Нравственно-эстетические аспекты полового, антиалкогольного и антиникотинового воспитания детей

Половое воспитание школьников. На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, мно­гочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и не­здоровой наследственностью. В их решении важную роль призвана сыграть общая подготовка юношей и девушек к вступлению в брак и непосредственное их половое воспитание. Его сущность заключает­ся в целенаправленном, систематическом развитии в детях куль­туры эмоциональных отношений между полами, воли, умения уп­равлять своими чувствами и поступками. Цель полового воспи­тания — в формировании у молодых людей половой этики, эстетики и гигиены, культуры интимных отношений любви и семейной жиз­ни. Половое воспитание выполняет ряд функций. Просветительнаяфункция состоит в ознакомлении школьников с культурой взаимоот­ношений между полами. Равноправие мужчины и женщины в нашей стране предполагает сознание долга, ответственности по отношению друг к другу и образуемой ими семье. В ходе обучения, внеклассной работы, свободного общения школьники узнают о половых отноше­ниях, о любви, о семье, ее месте в жизни отдельного человека и всего общества. Воспитательная функция направлена на перевод знаний в убеждения; на образование навыков и привычек нравственно-эстетического поведения в отношениях между мальчиками и девочками. Необходимо одновременно совершенствовать у них культуру чувств, дружбы, любви, верности, нежности и укреплять умение управлять эмоциями и поступками. Большое значение имеет развитие чувств чести и достоинства, гордости и уважения молодых людей друг к другу, умение сохранять и развивать отношения в рамках чистоты и целомудренности. Гигиеническаяфункция заключается в формиро­вании у молодежи навыков и привычек чистоплотности, брезгливос­ти к половой распущенности. Половая гигиена — явление не только физическое, медицинское, но и нравственное.

Половое воспитание школьников способствует преодолению жиз­ненных противоречий. Естественное половое созревание подростков, сексуальное возбуждение, переживаемое как неосознанные желания и смутные влечения, спонтанно и самопроизвольно возникающие, соседствуют, ассоциируются в их сознании с запретным, стыдным, вы­зывают растерянность. С одной стороны, в психике ребенка всем со­держанием культуры формируются идеальные представления о люб­ви и отношениях полов; с другой — его терзают желания и мысли, кажущиеся ему низкими, недостойными, разрушающими идеалы. Эти противоречия, а также пошлость в отношении секса, завоевывающая позиции в искусственном обыденном общении, порождают безнравствен­ные явления в подростковой и молодежной среде. Среди них: сосре­доточение внимания на половых инстинктах и способах их удовлетво­рения; проявление пренебрежения целомудренностью; отношение к сексу только как к физическому, бездуховному акту; бестактное обсуждение половых проблем и переход барьеров стыдливости; ложное утверждение половой взрослости с помощью курения, употребления  алкоголя, раннего вступления в половые сношения.

Основы полового воспитания детей закладываются в семье. Со стороны родителей детям нужны доброжелательные советы и настойчивые требования, касающиеся их взаимного уважительного отношения, уступчивости, заботливости, помощи. Отцу и матери целесообразно учитывать некоторую специ­фику в отношениях с сыном и дочерью. Отец воспитывает в сыне смелость, физическую силу, «рыцарские» качества заступничества, благородства, стремления к доброму поступку и самоотверженнос­ти. У отца и сына нередко возникают «мужские» дела и разговоры, связанные с отношениями к матери, дочери, сестре, оказанием зна­ков внимания. Мать в особых отношениях с дочерью формирует у девочки гигиенические навыки, сдержанность, скромность, нежность, что, конечно, не противопоставляется занятиям физкультурой, раз­витию силы и ловкости. Вместе родители воспитывают в сыне и до­чери культуру поведения, внимательность и заботливость, ответствен­ность за поведение друг друга.

Решающее значение в деле полового воспитания, формирования из детей будущих родителей имеет поведение отца и матери, их от­ношения между собой, общий строй организованной ими семейной жизни. Из далекого детства в своем подсознании человек несет во взрослую жизнь образцы родительского поведения, по той же моде­ли строит отношения в своей семье. Только атмосфера доброжела­тельности и счастья в семье способна сформировать цельную лич­ность и подготовить ее к счастливой семейной жизни.

В школе половое просвещение реализуется в учебном процессе. Естественные предметы дают детям научные сведения, связанные с биологическими процессами в природе и человеке. Особое вни­мание уделяется гигиене беременной женщины, опасности употребле­ния ею вина и табака.

Гуманитарные предметы формируют понимание сущности чело­века как общественного существа и дают понятия об отношениях полов, их взаимодействии в обществе. Уже в начальных классах на уроках чтения ребята узнают об отношениях мальчиков и девочек, о детской дружбе, совместных играх и делах. На уроках литературы в старших и средних классах, в процессе изучения произведений Пуш­кина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некра­сова, Чехова, Есенина, Шолохова школьникам открывается мир отношений между женщиной и мужчиной, подлинной человеческой привязанности и любви. Литература, изобразительное искусство, музыка формируют духовно-эстетические идеалы женской и мужс­кой красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащи­мися чувств дружбы и любви с помощью искусства становится для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию.

В учебном процессе юноши и девушки также знакомятся с философско-психологическими и правовыми аспектами подготовки к семейной жизни. Серьезное внимание уделя­ется психологии межличностных отношений в юношеском возрасте, основам нравственных взаимоотношений юношей и девушек, особен­но дружбе, любви, культуре отношений между влюбленными. Ребята узнают также о подготовке к браку и функциях семьи.

Большие возможности осуществления полового воспитания пре­доставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. Во внеурочное время организу­ются обсуждения вопросов дружбы и любви. Поводом для дискус­сий, конференций, диспутов становятся прочитанные книги, просмот­ренные фильмы и телепередачи, статьи в газетах и журналах, случаи из собственной жизни ребят. Обсуждения темы любви имеют педагогическое значение как средство формирования нравственного сознания детей и одновременно как средство психологической разряд­ки, приглушения остроты интимных сексуальных переживаний.

Воспитывая юношей и девушек в духе высокой нравственности, учитель подчеркивает необходимость бережного отношения к возникающим у них чувствам дружбы, первой любви, необходимость сочетания этих чувств с уважением, требовательностью друг к другу. Вместе с тем он отмечает особую ответственность молодых людей за сохранение нравственной чистоты отношений, определяющей их будущее счастье, указывает на особую ответственность девушки за свою честь и достоинство, на необходимость воспитания у нее гордости, женственности, воли – качеств, составляющих основу истинного обаяния и большой внутренней красоты. Сегодняшняя старшеклассница не только будущий специалист, но и будущая жена, мать своих детей. Эти особые функции девушки – будущей женщины предъявляют уже и теперь высокие требования к ее нравственному облику, поведению в коллективе сверстников, отношению с друзьями мальчиками. Именно от нее зависит естественность и красота отношений с мальчиком. Однако не меньшую ответственность перед будущим несет и юноша, наделенный природой значительно большей физической силой и призванный в то же время направлять эту силу на защиту, охрану своей подруги от всего грубого, недостойного. Учитель рассказывает юноше высокий смысл мужской гордости и достоинства, заключающийся в умении относится с уважением к самому себе, своим товарищам, своей подруге, свято оберегать ее достоинство и чистое чувство.

Считаясь с особой деликатностью вопросов нравственных отношений, учитель может проводить беседы с юношами и девушками раздельно. Причем не только с группой ребят, но и с отдельными учениками. При этом доверительный, доброжелательный характер беседы позволяет проникнуть в наиболее глубокие уголки души подчас обнаружить в них смятение, растерянность, даже тревогу. Учителю в этом случае становятся понятными не только личные переживания ученика, но и мотивы его поступков, устремлений, причины многих ошибок и заблуждений. Только тактичный, искусный подход к ученику поможет учителю по-настоящему оценить его нравственные достоинства и отдельные недостатки, направить его развитие на правильный путь.

Наконец, половое воспитание юношей и девушек осуществляет­ся в процессе их свободного общения между собой на дискотеках и танцплощадках, вечеринках, посиделках, а также во время парных прогулок и уединения. Свободное общение дает выход естественным стремлениям и потребностям молодых людей видеть друг друга, де­литься переживаниями, мыслями, чувствами.

Критериями успешности полового воспитания являются целомуд­ренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований.

Нравственные аспекты антиалкогольного и антиникотинового воспитания. Во имя здоровья человека и общества в нашей стране разверну­лась борьба против пьянства и алкоголизма. Принимаются решитель­ные меры для преодоления негативных традиций, которые складыва­лись и насаждались веками. Решающим стратегическим участком борьбы против употребления спиртного, наркотических средств, та­бака является воспитание подрастающего поколения в духе неприя­тия физического и духовного отравления организма и психики. Толь­ко здоровые, лишенные дурных привычек дети, вступая в обществен­ную жизнь, способны надежно вытеснять вредные привычки, утверж­дать новые традиции здорового быта.

Алкоголизм представляет собой заболевание, наступающее в ре­зультате употребления алкоголя. Оно выражается в патологическом пристрастии к спиртным напиткам, в психической деградации и раз­личных психозах, снижении работоспособности, утрате социально ценных личностных качеств. Своеобразным заболеванием, имеющим вредные физические и психические последствия, является привыч­ное пристрастие к курению и особенно к наркотикам. Организован­ная борьба против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения представляет собой систему антиотравляющего воспитания.Антиотравляющее сознаниевключает в себя глубокое понимание школьником опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, дру­гих дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом. Такое сознание становится действенным, когда подкрепляется привычным органическим и нравственно-эстетичес­ким отвращением как к самим наркотикам, алкоголю, никотину, так и к лицам, их употребляющим.

Антиотравляющее общественное и индивидуальное сознание имеет важные функции.Здравоохранительнаяфункция состоит в формировании у школьников убеждения относительно того, что употребление алкогольных и наркотических средств наносит ущерб здо­ровью, приводит к преждевременному старению организма, утрате работоспособности, радости человеческого общения. Воспитательная функция заключается в развитии у детей полезных привычек использования свободного времени, стрем­ления к творчеству и богатому духовному общению с людьми. Суть дела не только в формировании негативного отношения к пьянству, наркомании, токсикомании, но и в развитии стремления к активной борьбе с этим общественным злом. Просветительскаяфункция направлена на то, чтобы раскрыть школьникам длинную, губитель­ную сущность отравляющих организм веществ, способствовать их становлению в качестве активных пропагандистов трезвого образа жизни, борцов с наркоманией и пьянством.

Антиотравляющее воспитание есть целенаправленное формиро­вание у детей ясного осознания вреда, опасности наркотического, ток­сического, алкогольно-никотинового отравления организма и психи­ки; организация здорового образа жизни; развитие нравственно-эс­тетического отвращения и противодействия пьянству, курению, употреблению ядохимикатов.

Процесс антиотравляющего воспитания осуществляется в преодо­лении противоречий. Противоречия образуются и про­являются в социально-культурной сфере. С одной стороны, существу­ют реальные условия для всестороннего развития личности, ее пол­ной культурной жизни, удовлетворения разумных потребнос­тей и интересов, эффективного участия в производстве и обществен­но-политической сфере; с другой — вековые традиции быта, недостаток у части людей общей культуры, примитивное препровожде­ние свободного времени. Все это сужает сознание, способствует под­мене духовных потребностей и способов их удовлетворения одурманиванием сознания. Для отдельных людей пониманию вредности наркотиков, алкоголя, никотина противостоят сложивши­еся социальные привычки, привычные ритуалы праздников и тор­жеств. Существенное значение в среде некоторых групп подростков имеет престижность курения, употребления токсических средств, придающих ощущение взрослости и полной раскованности. Эти жиз­ненные противоречия и несоответствия порождают пьянство и алко­голизм, психические, легочные, сосудистые заболевания не только у зрелых, но и у молодых людей. Алкоголь и никотин особенно опасны в детском, подростковом возрасте. Несозревший организм быстрее и сильнее подвергается воздействию ядов. Систематическое отравле­ние алкоголем, наркотиком, никотином девичьего организма резко отрицательно сказывается на способности вынашивать и родить нормального ребенка, воспитывать его в нор­мальной атмосфере.

Эффективность воспитания во многом обус­ловлена включением детей в разнообразнуюобщественно полезную и досуговую деятельность.Сознанию и воле ребенка трудно противостоять соблазняющему влиянию «запретных плодов» в обстановке безделья, безнравственного поведения взрослых и сверстников, от­сутствия содержательного духовного общения. Вот почему разнооб­разная трудовая, общественная, физкультурная, художественная деятельность, здоровая среда не только удовлетворяют физические и духовные потребности детей, но и являются важным средством ук­репления их нравственного сознания и воли. Общественно полезная деятельность отвлекает от соблазнов, дурных помыслов и ложных импульсивных действий.

Для антиотравляющего воспитания, наряду с деятельностью, боль­шое значение имеет и такой механизм формирования личности, как общение.В представлениях и сознании детей оно и есть сама жизнь. Поэтому важно, чтобы организованное и свободное общение детей вырастало на почве содержательной разнообразной культурной, об­щественно полезной деятельности: труда, физкультуры, самодеятель­ного технического и художественного творчества. Механизмы анти­отравляющего воспитания приводятся в действие благодаря целенап­равленным усилиям взрослых, внутренним стимуламсамих детей. Среди внутренних стимулов — постепенно вызревающая в детском сознании мысль о том, что наркотики, вино и табак — непреодоли­мая преграда на пути достижения жизненных целей: успехов в учебе и овладении профессией, счастья в любви, в семье, в общении с дру­зьями, достижений в спорте, науке, искусстве. Действенным стиму­лом с отрицательным знаком являются тяжелые впечатления, кото­рые производят алкоголики: раннее одряхление, пустота в глазах, утрата личностных качеств, болезненное пристрастие к спиртному и полная утрата человеческого облика в состоянии опьянения. Антиот­равляющее воспитание должно пронизывать все виды учебно-вос­питательной работы. Оно имеет естественно-научный, нравственный, эстетический, трудовой, физкультурно-спортивный аспекты и начинается в семье.В ней коренятся истоки и пьянства, и трезвости. Ус­ловием воспитания трезвости в семье является неупотребление в ней спиртного. Но главное — в содержательной духовной жизни: насы­щении праздников самодеятельной программой; выходных дней — прогулками, походами и экскурсиями, совместным чтением вслух, просмотром и обсуждением телепередач, коллекционированием, вырезанием из дерева, выжиганием, рисованием.

В качестве критериев антиотравляющей воспитанности выступают трезвость, отказ от наркотиков и табака. Важна также социальная ак­тивность школьников, проявляющаяся в осуждении наркомании, пьян­ства, курения среди товарищей, в предотвращении пьянок в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: