Занятие 12. Психологическая гибкость

«Фразы» (3-7 минуты)

Цель: формирование мотивации к развитию критического мышления, умения взглянуть на ситуацию под нестандартным углом.

Ход игры/упражнения:

Давайте проверим вашу способность работать в команде. Ведущий говорит: «Я произнесу одну за другой три фразы, каждую фразу вы должны хором повторить. Сумеете?» Участники отвечают утвердительно. Ведущий продолжает: «А я думаю, что нет. Давайте проверим. Сегодня хорошая погода». Участники повторяют. Ведущий: «Мы любим весёлые игры!» Участники повторяют. Ведущий: «Проиграли, уже проиграли!» Участники: «Но ведь вы произнесли только две фразы». Ведущий отвечает: «Моя третья фраза была: “Проиграли, уже проиграли”. Так что вы действительно проиграли».

После этого ведущий сообщает, что это шуточное упражнение показывает важность критичности мышления и умения взглянуть на ситуацию под нестандартным углом.

Вопросы для обсуждения:

- Какие вы можете предложить способы развития критического мышления и умения взглянуть на ситуацию под нестандартным углом? (Например: просматривать различные критические видео об интересных вам фильмах, книгах, играх; анализировать свою работу и работу своей группы после её завершения; решать различные задачки на умение видеть несколько вариантов решения проблемы и т.д.).

«Связь движений» (10-15 минут)

Цель: развитие гибкости мышления, способности находить общее в различных фрагментах информации.

Ход игры/упражнения:

Участники делятся на микрогруппы по 2-3 человека. Ведущий придумывает и демонстрирует три движения, которые логически не связаны между собой (например, показывает, как он чистит зубы, накачивает велосипедное колесо и чистит картошку; при необходимости ведущий поясняет, что именно за движение он продемонстрировал). Задача микрогрупп – придумать и продемонстрировать сюжет, который бы позволил логически объединить эти движения (время на подготовку 4-5 минут, на демонстрацию – полминуты-минута на каждую микрогруппу).

Вопросы для обсуждения:

- Какие сюжеты запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?

- В каких жизненных ситуациях важно уметь объединять внешне несходные фрагменты информации? (Например: при различном творчестве, при анализе какой-либо информации).

«Свечка для животных» (15-20 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги для каждого участника, карандаши, фломастеры.

Цель: развитие гибкости поведения, способности адекватно реагировать на изменяющиеся условия.

Ход игры/упражнения:

Каждый участник рисует какое-либо животное (можно схематично). Ведущий просит рядом с рисунок указать несколько черт характера этого животного. Черты придумывает сам автор. Затем выбирается привычная для участников ситуация (к примеру, свечка, тренинг, школьный урок, репетиция спектакля и т.д.) Если для ситуации нужен какой-либо ведущий (учитель на уроке, ведущий свечки, режиссер спектакля), то заранее оговаривается, кто из участников будет играть эту роль (такую роль рекомендуется предложить наиболее активному подростку). Также определяются другие специфические роли при необходимости (староста класса, помощник режиссера и т.д.) Все оставшиеся участники играют схожие роли, такие как ученик в классе, член отряда на свечке и т.д.

После определения ролей каждый участник по очереди случайным образом выбирает один из подготовленных рисунков. Участники смотрят, какие рисунки они вытянули, и разыгрывается придуманная ситуация. Каждый играет свою роль (ученик, учитель, режиссер) в соответствии с характером того животного, которое ему досталось. Через какое-то время участники меняются рисунками и отыгрывают новые полученные ими характеры. Ведущий заканчивает игру, когда активность и интерес участников к происходящему немного снизятся. При желании, в процессе игры можно также менять тех, кто играет роль учителя, ведущего свечки, помощника режиссера и т.д.

Вопросы для обсуждения:

- Какие роли было отыгрывать интереснее всего?

- Какие роли сложнее всего?

Примечание:

Вербальная агрессия участников по отношению друг к другу в процессе разыгрывания ролей сразу пресекается ведущим. Если участник испытывает трудности в моделировании поведения, ведущий может помочь или попросить о помощи того подростка, от которого испытывающий затруднения участник будет готов ее принять.

«Кто о чем» (5-7)

Доп. материалы: карточки с вопросами по количеству участников.

Цель: развитие умения выполнять нестандартные мыслительные операции (не отвечать на вопрос, а угадывать вопрос по ответу).

Ход игры/упражнения:

Ведущий заранее подготавливает карточки с вопросами. В начале игры он предлагает каждому участнику по очереди взять карточку с вопросом. Игрок, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Какие фрукты ты любишь?» Игрок отвечает: «Я люблю яблоки». Остальным участникам надо угадать, какой вопрос был задан. Как и в загадке «Данетке», для отгадывания можно задавать любые вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

Примеры вопросов:

- Какое у тебя нелюбимое занятие?

- Сколько у тебя сестер и братьев?

- Что тебе нравится в школе?

«Шедевр» (7-10 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: развитие воображения, способности работать с непривычными образами, формирование и тренировка навыков самопрезентации.

Ход игры/упражнения:

Участники получают по одному листу бумаги и изображают на нем 20 точек, расположив их произвольно, но более-менее равномерно. Потом участники обмениваются этими листами со своими соседями. Задача каждого – на том листе, который ему достался, соединить все точки прямыми линиями или дугами таким образом, чтобы получилось целостное, осмысленное изображение (4-6 минут). Потом проводится публичная презентация получившихся работ – каждый выходит со своим рисунком перед другими участниками, показывает его и рассказывает, что именно там изображено (можно презентовать рисунки с места).

Вопросы для обсуждения:

- Какие эмоции возникали в процессе рисования и при публичной презентации своих рисунков?

- Чьи рисунки больше всего запомнились участникам, показались самыми интересными, чем именно?

- На какие жизненные ситуации похоже данное упражнение?

- Какие качества в себе нужно развивать, чтобы уверенно справляться с подобными ситуациями, заданиями?

Дополнительные игры

«Горячий снег» (7-10 минут)

Цель: развитие гибкости мышления, воображения.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается представить себе несколько предметов или объектов, обладающих такими качествами, которые на обыденном уровне представляются несовместимыми с ними. Например, это могут быть такие объекты:

- горячий снег,

- черный свет,

- крошечный великан,

- старый ребенок.

Участники описывают, что это могут быть за объекты, при каких условиях возможно их появление, какими ещё необычными свойствами обладает каждый из них. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется из расчёта 2 мин на объект.

Вопросы для обсуждения:

- Как это упражнение может быть полезно для развития гибкости мышления? (При необходимости можно уточнить, что участники понимают под гибкостью мышления).

«Детектив» (3-7 минут)

Цель: развитие независимости мышления.

Ход игры/упражнения:

Одному игроку говорят, что сейчас все придумают какую-то детективную историю, и он должен будет отгадать её, при этом ему можно будет задавать вопросы, на которые отвечают только «да», «нет», «не знаю». После объяснения правил игрока просят выйти за дверь.

Никакого сюжета не придумывается, просто, если вопрос игрока заканчивается на гласную букву, то все отвечают «да», если на согласную – «нет», на мягкий знак – «не знаю». По истечении некоторого времени (ведущий сам может подсказать, что история завершена, или отгадывающий через вопросы решит, что история закончилось) отгадывающий участник представляет окончательную версию истории. После этого ему рассказывают, как проходила игра на самом деле, и что историю он сочинил сам с помощью остальных.

Ведущий сообщает, что цель этой игры – показать, что не всегда всё видится таким, какое оно есть на самом деле.

Примечание:

Важно не выбирать на роль отгадывающего такого человека, который остро реагирует на различного рода розыгрыши и неловкие ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: