Выборы в органы государственной власти как социальный институт в политической сфере

 

Одной из основных демократических ценностей можно выделить выборы. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, зафиксировано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через своих представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить своё выражение в непосредственных и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплено право на политическое участие и управление государством, что нашло отражение в статье 32:

1.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2.Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3.Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В контексте рассматриваемого вопроса важно подчеркнуть, что термин «выборы» содержит организационно-правовые аспекты, так как включает процедуру и способ формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также механизмы реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными.

Выборы, в условиях гражданского общества и многопартийной системы, представляют собой один из институтов народовластия. Российский исследователь В.Н.Колесников заостряет внимание на том, что институт выборов по своей природе включает в себя: совокупность правовых норм, избирательных систем, организационных структур и политических традиций.В данном подходе наряду с такой характеристикой, как обладание своей собственной структурой, основанной на нормативной базе; делается и акцент на весь спектр форм политического поведения людей (в частности, электоральное поведение), поскольку политический институт тесно связан с жизнью граждан. В институте выборов принципиальную роль играет то, насколько активно принимают в них участие рядовые граждане, каковы мотивы избирательного участия, почему они не ходят на выборы, удовлетворены ли они избирательной практикой или требуют иной.

 Большинство отечественных политологов и социологов сходятся во мнении, что выборы – это способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определённым правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями.

Вместе с тем необходимо отметить, что понятие «выборов» имеет и социально-политические аспекты, исходя из того, что как отмечают специалисты, «выборы следует рассматривать как универсальный социальный механизм, с помощью которого: а) рождается власть, б) реализуется сущность гражданского общества, в) формируется политическая элита, г) идёт процесс социализации личности, д) осуществляется контроль за деятельностью власти и регулирование этой деятельности со стороны граждан, е) снимаются показания общественных настроений, ж) реализуются отношения представительства избирателей в органах власти». Следовательно, можно утверждать, что выборы являются средством политического воспроизводства и легитимации публичной власти.

В условиях становления и развития гражданского общества, и многопартийности выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Как правило, во многих государствах мира для большинства граждан они являются единственной формой политического участия. С помощью выборов можно осуществить наибольшее влияние на власть: сохранять или изменять состав парламента, обеспечивать его ответственность перед народом и т.д.

Главное социальное назначение выборов в условиях демократического государства заключается: во-первых, в обеспечении представительства основных общественных групп в органах власти; во-вторых, в формировании эффективного правительства.

С несколько иными, порой противоположными целями используются выборы в недемократических государствах, выступая утончённым по сравнению с методами прямого принуждения инструментом стабилизации и сохранения власти.

Как считают большинство политологов, «главным социальным назначением выборов в условиях авторитаризма или тоталитаризма является укрепление соответствующих типов политического господства с помощью манипулирования сознанием собственных граждан и (или) международным общественным мнением».

В тоталитарных государствах проводятся неконкурентные выборы, как правило, выдвигается один кандидат или избирательный список от правящей элиты. Такие выборы не способствуют изменениям в существующей политической системе. В СССР до середины 50-х гг. ХХ века выборы проходили в условиях существования тоталитарной системы, чаще всего, на безальтернативной основе. Аналогичной была ситуация и в других бывших социалистических государствах (КНДР, Монголии, Румынии и др.) и некоторых развивающихся странах (Индонезии, Бирме, Эфиопии и др.). Отличительными чертами функций выборов в тоталитарных государствах являются:

- идеологическая функция, разъяснения официальных целей и ценностей правящей элиты;

- мобилизационная функция, заключается в мобилизации масс на достижение целей и задач власть имущих, например, в КНДР объединение Кореи и построение социализма с корейской спецификой;

- функция стабилизации политической системы, состоит в демонстрации сплочённости партии и народа, вождей и масс посредством единодушной поддержки и всеобщего участия в выборах.

В авторитарных государствах применяются как неконкурентные, так и полуконкурентные выборы. Для полуконкурентных выборов характерно: допуск к участию в них лишь угодных или лояльных власти кандидатов и политических партий, ограниченное влияние институтов власти после выборов на общественно-политическую ситуацию в государстве. Для достижения необходимых результатов на выборах правящие режимы используют самые разнообразные методы, такие как: фальсификация результатов выборов, манипулирование общественным мнением собственных граждан и введение в заблуждение международного сообщества.

В авторитарных обществах выборы выполняют следующие функции:

- функция стабилизации и укрепления легитимности политического режима, что осуществляется с помощью интеграции оппозиции и частичного учёта её требований;

- идеологическая функция заключается в том, что правящая власть с помощью выборов стремится к повышению репутации как внутри страны, так и за рубежом;

- функция ослабления политической напряжённости.

С помощью выборов в редких случаях осуществляется переход к демократии, многое зависит от: общественно-политической ситуации в государстве, соотношения сил в обществе (особенно следует выделить фактор поддержки демократических преобразований вооружёнными силами), обеспечения принципов свободных выборов, давления со стороны стран западной демократии и др.

Эффективность выборов, с точки зрения российского политолога Б.И.Краснова, зависит от целого ряда экономических, социальных и духовных факторов.

Среди экономических факторов, оказывающих определяющее влияние на выборы, выделяются рыночные отношения и развитые отношения собственности. Существует следующая закономерность: граждане, обладающие собственностью и экономической свободой, заинтересованы в демократических выборах, так как для них они являются непременным условием для выражения и защиты своих экономических интересов. Экономическое положение людей определяется, прежде всего, уровнем их доходов и уровнем цен на потребительские товары и услуги.

Социальные факторы способны существенно повлиять на итоговый результат выборов. Основу демократии в западных обществах составляет средний класс, достигающий до 80-85%, способствующий общественно-политической стабильности. Кроме того, можно выделить такие условия как оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду и ряд других.

Из духовных факторов можно отметить такие как: уровень политической культуры, образования, демократические традиции, уважение к закону, чувство государственной ответственности и т.д. Ведущим в системе духовных факторов, влияющих на эффективность выборов, является уровень политической культуры. В ходе анализа особенностей политической культуры россиян исследователи подчёркивают её большую территориальную контрастность. Сегодня в России выделяют преимущественно три типа политической культуры, называемые субкультурами: «западная», «азиатская» и «русская».

Западная политическая субкультура характеризуется ориентацией на западные демократические политические ценности, верой в традиции парламентской демократии, в её институты, в возможность построения политической системы общества, исходя из принципа социальной и политической справедливости, электоральным путём. Такая культура представлена преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и других крупных промышленных городах России.

Азиатская политическая субкультура отличается особым почтением к старшим по возрасту и социальному положению, подвержена влиянию религии, отстранённостью женщин от участия в политике. Она распространена в республиках Северного Кавказа и Поволжья.

Данная модель субкультуры относится и к Республике Башкортостан. В результате выборов депутатов Государственного Собрания РБ первого созыва 5 марта 1995 года в Палате Представителей 50% мандатов получили главы администраций, 18% руководители и инженерный состав предприятий и банков и 11% - представители прочих социальных групп. Женщин среди 150 депутатов этой Палаты было 2, а из 40 депутатов Законодательной Палаты было избрано 5 женщин.

На значительной части России распространена русская политическая субкультура, носителями которой являются в большинстве своем, сельское население и жители средних и малых городов. Отличительной чертой русской политической субкультуры является отстранённость и свобода человека от политики, любой власти, свойственно противопоставление официального и неофициального, формального и неформального в политике.

Носители русской политической субкультуры подвержены популизму, им всегда требуется единение, единомыслие, исходя из принципов «всем миром», «как все, так и я».    

После трагических событий в г.Беслане (Северная Осетия - Алания) инициативы Президента РФ В.В.Путина, которые он высказал на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года, породили большую дискуссию о перспективах политики в российских регионах. Суть предложений заключается, во-первых, в том, чтобы руководители субъектов федерации не выбирались населением, а избирались коллегией выборщиков, в роли которых будут выступать законодательные органы власти российских регионов по представлению Президента РФ, а во-вторых, в реформе избирательной системы, перехода от смешанной системы (мажоритарно-пропорциональной) к пропорциональной системе.

Последние изменения в политической системе России повышают актуальность выборной тематике. В обществе среди населения есть как сторонники идеи проведения прямых выборов, так и противники. Каждый из них приводит свои аргументы как «за», так и «против». Сторонники данной реформы подчёркивают, что она укрепит федеральную власть и в кризисной ситуации предотвратит распад страны. Их оппоненты высказываются в ином ключе, что отмена прямых выборов руководителей регионов нарушает конституционные права российских граждан, а пропорциональная избирательная система в современных условиях может закрыть путь в органы законодательной власти независимым кандидатам.

Период 20-го летнего электорального цикла (1989-2009 гг.), выборов различных уровней власти в Российской Федерации вызвал неоднозначную реакцию в обществе, способствовал к стимулированию дискуссий сторонников и противников проведения выборов.

Сторонники проведения выборов приводят следующие аргументы в пользу проведения выборов различных уровней:

-предоставление гражданам возможности реализовать своё конституционное право на участие в политической жизни;

- с помощью выборов определяется реальный вес и авторитет политических партий, их возможности участвовать в формировании современного курса политики;

- предоставляется возможность для обновления политической элиты;

-способствуют формированию и структурированию партийной системы общества;

-выборы дают мощный толчок к совершенствованию политической и электоральной культуры населения;

-сохранение и упрочение имиджа «демократического правового государства» внутри страны и на международной арене;

-демократическим путём организованные и проведённые выборы способствуют укреплению институтов гражданского общества.

Противники проведения выборов утверждают:

-законы несовершенны, содержат погрешности, требуют доработки;

-по итогам выборов в ряде городов к власти приходят лидеры с криминальным прошлым, поэтому есть элементы здравого смысла в том, что руководство следует не избирать, а назначать;

-выборы нарушают относительную стабильность в обществе (например, выборы Президента РФ в 1996 г., депутатов Государственной Думы в 1999 г.);

-Центризбирком не может гарантировать отсутствие фальсификаций;

-в финансовом плане выборы обременительны для налогоплательщиков;

-выборы – это нежелательная смена элит;

-избирателям трудно разобраться в программах политических партий страны, в которых порой много общего по тем или иным ключевым вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: