См. в соответствующем разделе (стр. 84).
Занятие 4. Принятие общегруппового решения
«Воздушный шар» (40-55 минут)
Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.
Цель: обучение умению принимать коллективные решения, эффективным способам сотрудничества, создание условий, способствующих групповому сплочению.
Ход игры/упражнения:
Участникам игры сообщается следующая информация: «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном, до ближайшего участка суши 500-550 км.
Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в корзине воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.
|
|
Весь экипаж собрался в центре корзины шара, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь приземлиться живыми.
В корзине остались следующие предметы (ведущий предлагает каждому участнику группы записать список предметов и их вес или длину):
1. Канат – 50 м.
2. Аптечка с медикаментами – 5 кг.
3. Компас гидравлический – 6 кг.
4. Консервы мясные и рыбные – 20 кг.
5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг.
6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг.
7. Конфеты – 20 кг.
8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).
9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг.
10. Палатка 10-местная – 20 кг.
11. Баллон с кислородом – 50 кг.
12. Комплект географических карт – 25 кг.
13. Канистра с питьевой водой – 20 л.
14. Транзисторный приемник – 3 кг.
15. Лодка резиновая надувная – 25 кг.
Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый игрок принимает индивидуальное решение. Затем вся группа обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.
Правила игры:
- Нельзя принимать решение путем голосования.
- Нельзя высчитывать проценты: сколько “за” и сколько “против”.
- Нельзя “давить” на партнера (“делай, как я сказал!”).
- Высказывать своё мнение может любой член экипажа.
- Количество высказываний одного человека не ограничивается.
- Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
|
|
- Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
- Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
- При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их).
- Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
- В случае если договориться не удастся, экипаж “погибнет”».
После оглашения правил игры участники начинают принимать индивидуальное решение, потом переходят к коллективному. Если команда не приняла решение в течение 25 минут после начала принятия индивидуальных решений, ей объявляется, что их шар разбился и предлагается обсудить, что именно помешало вовремя прийти к общему решению. Если общее решение принято, то ведущий говорит: «Благодаря тому, что вы очень эффективно организовали групповое обсуждение и вовремя пришли к общему решению, у вас получилось своевременно сбросить лишние вещи, замедлить падение и плавно добраться до места назначения. Ваша научная экспедиция закончилась успешно. Поздравляю вас с этим!» После этого начинается обсуждение того, насколько эффективно было построено взаимодействие в ходе этой игры.
Вопросы для обсуждения:
- Что препятствовало эффективной работе команды?
- Что способствовало успеху?
- Какие стратегии взаимодействия были наиболее эффективным? (Компромисс, уступка, сотрудничество).
- Как лучше было организовать взаимодействие?
В конце упражнения ведущему желательно сформулировать некоторый итог на основании результатов игры, который участникам следует запомнить для наиболее эффективного взаимодействия в группе.
Примечание:
В случае если после неудачного завершения упражнения, участники будут сильно переживать из-за этого, ведущий может сообщить игрокам, что, на самом деле, все это происходило во сне, и экспедиция завершилась успешно.
Дополнительные игры
«Секрет мага» (5-10 минут)
Цель: развитие аналитических способностей, воображения, создание возможности для развития навыков эффективного сотрудничества для достижения общей цели.
Ход игры/упражнения:
Ведущий выбирает по желанию одного из участников. Он будет исполнять роль «мага». Маг может исполнить любое желание другого игрока. Но у мага есть «секрет». Он отвечает: «Твое желание будет исполнено!» – только если выполнено какое-либо условие. Например, просьба или желание должны начинаться словом «пожалуйста». Задача игроков разгадать секрет мага. Кто первым разгадывает секрет, сам становится магом. При этом секрет изменяется.
Примеры «секретов» мага:
- Маг исполняет все желания, если просящий сложит руки перед собой.
- Маг исполняет только каждое третье желание.
- Маг исполняет желание только тогда, когда просящий смотрит ему в глаза.
- Маг исполняет желание, если слышит слово «пожалуйста».
Примечание:
Через какое-то время после начала игры ведущий может подсказать участникам, что, при организации командной работы, решение можно находить быстрее.
«Фигуры вслепую» (5-7 минут)
Цель: создание условий, способствующих групповому сплочению, выявление потенциальных лидеров.
Ход игры/упражнения:
Участникам предлагается построить различные геометрические фигуры с закрытыми глазами, используя всех игроков команды, которые держатся за руки. Примеры фигур:
- квадрат,
- треугольник,
- круг,
- ромб,
|
|
- буква,
- звезда.
Вопросы для обсуждения:
- Как было бы эффективнее строить предлагаемые фигуры?
Примечание:
Существует возможность провести упражнение несколько иным способом. Участникам предлагается взяться руками за одну верёвку средней длины (нитку, канат), связанную в кольцо. Строить фигуры предлагается с открытыми глазами, но молча.
На основе результатов этой игры можно делать определенные выводы о лидерских способностях и потребностях членов группы. Потенциальные лидеры будут стараться взять организацию построения фигур в свои руки. При этом важно обращать внимание на реакцию остальной группы на попытки лидерства данных участников.
«Что в руках?» (5-7 минут)
Цель: создание условий, способствующих групповому сплочению, повышение активности группы, интеллектуальная разминка.
Ход игры/упражнения:
Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передаёт воображаемый предмет в руки участнику (жестом) со словами: «Я передаю кошку (например)» – и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего: «Стоп, у кого сейчас предмет?» – участник должен поднять руку. После этого ведущий предлагает этому участнику дальше продолжить передачу. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
Пример: в первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участник, у которого «кошка». И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Далее запускаются два предмета («кошка» и «щенок») в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп», в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передаче, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
|
|
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Примечание:
Ведущий следит за заинтересованностью участников группы и прекращает игру, когда видит потерю интереса большей части участников. В процессе игры можно постепенно увеличивать количество предметов, если группа справляется с предыдущим количеством.