Завершающее упражнение

См. в соответствующем разделе (стр. 84).


Занятие 4. Принятие общегруппового решения

«Воздушный шар» (40-55 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: обучение умению принимать коллективные решения, эффективным способам сотрудничества, создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Участникам игры сообщается следующая информация: «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном, до ближайшего участка суши 500-550 км.

Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в корзине воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.

Весь экипаж собрался в центре корзины шара, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь приземлиться живыми.

В корзине остались следующие предметы (ведущий предлагает каждому участнику группы записать список предметов и их вес или длину):

1. Канат – 50 м.

2. Аптечка с медикаментами – 5 кг.

3. Компас гидравлический – 6 кг.

4. Консервы мясные и рыбные – 20 кг.

5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг.

6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг.

7. Конфеты – 20 кг.

8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).

9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг.

10. Палатка 10-местная – 20 кг.

11. Баллон с кислородом – 50 кг.

12. Комплект географических карт – 25 кг.

13. Канистра с питьевой водой – 20 л.

14. Транзисторный приемник – 3 кг.

15. Лодка резиновая надувная – 25 кг.

Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый игрок принимает индивидуальное решение. Затем вся группа обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.

Правила игры:

- Нельзя принимать решение путем голосования.

- Нельзя высчитывать проценты: сколько “за” и сколько “против”.

- Нельзя “давить” на партнера (“делай, как я сказал!”).

- Высказывать своё мнение может любой член экипажа.

- Количество высказываний одного человека не ограничивается.

- Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.

- Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.

- Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

- При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их).

- Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.

- В случае если договориться не удастся, экипаж “погибнет”».

После оглашения правил игры участники начинают принимать индивидуальное решение, потом переходят к коллективному. Если команда не приняла решение в течение 25 минут после начала принятия индивидуальных решений, ей объявляется, что их шар разбился и предлагается обсудить, что именно помешало вовремя прийти к общему решению. Если общее решение принято, то ведущий говорит: «Благодаря тому, что вы очень эффективно организовали групповое обсуждение и вовремя пришли к общему решению, у вас получилось своевременно сбросить лишние вещи, замедлить падение и плавно добраться до места назначения. Ваша научная экспедиция закончилась успешно. Поздравляю вас с этим!» После этого начинается обсуждение того, насколько эффективно было построено взаимодействие в ходе этой игры.

Вопросы для обсуждения:

- Что препятствовало эффективной работе команды?

- Что способствовало успеху?

- Какие стратегии взаимодействия были наиболее эффективным? (Компромисс, уступка, сотрудничество).

- Как лучше было организовать взаимодействие?

В конце упражнения ведущему желательно сформулировать некоторый итог на основании результатов игры, который участникам следует запомнить для наиболее эффективного взаимодействия в группе.

Примечание:

В случае если после неудачного завершения упражнения, участники будут сильно переживать из-за этого, ведущий может сообщить игрокам, что, на самом деле, все это происходило во сне, и экспедиция завершилась успешно.

Дополнительные игры

«Секрет мага» (5-10 минут)

Цель: развитие аналитических способностей, воображения, создание возможности для развития навыков эффективного сотрудничества для достижения общей цели.

Ход игры/упражнения:

Ведущий выбирает по желанию одного из участников. Он будет исполнять роль «мага». Маг может исполнить любое желание другого игрока. Но у мага есть «секрет». Он отвечает: «Твое желание будет исполнено!» – только если выполнено какое-либо условие. Например, просьба или желание должны начинаться словом «пожалуйста». Задача игроков разгадать секрет мага. Кто первым разгадывает секрет, сам становится магом. При этом секрет изменяется.

Примеры «секретов» мага:

- Маг исполняет все желания, если просящий сложит руки перед собой.

- Маг исполняет только каждое третье желание.

- Маг исполняет желание только тогда, когда просящий смотрит ему в глаза.

- Маг исполняет желание, если слышит слово «пожалуйста».

Примечание:

Через какое-то время после начала игры ведущий может подсказать участникам, что, при организации командной работы, решение можно находить быстрее.

«Фигуры вслепую» (5-7 минут)

Цель: создание условий, способствующих групповому сплочению, выявление потенциальных лидеров.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается построить различные геометрические фигуры с закрытыми глазами, используя всех игроков команды, которые держатся за руки. Примеры фигур:

- квадрат,

- треугольник,

- круг,

- ромб,

- буква,

- звезда.

Вопросы для обсуждения:

- Как было бы эффективнее строить предлагаемые фигуры?

Примечание:

Существует возможность провести упражнение несколько иным способом. Участникам предлагается взяться руками за одну верёвку средней длины (нитку, канат), связанную в кольцо. Строить фигуры предлагается с открытыми глазами, но молча.

На основе результатов этой игры можно делать определенные выводы о лидерских способностях и потребностях членов группы. Потенциальные лидеры будут стараться взять организацию построения фигур в свои руки. При этом важно обращать внимание на реакцию остальной группы на попытки лидерства данных участников.

«Что в руках?» (5-7 минут)

Цель: создание условий, способствующих групповому сплочению, повышение активности группы, интеллектуальная разминка.

Ход игры/упражнения:

Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передаёт воображаемый предмет в руки участнику (жестом) со словами: «Я передаю кошку (например)» – и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего: «Стоп, у кого сейчас предмет?» – участник должен поднять руку. После этого ведущий предлагает этому участнику дальше продолжить передачу. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

Пример: в первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участник, у которого «кошка». И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Далее запускаются два предмета («кошка» и «щенок») в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп», в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передаче, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.

И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Примечание:

Ведущий следит за заинтересованностью участников группы и прекращает игру, когда видит потерю интереса большей части участников. В процессе игры можно постепенно увеличивать количество предметов, если группа справляется с предыдущим количеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: