Половое воспитание школьников. На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и нездоровой наследственностью. В их решении важную роль призвана сыграть общая подготовка юношей и девушек к вступлению в брак и непосредственное их половое воспитание. Его сущность заключается в целенаправленном, систематическом развитии в детях культуры эмоциональных отношений между полами, воли, умения управлять своими чувствами и поступками. Цель полового воспитания — в формировании у молодых людей половой этики, эстетики и гигиены, культуры интимных отношений любви и семейной жизни. Половое воспитание выполняет ряд функций. Просветительнаяфункция состоит в ознакомлении школьников с культурой взаимоотношений между полами. Равноправие мужчины и женщины в нашей стране предполагает сознание долга, ответственности по отношению друг к другу и образуемой ими семье. В ходе обучения, внеклассной работы, свободного общения школьники узнают о половых отношениях, о любви, о семье, ее месте в жизни отдельного человека и всего общества. Воспитательная функция направлена на перевод знаний в убеждения; на образование навыков и привычек нравственно-эстетического поведения в отношениях между мальчиками и девочками. Необходимо одновременно совершенствовать у них культуру чувств, дружбы, любви, верности, нежности и укреплять умение управлять эмоциями и поступками. Большое значение имеет развитие чувств чести и достоинства, гордости и уважения молодых людей друг к другу, умение сохранять и развивать отношения в рамках чистоты и целомудренности. Гигиеническаяфункция заключается в формировании у молодежи навыков и привычек чистоплотности, брезгливости к половой распущенности. Половая гигиена — явление не только физическое, медицинское, но и нравственное.
|
|
Половое воспитание школьников способствует преодолению жизненных противоречий. Естественное половое созревание подростков, сексуальное возбуждение, переживаемое как неосознанные желания и смутные влечения, спонтанно и самопроизвольно возникающие, соседствуют, ассоциируются в их сознании с запретным, стыдным, вызывают растерянность. С одной стороны, в психике ребенка всем содержанием культуры формируются идеальные представления о любви и отношениях полов; с другой — его терзают желания и мысли, кажущиеся ему низкими, недостойными, разрушающими идеалы. Эти противоречия, а также пошлость в отношении секса, завоевывающая позиции в искусственном обыденном общении, порождают безнравственные явления в подростковой и молодежной среде. Среди них: сосредоточение внимания на половых инстинктах и способах их удовлетворения; проявление пренебрежения целомудренностью; отношение к сексу только как к физическому, бездуховному акту; бестактное обсуждение половых проблем и переход барьеров стыдливости; ложное утверждение половой взрослости с помощью курения, употребления алкоголя, раннего вступления в половые сношения.
|
|
Основы полового воспитания детей закладываются в семье. Со стороны родителей детям нужны доброжелательные советы и настойчивые требования, касающиеся их взаимного уважительного отношения, уступчивости, заботливости, помощи. Отцу и матери целесообразно учитывать некоторую специфику в отношениях с сыном и дочерью. Отец воспитывает в сыне смелость, физическую силу, «рыцарские» качества заступничества, благородства, стремления к доброму поступку и самоотверженности. У отца и сына нередко возникают «мужские» дела и разговоры, связанные с отношениями к матери, дочери, сестре, оказанием знаков внимания. Мать в особых отношениях с дочерью формирует у девочки гигиенические навыки, сдержанность, скромность, нежность, что, конечно, не противопоставляется занятиям физкультурой, развитию силы и ловкости. Вместе родители воспитывают в сыне и дочери культуру поведения, внимательность и заботливость, ответственность за поведение друг друга.
Решающее значение в деле полового воспитания, формирования из детей будущих родителей имеет поведение отца и матери, их отношения между собой, общий строй организованной ими семейной жизни. Из далекого детства в своем подсознании человек несет во взрослую жизнь образцы родительского поведения, по той же модели строит отношения в своей семье. Только атмосфера доброжелательности и счастья в семье способна сформировать цельную личность и подготовить ее к счастливой семейной жизни.
В школе половое просвещение реализуется в учебном процессе. Естественные предметы дают детям научные сведения, связанные с биологическими процессами в природе и человеке. Особое внимание уделяется гигиене беременной женщины, опасности употребления ею вина и табака.
Гуманитарные предметы формируют понимание сущности человека как общественного существа и дают понятия об отношениях полов, их взаимодействии в обществе. Уже в начальных классах на уроках чтения ребята узнают об отношениях мальчиков и девочек, о детской дружбе, совместных играх и делах. На уроках литературы в старших и средних классах, в процессе изучения произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Чехова, Есенина, Шолохова школьникам открывается мир отношений между женщиной и мужчиной, подлинной человеческой привязанности и любви. Литература, изобразительное искусство, музыка формируют духовно-эстетические идеалы женской и мужской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства становится для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию.
В учебном процессе юноши и девушки также знакомятся с философско-психологическими и правовыми аспектами подготовки к семейной жизни. Серьезное внимание уделяется психологии межличностных отношений в юношеском возрасте, основам нравственных взаимоотношений юношей и девушек, особенно дружбе, любви, культуре отношений между влюбленными. Ребята узнают также о подготовке к браку и функциях семьи.
Большие возможности осуществления полового воспитания предоставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. Во внеурочное время организуются обсуждения вопросов дружбы и любви. Поводом для дискуссий, конференций, диспутов становятся прочитанные книги, просмотренные фильмы и телепередачи, статьи в газетах и журналах, случаи из собственной жизни ребят. Обсуждения темы любви имеют педагогическое значение как средство формирования нравственного сознания детей и одновременно как средство психологической разрядки, приглушения остроты интимных сексуальных переживаний.
|
|
Воспитывая юношей и девушек в духе высокой нравственности, учитель подчеркивает необходимость бережного отношения к возникающим у них чувствам дружбы, первой любви, необходимость сочетания этих чувств с уважением, требовательностью друг к другу. Вместе с тем он отмечает особую ответственность молодых людей за сохранение нравственной чистоты отношений, определяющей их будущее счастье, указывает на особую ответственность девушки за свою честь и достоинство, на необходимость воспитания у нее гордости, женственности, воли – качеств, составляющих основу истинного обаяния и большой внутренней красоты. Сегодняшняя старшеклассница не только будущий специалист, но и будущая жена, мать своих детей. Эти особые функции девушки – будущей женщины предъявляют уже и теперь высокие требования к ее нравственному облику, поведению в коллективе сверстников, отношению с друзьями мальчиками. Именно от нее зависит естественность и красота отношений с мальчиком. Однако не меньшую ответственность перед будущим несет и юноша, наделенный природой значительно большей физической силой и призванный в то же время направлять эту силу на защиту, охрану своей подруги от всего грубого, недостойного. Учитель рассказывает юноше высокий смысл мужской гордости и достоинства, заключающийся в умении относится с уважением к самому себе, своим товарищам, своей подруге, свято оберегать ее достоинство и чистое чувство.
Считаясь с особой деликатностью вопросов нравственных отношений, учитель может проводить беседы с юношами и девушками раздельно. Причем не только с группой ребят, но и с отдельными учениками. При этом доверительный, доброжелательный характер беседы позволяет проникнуть в наиболее глубокие уголки души подчас обнаружить в них смятение, растерянность, даже тревогу. Учителю в этом случае становятся понятными не только личные переживания ученика, но и мотивы его поступков, устремлений, причины многих ошибок и заблуждений. Только тактичный, искусный подход к ученику поможет учителю по-настоящему оценить его нравственные достоинства и отдельные недостатки, направить его развитие на правильный путь.
|
|
Наконец, половое воспитание юношей и девушек осуществляется в процессе их свободного общения между собой на дискотеках и танцплощадках, вечеринках, посиделках, а также во время парных прогулок и уединения. Свободное общение дает выход естественным стремлениям и потребностям молодых людей видеть друг друга, делиться переживаниями, мыслями, чувствами.
Критериями успешности полового воспитания являются целомудренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований.
Нравственные аспекты антиалкогольного и антиникотинового воспитания. Во имя здоровья человека и общества в нашей стране развернулась борьба против пьянства и алкоголизма. Принимаются решительные меры для преодоления негативных традиций, которые складывались и насаждались веками. Решающим стратегическим участком борьбы против употребления спиртного, наркотических средств, табака является воспитание подрастающего поколения в духе неприятия физического и духовного отравления организма и психики. Только здоровые, лишенные дурных привычек дети, вступая в общественную жизнь, способны надежно вытеснять вредные привычки, утверждать новые традиции здорового быта.
Алкоголизм представляет собой заболевание, наступающее в результате употребления алкоголя. Оно выражается в патологическом пристрастии к спиртным напиткам, в психической деградации и различных психозах, снижении работоспособности, утрате социально ценных личностных качеств. Своеобразным заболеванием, имеющим вредные физические и психические последствия, является привычное пристрастие к курению и особенно к наркотикам. Организованная борьба против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения представляет собой систему антиотравляющего воспитания.Антиотравляющее сознаниевключает в себя глубокое понимание школьником опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом. Такое сознание становится действенным, когда подкрепляется привычным органическим и нравственно-эстетическим отвращением как к самим наркотикам, алкоголю, никотину, так и к лицам, их употребляющим.
Антиотравляющее общественное и индивидуальное сознание имеет важные функции.Здравоохранительнаяфункция состоит в формировании у школьников убеждения относительно того, что употребление алкогольных и наркотических средств наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма, утрате работоспособности, радости человеческого общения. Воспитательная функция заключается в развитии у детей полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с людьми. Суть дела не только в формировании негативного отношения к пьянству, наркомании, токсикомании, но и в развитии стремления к активной борьбе с этим общественным злом. Просветительскаяфункция направлена на то, чтобы раскрыть школьникам длинную, губительную сущность отравляющих организм веществ, способствовать их становлению в качестве активных пропагандистов трезвого образа жизни, борцов с наркоманией и пьянством.
Антиотравляющее воспитание есть целенаправленное формирование у детей ясного осознания вреда, опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики; организация здорового образа жизни; развитие нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, употреблению ядохимикатов.
Процесс антиотравляющего воспитания осуществляется в преодолении противоречий. Противоречия образуются и проявляются в социально-культурной сфере. С одной стороны, существуют реальные условия для всестороннего развития личности, ее полной культурной жизни, удовлетворения разумных потребностей и интересов, эффективного участия в производстве и общественно-политической сфере; с другой — вековые традиции быта, недостаток у части людей общей культуры, примитивное препровождение свободного времени. Все это сужает сознание, способствует подмене духовных потребностей и способов их удовлетворения одурманиванием сознания. Для отдельных людей пониманию вредности наркотиков, алкоголя, никотина противостоят сложившиеся социальные привычки, привычные ритуалы праздников и торжеств. Существенное значение в среде некоторых групп подростков имеет престижность курения, употребления токсических средств, придающих ощущение взрослости и полной раскованности. Эти жизненные противоречия и несоответствия порождают пьянство и алкоголизм, психические, легочные, сосудистые заболевания не только у зрелых, но и у молодых людей. Алкоголь и никотин особенно опасны в детском, подростковом возрасте. Несозревший организм быстрее и сильнее подвергается воздействию ядов. Систематическое отравление алкоголем, наркотиком, никотином девичьего организма резко отрицательно сказывается на способности вынашивать и родить нормального ребенка, воспитывать его в нормальной атмосфере.
Эффективность воспитания во многом обусловлена включением детей в разнообразнуюобщественно полезную и досуговую деятельность.Сознанию и воле ребенка трудно противостоять соблазняющему влиянию «запретных плодов» в обстановке безделья, безнравственного поведения взрослых и сверстников, отсутствия содержательного духовного общения. Вот почему разнообразная трудовая, общественная, физкультурная, художественная деятельность, здоровая среда не только удовлетворяют физические и духовные потребности детей, но и являются важным средством укрепления их нравственного сознания и воли. Общественно полезная деятельность отвлекает от соблазнов, дурных помыслов и ложных импульсивных действий.
Для антиотравляющего воспитания, наряду с деятельностью, большое значение имеет и такой механизм формирования личности, как общение.В представлениях и сознании детей оно и есть сама жизнь. Поэтому важно, чтобы организованное и свободное общение детей вырастало на почве содержательной разнообразной культурной, общественно полезной деятельности: труда, физкультуры, самодеятельного технического и художественного творчества. Механизмы антиотравляющего воспитания приводятся в действие благодаря целенаправленным усилиям взрослых, внутренним стимуламсамих детей. Среди внутренних стимулов — постепенно вызревающая в детском сознании мысль о том, что наркотики, вино и табак — непреодолимая преграда на пути достижения жизненных целей: успехов в учебе и овладении профессией, счастья в любви, в семье, в общении с друзьями, достижений в спорте, науке, искусстве. Действенным стимулом с отрицательным знаком являются тяжелые впечатления, которые производят алкоголики: раннее одряхление, пустота в глазах, утрата личностных качеств, болезненное пристрастие к спиртному и полная утрата человеческого облика в состоянии опьянения. Антиотравляющее воспитание должно пронизывать все виды учебно-воспитательной работы. Оно имеет естественно-научный, нравственный, эстетический, трудовой, физкультурно-спортивный аспекты и начинается в семье.В ней коренятся истоки и пьянства, и трезвости. Условием воспитания трезвости в семье является неупотребление в ней спиртного. Но главное — в содержательной духовной жизни: насыщении праздников самодеятельной программой; выходных дней — прогулками, походами и экскурсиями, совместным чтением вслух, просмотром и обсуждением телепередач, коллекционированием, вырезанием из дерева, выжиганием, рисованием.
В качестве критериев антиотравляющей воспитанности выступают трезвость, отказ от наркотиков и табака. Важна также социальная активность школьников, проявляющаяся в осуждении наркомании, пьянства, курения среди товарищей, в предотвращении пьянок в семье.