознание ее целей, требований, перспектив; познаниев ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самопреодоление)своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руко­водитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоз­зрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении соб­ственной личности, развитии и организации поведения.

Изучение учащихся – это и условие осуществления всех задач и функций классного руководителя, и основа совершенствования воспитательной работы вообще. Рассмотрим основные принципы изучения учащихся.

Изучение учащихся в школе должно быть педагогически целеустремленным и действенным. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение качества обучения и воспитания, надо знать, как учащиеся усваивают изучаемый материал, какие трудности испытывают в своей работе. Чтобы направлять развитие ученического коллектива, надо изучать жизнь, деятельность и поведение отдельных учащихся в коллективе.

Необходимо изучать учащихся в развитии. То, что характерно для учащихся одной возрастной группы, в ряде случаев не будет типичным для учащихся другой группы. Учет изменений в жизни, учении и поведении учащихся нужен в пределах каждого возрастного периода на протяжении учебного года и даже учебной четверти. Отставание школьников по отдельным предметам не является чем-то постоянным, важно выявить причины этого явления и наметить пути их преодоления.

Классный руководитель изучает учащихся в процессе их коллективной жизни и деятельности, в естественных условиях обучения и воспитания, систематически и последовательно, применяя разнообразную методику. Программа изучения может быть вариативной, но во всех случаях она должна помочь классному руководителю целеустремленно и комплексно выявить черты и качества личности учащихся и те внешние условия, которые оказывают влияние на их развитие.

Программа позволяет предупредить стихийный, неорганизованный характер изучения учащихся, обеспечить единый подход к изучению школьников и коллектива класса, получить надежные данные для анализа учебно-воспитательной работы.

В психолого-педагогической литературе предлагаются программы, которые рекомендуют целостный подход к изучению личности учащегося или выделяют акцент изучения конкретных видов деятельности и отдельных сторон проявления личности. Классный руководитель может внести коррективы и наметить свою программу с учетом целей и условий своей деятельности. Ведущим в изучении учащихся является их идейно-нравственная воспитанность, общественно-политическая и трудовая активность. Развитие идейно-нравственных чувств, сознания, убеждения, навыков и привычек поведения находит свое выражение в суждениях детей, оценке ими общественных явлений и событий, проявлении личности в разнообразной учебной, трудовой и общественной деятельности.

Одним из распространенных методов изучения учащихся является наблюдение. Деятельность учащихся проявляется на уроках, в учебных мастерских, в личном общении друг с другом и учителями. При этом раскрываются самые различные качества, черты и особенности детей. Учитель наблюдает за деятельностью и поведением детей, отбирает факты, которые характеризуют каждого школьника и коллектив класса в целом.

Наблюдение дополняется изучением письменных работ, сочинений, поделок и моделей – всего, что характеризует творческую деятельность учащихся.

Результативной формой изучения личности учащихся является беседа. Это может быть индивидуальная беседа с учеником, которая дополняется беседой с учителями и родителями. В одних случаях беседа выявляет степень информированности учащихся по различным вопросам, в других – мотивы их поведения, причины тех или иных поступков.

В опыте работы школы широкое применение получило посещение учителями семьи, знакомство с условиями жизни и воспитанием детей, проведение анкетных опросов родителей или бесед с ними. Этот метод дает возможность лучше познать индивидуальные особенности ученика. Творчески работающие классные руководители используют в системе изучения учащихся естественный эксперимент, метод создания жизненных ситуаций для выявления качеств личности и ее действий, социометрический метод в процессе изучения межличностных отношений учащихся.

Одним из вариантов определения нравственных приоритетов учащихся является следующий метод:

I. Проранжируйте понятия по степени личной значимости:

1. Друзья

2. Родина

3. Профессия

4. Деньги

5. Слава

6. Квартира

7. Семья

8. Любовь

9. Богатство

10. Талант

11. Здоровье

12. Способности

13. Общение

После того, как учащиеся провели ранжирование понятий, необходимо определить те проблемы, которые нуждаются в решении во время проведения нравственных классных часов. Эти классные часы могут и должны стать в классе традиционными.

Диагностика нравственных приоритетов проводилась нами в СШ №2 г.Глубокое. Были опрошены учащиеся 9-х классов 39 человек.

Учащимся было предложено распределить 13 понятий, приведенных выше, по степени значимости.

Получились следующие результаты (см. таблицу 1).

 

Семья = (1*14+2*16+3*3+4*2+7*1+8*1+10*1+11*1)/39=99/39=2,54;

 

Здоровье =(1*18+2*11+3*6+4*4)/39=1,9;

 

Квартира =(3*2+4*2+5*1+6*1+7*4+8*5+9*5+10*3+11*7+12*5+13*4)/39=9,15;

 

Талант =(2*2+3*1+4*1+5*5+6*4+7*3+8*5+9*3+10*5+11*5+12*3+13*2)/39=9,69;

 

Способности =(3*1+5*6+6*7+7*5+8*4+9*7+10*3+11*3+12*3)/39=7,79;

 

Профессия =(2*4+3*4+4*2+5*3+6*5+7*7+8*5+9*3+10*1+11*2+12*2)/39=6,28;

 

Друзья =(1*2+2*3+3*6+4*6+5*8+6*3+7*4+8*2+9*1+10*1+12*1+13*2)/39=5,36;

 

Общение =(3*2+4*1+5*3+6*8+7*2+8*5+9*4+10*5+11*3+12*6+13*1)/39=8,49;

 

Любовь =(1*3+2*2+3*9+4*10+5*1+7*3+8*1+9*6+10*2+11*1+12*1)/39=5,26;

 

Родина =(1*1+2*1+3*2+4*6+5*6+6*2+7*2+8*4+9*1+10*6+11*2+12*3+13*3)/39=7,36;

 

Деньги =(3*2+4*3+5*5+6*4+7*3+8*2+9*2+10*5+11*3+12*5+13*5)/39=8,46;

 

Богатство =(1*1+3*1+4*1+5*1+6*4+7*1+8*5+9*3+10*3+11*4+12*8+13*7)/39=9,54;

 

Слава =(4*1+6*1+7*4+9*4+10*4+11*8+12*3+13*14)/39=10,77.

 

  Семья Здоровье Квартира Талант Способности Профессия Друзья Общение Любовь Родина Деньги Богатство Слава
1 14 18         2   3 1   1  
2 16 11   2   4 3   2 1      
3 3 6 2 1 1 4 6 2 9 2 2 1  
4 2 4 2 1   2 6 1 10 6 3 1 1
5           1   5   6   3   8   3   1   6   5   1      
6           1   4   7   5   3   8       2   4   4   1  
7   1       4   3   5   7   4   2   3   2   3   1   4  
8   1       5   5   4   5   2   5   1   4   2   5      
9           5   3   7   3   1   4   6   1   2   3   4  
10   1       3   5   3   1   1   5   2   6   5   3   4  
11   1       7   5   3   2       3   1   2   3   4   8  
12       5 3 3 2 1 6 1 3 5 8 3
13       4 2     2 1   3 5 7 14

Таблица 1. Определение нравственных ценностей учащихся

 

Проделав выше указанные расчеты, можно сделать следующие выводы:

 

Наиболее ценным понятием для учащихся 9-го класса является «здоровье» (1,9). Данное понятие подразумевает здоровый образ жизни, занятие физкультурой и спортом, соблюдение личной гигиены.

На втором месте стоит «семья» (2,54), т.е. любовь, уважение к родителям и родственникам, послушание и др.

Далее следует «любовь» (5,26);

Четвертое место занимают «друзья» (5,36);

На пятом месте – «профессия» (6,28);

Затем следует любовь к Родине (7,36);

На седьмое место учащиеся ставят «способности» (7,79);

Восьмое место занимает понятие «деньги» (8,46);

С небольшой разницей, но все же менее ценным является для учащихся «общение» (8,49);

Десятое место занимает «квартира» (9,15);

На одиннадцатом месте у опрошенных учащихся находится «богатство» (9,54);

Предпоследнее место занимает «талант» (9,69);

Ну и, наконец, на последнем месте «слава» (10,77).

 

Таковы общие результаты тестирования опрошенных учащихся. Но если рассмотреть таблицу 1, то можно заметить, что многие учащиеся на последние места относят такие понятия, как «родина», «общение», «друзья». Два ученика отнесли семью на 10 и 11 места. На первые места относят многие такие понятия, как «деньги», «богатство», «слава», хотя при этом «способности», «талант» и «профессию» ставят на последние места.

Классному руководителю в данном случае необходимо на классном часу рассмотреть каждое понятие, объяснить их роль и значение в жизни каждого человека, используя при этом различные методы и способы, примеры из жизни. Зная семейные обстоятельства каждого ученика, проводив многочисленные наблюдения за ними, классный руководитель может понять почему тот или иной ученик поставил на первое место, допустим, «богатство», а «общение», «семью» или любое другое понятие поставил на последнее место. И возможно сможет изменить мнение некоторых учащихся с помощью проведения различных диспутов, дискуссий и бесед.

Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться, огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в нем.

А именно, в этом направлении классный руководитель может сделать следующее:

1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных жизненных ситуациях; демонстрировать примеры выживания других людей в экстремальных ситуациях.

3. Воспитывать интерес к самому себе, желание ученика самосовершенствоваться.

4. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

5. Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы воздействия.

6. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать вывод о самом себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: