Выводы по второй главе

Большое значение в совершенствовании нравственной культуры школьников имеет трудовое воспитание. Приобщение учащихся в доступных формах к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстети­ческими ценностями.

Для воспитания культуры отношений со сверстниками необходимо половое, антиалкогольное и антиникотиновое воспитание. Критериями успешности полового воспитания являются целомуд­ренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований. В качестве критериев антиотравляющей воспитанности выступают трезвость, отказ от наркотиков и табака. Важна также социальная ак­тивность школьников, проявляющаяся в осуждении наркомании, пьян­ства, курения среди товарищей, в предотвращении пьянок в семье.

Важным моментом в нравственном воспитании является патриотизм и интернационализм. Критериями патриотической воспитанности являются владение политическими знаниями, расширение политического кругозора, умение оценивать события общественно-политической жизни в стране и за рубежом, знание своих прав и обязанностей и умение поступать в соответствии с ними, активно участвовать в общественной жизни школы. Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем яв­ляется знание и понимание их детьми. Показателен интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность, побуж­даемая высокими и благородными мотивами сохранения мира, при­роды, материальных и духовных общечеловеческих ценностей.

Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет своевременное выявление и корректировка качеств ребенка, несоответствующих нравственным нормам. В основном диагностикой нравственной воспитанности занимается классный руководитель.

 

Заключение

Нравственность или мораль – это совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживались и поддерживаются силой общественного мнения, традициями, привычками, системой воспитания и личными убеждениями.

Нравственность – явление историческое. С различными социально-экономическими изменениями, происходившими в нашем обществе, менялись и нормы поведения.

Выделим основные нормы и правила поведения, которые должны быть присущи современному человеку, современному обществу:

1. Любовь к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа.

2. Дружба и сотрудничество с народами других стран и национальностей, солидарность с борющимися за независимость, социальную справедливость и свободу, неприязнь к расизму и национализму.

3. Отношение к труду как к важнейшей нравственной ценности.

4. Коллективизм, товарищеская взаимопомощь, уважение между людьми, сочетание личных, коллективных и общественных интересов – исторически сложившаяся нравственная ценность.

5. Гуманизм по отношению к людям: родителям, родственникам, детям, к природе, сочувствие к слабым и немощным, к больным и нуждающимся в помощи, непримиримость к антигуманным поступкам.

6. Отношение к самому себе, к своим личным нравственным качествам: честности и правдивости, простоте и скромности в частной и общественной жизни, нравственная чистота в семейных отношениях, непримиримость к стяжательству, эгоизму, карьеризму.

Каким же образом школа может воспитать, привить выше перечисленные качества учащимся?

Это широкое использование социальной среды: передачи радио, телевидения, средства массовой информации, литературу, искусство. Особенно необходимо опираться на примеры из жизни уважаемых людей родного края – родителей, участников важных событий и т.д. поступки и деятельность близких и знакомых людей воспринимаются и перенимаются учащимися, становятся традиционными. Ознакомление учащихся c событиями нравственного содержания различных регионов нашей страны и других государств мира помогут им понять, осмыслить и убедиться в обычаях, привычках и традициях разных народов и определить, какие из них становятся интернациональными, общепринятыми, общечеловеческими.

Немаловажное значение в нравственном воспитании имеет поведение самого учителя. Его отношение к своим обязанностям, трудолюбие, гуманизм, скромность, уважение учащихся, участие в их делах характеризуют нравственную позицию учителя, которая передается учащимся.

Нравственное воспитание осуществляется во время изучения определенных дисциплин, а также во внеурочное время, в процессе труда, в общении, во время отдыха, во время выполнения домашнего задания и так можно перечислять до бесконечности, так как нравственное воспитание будет успешным только в случае единства требований семьи, общества, школы.

Также нравственное воспитание не будет иметь положительных результатов, если педагог не будет сам следовать нормам поведения, не будет иметь те качества, которые он хочет воспитать в ученике. Расхождение слова с делом вызовет у учеников только противоположные действия. Метод примера – один из наиважнейших в процессе нравственного воспитания.

Важным моментом в нравственном воспитании является антиалкогольное, антиникотинное и половое воспитание. Критериями успешности полового воспитания являются целомуд­ренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований. В качестве критериев антиотравляющей воспитанности выступают трезвость, отказ от наркотиков и табака. Важна также социальная ак­тивность школьников, проявляющаяся в осуждении наркомании, пьян­ства, курения среди товарищей, в предотвращении пьянок в семье.

Показателен интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность, побуж­даемая высокими и благородными мотивами сохранения мира, при­роды, материальных и духовных общечеловеческих ценностей.

Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет своевременное выявление и корректировка качеств ребенка, несоответствующих нравственным нормам. В основном диагностикой нравственной воспитанности занимается классный руководитель. В данной курсовой работе были приведены примеры, методы и способы выявления у учащихся тех или иных нравственных качеств.

В качестве анкетирования использовалась методика определения нравственных приоритетов учащихся девятых классов. Учащимся было предложено 13 понятий, которые нужно было проранжировать по степени значимости. По данной методике классный руководитель может изучить нравственные приоритеты как отдельного ученика, так и среднем по классу. Методика позволяет определить уровень нравственной воспитанности учащихся и определить вопросы, которые необходимо рассмотреть во внеурочных мероприятиях с целью исправления некоторых неверных понятий и взглядов учеников.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что процесс нравственного воспитания – очень сложный процесс, требующий огромных усилий со стороны общества, семьи, школы. Воспитать «настоящего» человека можно лишь их совместными усилиями, едиными требованиями, в атмосфере любви, доброты и понимания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: