Занятие 11. Поведение в ситуации неопределенности

«Белый лист» (7-10 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка или карандаш для каждого участника.

Цель: осознание участниками своего отношения к ситуации неопределенности.

Ход игры/упражнения:

Листы бумаги раздаются молча, после чего в течение 5-6 минут ведущему необходимо сохранять полное молчание. Просто следим за реакцией участников. Для этого упражнения хорошо использовать видеозапись (но необязательно), чтобы после его выполнения участники могли лучше заметить и осознать собственное поведение и эмоциональное состояние в ситуации полной неопределенности. После окончания времени проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что чувствовали во время выполнения упражнения?

- Насколько эта ситуация была для вас неопределенной?

- Какие возникали мысли, желания, побуждения?

- Важны ли в жизни навыки продуктивного реагирования на ситуацию неопределенности?

- А как вы видите это продуктивное реагирование на ситуацию неопределенности?

Примечание:

Участникам необходимо осознать, что ситуация неопределенности – это нормальная и необходимая составляющая нашей жизни. Она должна выступать как побуждающий к действию момент, а не становиться тормозом в жизни и деятельности. Все зависит от того, как мы к этой ситуации относимся. Для того чтобы развивать своё умение эффективно действовать в ситуации неопределенности, предлагается принять участие в следующих играх и упражнениях.

«Цветоведение» (2-3 минуты)

Цель: мобилизация внимания, развитие умения быстро действовать в неожиданных ситуациях.

Ход игры/упражнения:

Ведущий предлагает участникам потренироваться реагировать на быстро меняющуюся обстановку. Водящий (сначала им может стать ведущий) говорит любые фразы, в которых фигурируют названия цветов (например: «Загорелся красный свет светофора»). Как только прозвучало название цвета, участники должны быстро показывать предметы, в него окрашенные (это могут быть детали одежды, что-либо находящееся в аудитории и т.д.). Кто замешкался – сам становится водящим.

«На риск» (3-5 минуты)

Цель: создание условий, способствующих развитию доверия к окружающим в ситуациях неопределенности.

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «А сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тех, кто хочет мне помочь…». После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено. Смысл данного упражнения в создании ситуации, в которой нужно довериться другому без наличия дополнительной информации, и наблюдении за поведением участников в такой ситуации.

Вопросы для обсуждения:

- Почему вы это сделали? (Вопрос задается отдельно вышедшим и не вышедшим).

- Как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на ваше решение?

- Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях?

- Полезны ли доверие и смелость в ситуациях неопределенности?

- Как же развивать такие непростые качества? (Например, путем постепенного совершения соответствующих поступков. Сначала незначительных, потом более крупных).

«Движение по одному» (6-8 минут)

Цель: развитие решительности, гибкой реакции на меняющуюся обстановку, умения брать на себя ответственность при недостатке информации.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагают произвольно разместиться в пространстве, после чего они по команде ведущего начинают перемещаться в произвольном направлении, придерживаясь следующих правил:

- В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинается сначала.

- Любой участник может находиться в движении не более 5 секунд подряд, потом должен остановиться.

- Один человек может двигаться несколько раз за раунд, но не подряд.

- Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут длиться не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала.

- Участникам следует поработать, не нарушая этих правил, хотя бы 2 минуты.

- Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.

Вопросы для обсуждения:

- Чем вы руководствовались, когда принимали решение о начале движения?

- Почему некоторые люди были готовы брать на себя ответственность и действовать активно, а некоторые (такие есть практически в любой группе) приняли пассивную позицию и вообще не двигались?

- Когда в жизни возникают подобные ситуации, в которых взятие на себя ответственности и активность создают риск проигрыша, но если ответственность не берёт никто – проигрыш обеспечен?

«Препятствия» (8-10 минут)

Цель: развитие умения действовать в условиях недостатка информации, доверять партнерам.

Ход игры/упражнения:

Участники стоят или рассаживаются в помещении произвольным образом, изображая препятствия. Каждый из них, по очереди выступая в роли водящего, должен с закрытыми глазами пройти от одной стены помещения к другой, не наткнувшись на других участников. «Препятствия» при приближении к ним начинают издавать какой-либо звук (шипят, щелкают языком и т.д.). Следует договориться, что когда участник находится на игровом поле, звук может издавать одновременно лишь одно «препятствие» – то, к которому он ближе всего. Если же участник, потеряв направление движения, приближается к боковым стенкам или к той стенке, откуда он начал путь – звуки начинают издавать все «препятствия» сразу. Перед проходом каждого очередного водящего расположение препятствий меняется (он не должен видеть, каким именно образом).

Вопросы для обсуждения:

- Какие эмоции возникали у вас, когда вы были водящими?

- А когда вы были «препятствиями» и наблюдали со стороны за действиями других водящих?

- Какие психологические качества развивает эта игра?

«Данетка» (15-25 минут)

Цель: развитие логического мышления, воображения, умения действовать в ситуации недостатка информации.

Ход игры/упражнения:

Ведущий озвучивает остальным игрокам небольшой текст, обычно это финал какой-то истории, и чаще всего – странная загадочная ситуация. Задача игроков – разгадать, что привело к такому финалу, то есть выяснить причины такой ситуации и найти ответ.

Согласно правилам игры, ведущему можно задавать любые вопросы, однако их нужно формулировать таким образом, чтобы ответы на них были только «да» или «нет». Если участники идут по ложному пути, допускается ответ ведущего «не существенно» («не имеет значения»).

Тексты загадок:

- Самолет: Пилот выпрыгнул из самолета, но остался жив. Как такое может быть?

Ответ: Пилот выпрыгнул из самолета, стоящего на земле (взлетной полосе).

- Больница: Антон провёл в больнице несколько дней. Хотя он был здоров, из больницы его понесли на руках. Почему Антона пришлось нести?

Ответ: Антон – новорождённый.

- День рождения: Джулия сегодня отметила свой День рождения. А послезавтра её сестра-близнец отметит своё. Как это возможно?

Ответ: Джулия родилась 28 февраля, за несколько минут до полуночи. А её сестра – 1 марта. Получается, что в високосный год день рождения младшей из близняшек на 2 дня позже.

- Экзамен: Экзамен в военном училище. Один из студентов берёт билет и начинает готовиться к ответу, но через несколько минут подходит к преподавателю, ни слова не говоря, дает тому зачетку и покидает экзамен с отличной оценкой.

Ответ: Экзамен по азбуке Морзе. Преподаватель стучал ручкой по столу и дал сообщение, что любой может подойти сейчас и получить оценку.

- Приобретение: Один мужчина купил картину и довольно быстро разбогател. Почему?

Ответ: Картина была обычная. Но когда мужчина вбивал гвоздь в стену своей гостиной, чтобы повесить полотно, он обнаружил загадочную полость под обоями. Там оказался тайник, заложенный прежними хозяевами и полный драгоценных камней.

- Громкий звук: Дима трясётся от страха, сидя на стуле. Неожиданно раздаётся громкий звук. Мальчик подпрыгивает и с криком выбегает из помещения. Что случилось?

Ответ: Дима пришёл в школу, не выучив урок, и очень боялся быть вызванным к доске. Но прозвенел звонок на перемену, и спасённый мальчик выскочил из класса.

- Грязнули: По этой дороге ходят только грязные с ног до головы люди. Почему?

Ответ: Дорога расположена в курортном местечке. Здесь находится озеро, известное лечебными грязями, а недалеко – чистый пруд с обычной водой. После грязелечения пациенты отправляются мыться в прозрачный водоём и всегда ходят грязными по дороге от одного озера до другого.

Вопросы для обсуждения:

- Несмотря на шуточность загадок «Данеток», как вы думаете, какие качества в человеке они развивают?

- На ваш взгляд, тренируют ли они способность добывать информацию в ситуации неопределенности? Почему вы так думаете?

- Обнаружили ли вы сходство между тем, как вам приходилось придумывать вопросы для поиска ответов, и тем, как порой необходимо придумать формулировку для поисковика в интернете? (Если игроки согласны с этим сходством, то ведущий предлагает вспоминать опыт этой игры, когда им понадобится найти в интернете что-нибудь довольно неопределенное. К примеру, информацию для доклада или сведения об интересной профессии. Возможно, эта игра поможет им не бояться экспериментировать во время поиска информации в интернет-источниках. Если участники не видят сходства, можно устроить небольшое обсуждение по этому поводу).

Дополнительные игры

Если после всех загадок осталось время, можно найти дополнительные загадки в интернете по ссылке, указанной в списке литературы под номером 8 (стр. 87), и загадать их в оставшееся время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: