Значение авторитета педагога в нравственном воспитании

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспита­теля, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, остав­ляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного по­рядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодо­левать себя, формировать свой характер в соответствии с педагоги­ческими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесха­рактерности, нетребовательности.

Выход из этих ситуаций состоит в том, чтобы прежде всего пра­вильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений в школе. В самом общем виде он определяется, конечно, обществом. Но общественные отношения, прежде чем стать воспитатель­но-целенаправленными и эффективными, научно педагогически пре­образуются, перерабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей, целей и задач общественного воспитания. Педагогика определяет оптимальную норму проявления и развития дисциплины и демократии в воспита­нии, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основа­ниях, внешних требованиях, утрачивают воспита­тельный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет»буквально означает общепризнанное зна­чение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и дея­тельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственно пе­дагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ре­бячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нрав­ственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора, кроме чистоты, искренности, открытос­ти и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагоги­ческого авторитета— в постоянном развитии педагогом в себе граж­данской, творческой, человеческой личности, подлинной духовнос­ти и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое ува­жение, доверие, расположение, исходя из естественного предполо­жения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственнос­тью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впи­тывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научи­лись третировать и даже презирать простые нормы общечеловечес­кой нравственности, другие овладели искусством общественного ли­цемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нрав­ственное самосовершенствование, высокая требовательность педа­гога к самому себе — главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему бе­зусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием обретения педагогического авторитета является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежден­ность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического ав­торитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять об­щественную позицию: в отношении истории нашего общества; по­литических процессов, происходящих в нем; процессов межнацио­нальных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и др. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, прин­ципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с класс­ным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и че­стно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над осуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противо­речие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества, в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизи­рованными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки социокуль­турной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную, позитивную, укрепляющую авторитет педагога роль, ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные Представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе незави­симость суждений, самостоятельность собственной личности. Диа­лог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господ­ствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации — де­лает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только бла­годаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к дру­гому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в раз­витии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко прочувствованная от­ветственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление са­мих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истин­ный воспитатель отдает, все силы тому, чтобы организовать творчес­кую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисцип­линированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доб­роте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он ис­пытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Подлинный педагогический авторитет, требовательная любовь к воспитанникам позволяют педагогу использовать в отношениях с детьми самый широкий спектр форм и способов взаимодействия, взаимоотношений и воз­действия. В зависимости от складывающейся ситуации применяют­ся и убеждения, и доверие, и требования. Воспитатель вступает с деть­ми в отношения товарищества, сотрудничества, сотворчества, ответ­ственной зависимости. Авторитетный педагог поворачивается к де­тям разными сторонами своей многогранной личности: выступает в качестве организатора, заинтересованного наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руко­водителя, товарища и друга.

Завоевав авторитет у учащихся, учитель не должен останавливаться на этом, он должен этот авторитет постоянно поддерживать. Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авто­ритет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на разви­тие в воспитаннике внутреннего человека, свободной нравственной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Использование авторитета в этих направлениях воспринимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя,

Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования пе­дагогического авторитета воспитателя, классного руководителя. Авторитет воспитателя, учителя, классного руко­водителя, без которого немыслим подлинный педагог, превращается в тончайший и эффективнейший инструмент педагогического дей­ствия, когда он формируется в системе взаимодействующих автори­тетов педагогического и детского коллективов, всех воспитателей и учителей, каждого отдельного воспитанника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: